Наваждение

Виктор Алёнкин
               
               
                – Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
                Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
                Гёте, "Фауст"



     В последнее время стало модным сопровождать вымысел заверениями в его истинности. Я не вижу в этом особой надобности.
               
                1

    Посреди ночи меня поднял звонок давнего приятеля. Трубка, не давая себя перебить, несла какую-то ахинею. Почувствовав неладное, я уже  было собрался ехать к нему, но жена спросонок заметила, дескать, утро вечера мудренее. В цейтноте неотложных дел, я не то, чтобы навестить, но даже позвонить ему не смог. Это досадное обстоятельство так расстроило, что ночью стал сниться странный сон, будто бы, проскочив где-то поворот, я очутился у каких-то развалин старинного дома. Приятеля я всё же навестил. Не позвонив, но прихватив бутылку хорошего коньяка.

    Дверь открыла Ольга Леонидовна, его мама. Интеллигентная женщина, которая знала меня со студенческих лет. Я раскланялся, извинился, – дескать, давно у вас не был. Она вздохнула, – сидит друг твой, одинёшеньки в тёмной комнате. Недаром Антон Чехов говорил, – мужчина без женщины глупеет.
    Постучав в дверь сына, ушла на кухню.
 
    В комнате стоял полумрак – идеальное место для хакеров. Приятель оторвался от мониторов и грустно сказал:
    – А, дружище, наконец-то. Понимаешь, в последнее время у меня глюки. Чертовщина какая-то.
    – Не кипятись. Посидим, как в былые времена за рюмкой, «наведём на резкость» и определим, куда тебя черти занеси.
    – Я знал, что не оставишь меня. За три месяца я чуть с ума не сошёл работая над одной программой. Послушай, всемирный справочник Википедия в последние десятилетие изжил себя. Поступающий поток информации не успевают проверить, как она уже устарела. Пользователи словаря скоро станут бродить по виртуальному миру "Вавилонской библиотеки" придуманной в прошлом веке Луи Борхесом*.

    – Мой старый друг! Пойми, человек не накопитель знаний. Он – деятель.
    – Я об этом же говорю, но человеку нужно то, что развивает его индивидуальные способности. Кроме того, Википедия всё больше становится наставлением по увеличению коэффициента интеллекта, этого пресловутого IQ.
    – С качеством знаний я согласен, но откуда такая неприязнь к IQ? В каком справочнике ты прочел об этом?
    - Я своим умом дошел до этого. У человека только два пути развития: наука и искусство. Наука для создания удобств, а искусство для развития души.
    – Да уж! Эти гонки за количеством информацией гипертрофировано вытесняют божественную сущность человека...
    В дверь постучали:
   
    – Мальчики, идите мыть руки, стол накрыт…
    За столом, я как мог доброжелательнее спросил:
    – Чем же ты сможешь заменить божественную сущность человека?
    – Я начиню машину блоками логики и правильными мозгами.
    Ольга Леонидовна – возмущённо:
    – Человеку дарована свобода выбора. Потому каждый в праве иметь своё личное отношение к происходящему. Душа есть божественная сущность и она позволяет делать поступки правильные(!), но далеко расходящиеся с логикой. С этим никакая машина не справится.
    Она принесла с кухни утятницу, в которой что-то аппетитно скворчало:
    – Сынок, ты ловишь жар-птицу. Пойми, что счастье познаётся только в семейной жизни. При других обстоятельствах, это только погоня за ним, а ещё в воспоминаниях. Женись, как твой друг.
    – Мама, ты не понимаешь. Я хочу осчастливить человечество.
    – Ого! – сказали она, – до тебя многие пытались, но получалось обратное.
    – Ну-ну, – он криво усмехнулся, – история нас рассудит!
    Налили рюмки. Запечённая в яблоках утка прервала полемику.

    После обеда в его полутёмной комнате, я спросил: – Как ты хочешь осчастливить человечество?
    – У Джонатана Свифта** описана машина, как обрести абсолютные знания, но тогда не было технических средств воплотить идею в жизнь. Моя программа может выдавать продукт из всех комбинаций слов английского языка, включая точку и пробел. Как бы ни велик был это объём, но он конечен. Полученный результат обрабатывается искусственным интеллектом. В результате будет всё, включая доже информацию из будущего. Он улыбнулся: Вот так, "друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". После индивидуальных настроек машина поможет каждому найти своё.

    – Однако Ольга Леонидовна права – за человеком останется выбор. Но как его сделать, если добро и зло каждый понимает по-своему. Последствия твоего открытия непредсказуемы. Кроме того ещё Стивен Хокинг*** предупреждал об опасности дальнейшего развития искусственного интеллекта, а сегодня добавилась новая беда - Нобелевская премия дана за идею создания молекулярных самовоспроизводящихся роботов. Микроскопическая «саранча» способна поглотить всё живое. Представь, что твоя программа ускорит создание этих нанороботов. Достаточно в СМИ (а в них и без тебя хватает пакостей) запустить панику, а потом лечить людей вакциной с этими чипами. Нас кто-то маниакально подталкивает к апокалипсису.

    Он долго молчал и, наконец, изрёк:
    – Ты не хакер и представляешь насколько это реально через соцсети. Мышеловки расставлены, но именно моя машина поможет выпутаться из настоящего ада мусорной информации. Теперь я понимаю, почему у меня исчезла часть программы. Мне удалось восстановить утерянное и надёжно закодировать программу. На всякий случай я сообщаю тебе код. Вспомни, как на первом курсе мы с тобой придумали абракадабру. Это и есть пароль. Нигде не произноси её вслух.
               
                2

    На обратном пути, чтобы избежать встреч с полицией, я поехал просёлочной дорогой. Где-то за поворотом, моё внимание привлекло заброшенное строение. В вечерних сумерках очертания его были смутными, но показались удивительно знакомыми. Повинуясь непреодолимому желанию в этом разобраться, я через пару минут был возле каменной стены и, обнаружив пролом, оказался на мозаичном, с зияющими провалами, полу. Свет, падающий из дыр в потолке и стенах, играл полутенями.

    – Извините, что не могу Вам представиться.
 
    От неожиданности, я чуть не свалился в один из провалов. Как же я не заметил? Некий субъект с необычайной быстротой спустился по чугунной лестнице, и я смог подробно его рассмотреть. Небольшого роста, в форсистом костюме. Короткая стрижка кучерявых чёрных волос. Навыкате хамоватые глаза. Этого типа прямо-таки распирало от собственной значимости. Для пущей важности он, сложив на груди руки и поставив на носок остроконечную туфлю, нагло изрёк:
    – Впрочем, вам всё равно не поверят, что меня видели.
    В форсистом костюме икнули, и потёрли пальцем сбоку носа. Запахло серой.
    Господи, – избавь меня от лукавого!.

    Под пиджаком хозяина налились стальные мускулы:
    – Учтите, что дьявол писание знает лучше всякого смертного. Перейдём к делу.
    Он жестом пригласил к стойке, чёрт знает, откуда появившегося бара:
    – Рюмку коньяка, что пили с приятелем, – сидящий за стойкой продолжил, – раз вы догадались, с кем имеете дело, то не будем церемониться. Продайте код!
    – Есть на свете то, что не продаётся.
    – Понимаю. Совесть не позволяет, но я успокою – люди ещё недавно лазали по деревьям, и для многих совесть лишь обуза. Кроме того, у нас самое надежное хранилище для открытий, которые могут привести к глобальным катастрофам.  А вам очевидный профит – за информацию вам  уже открывается неограниченный счёт в швейцарском банке. В конце концов, за такие деньги можно получите самую надежную индульгенцию. Теперь согласны?
   
    – Хранилище ты продашь за золото тем, кто тебя нанял. Если твоё ведомство не знает, что такое совесть, то ответь:
    – Правда ли, что Христос принял смерть, чтобы спасти род человеческий?
    – Да, спасти от преисподней, где я работаю.
    – И те, кто приказал и распинал Христа, тоже спасутся?
    Он тревожно оглядывался по сторонам: – Этого нам знать, не дано.
    В этот момент я успел перекреститься:
    – Сгинь, Сатана!
    Он, сделав кульбит, потух, подобно экрану старого телевизора, но закадровый голос успел донести, – мы ещё встретимся!

    Я очнулся, сидя  в своём любимом компьютерном кресле. В комнату вошла жена:
    – Проснулся?
    – Наваждение какое-то. Представь, я только что отказался  от неограниченного счёта в швейцарском банке.
    Она усмехнулась и сказала с женской непосредственностью:
    – Я бы не отказалась

_______________
      * Луис Борхес,  аргентинский писатель (1899-1986) Известен философскими рассуждениями в форме приключенческих или детективных историй.
   
     ** Джонатан Свифт (1667-1745), автор сатирико-фантастической тетралогии  „Путешествия Гулливера“

    *** Стивен Уильям Хокинг (1942- 2018), английский выдающийся физик-теоретик, космолог.

                Иллюстрация с картины Сальвадора Дали

                Апрель 2019 г