Настоящая правда не должна никому вредить!

Станислав Раскошанский
Глава из книги "Законы осознанной жизни - золотые ключики йоги для саморазвития"

8.2. Настоящая правда не должна никому вредить!

 «Правда, которая разрушает мир и гармонию, хуже лжи».
Хазрат Инайят Хан

Следование Сатье не должно противоречить Ахимсе – главному принципу йоги,  принципу невреждения и ненасилия! Ведь и истина, и любовь – это грани одного алмаза – нашей души!

В древнеиндийском нравственном трактате  «Законы Ману» говорится: «Надо говорить правду, говорить приятное. Не следует говорить неприятную правду, не следует говорить неприятную ложь — такова вечная дхарма».

Махатма Ганди даёт подобное объяснение: «Приятная речь - это не лживая лесть, а правда, высказываемая человеком, который знает закон, но не является рабом сухой догмы, который полон сострадания к собеседнику, и поэтому находит слова, защищающие истину от грубости».

Сант Кирпал Сингх говорит о том, что мы не должны ранить ничьих чувств, говоря правду: «Человек, у которого нет злых намерений против кого-либо,  будет говорить правду. Его слова будут приятными и добрыми,  потому  что он  не  хочет  ранить  ничьих чувств.
Усвойте добродетельные качества правдивости и путем любви добивайтесь лучшего взаимопонимания с людьми».
 
Свами Вивекананда также объясняет связь принципов правдивости и «не навреди»: «Признак истины - чистота, Единство. Всё, что ведет к Единству - истина. Любовь - истина, а ненависть - ложь, потому что ненависть создает рознь».

Тиру-Валлювар освещает тот же принцип единства Сатьи и Ахимсы: «Речь просвещенного человека состоит из слов истины, пропитанных любовью. Только ту правдивость можно назвать истинной, которая никому не принесет вреда».

Поскольку закон «Никого не осуждать и не критиковать» является разновидностью Ахимсы («не навреди»), то нарушение этого закона также противоречит Сатье. Когда мы кого-то критикуем, мы нарушаем принцип правдивости, поскольку критика окрашена негативной эмоцией, которая искажает передаваемую нами информацию. Ведь Истина исходит из того же Источника, что и Доброта и Любовь, - из нашего Высшего Я.

Поэтому истина не может быть сказана со злостью, ведь такую «правду» никто не способен принять. Есть даже такое выражение: «резать или рубить правду-матку». Но когда мы с ней, бедненькой, так жестоко обращаемся, она умирает!

Учитель Сант Кирпал Сингх наставлял своих учеников так: «Подумайте дважды, прежде чем что-то сказать. Продумайте до конца, будет ли то, о чём вы хотите сказать, правдой, будет ли это сказано с любовью, и есть ли необходимость об этом говорить».

Правда всегда сказана с любовью и добротой, и тогда она воспринимается человеком и приносит ему пользу. Тогда мы говорим с уровня своего Высшего Я, которое обращается к Высшему Я другого человека, пробуждая в нём также совесть и любовь.

С другой стороны следование Сатье не должно противоречить Ахимсе – принципу «не навреди»! Если существует угроза для жизни человека, то в этом случае допускается нарушение принципа правдивости ради спасения человека. Таков закон осознанной жизни: «Настоящая правда не должна никому вредить».

Махатма Ганди объясняет этот закон так: «Правда не является истиной, если высказана с целью причинить вред. Как и любое действие человека, правдивая речь, чтобы быть правильной, должна пройти проверку на заповедь "не навреди"».

Например, во время войны каратели приходят в деревню и спрашивают одного из местных: «Покажи, кто здесь партизан?». Если тот скажет врагам правду, его односельчан расстреляют. Поэтому чтобы этого не допустить, он говорит, что партизан здесь нет. В этом случае ради спасения жизни людей нарушение принципа правдивости допустимо, вернее, даже необходимо.

Если человек даже хорошее правило применяет ради самого правила, а не ради блага другого человека, тогда он обычный фанатик и догматик, подобный фарисеям, распявшим Христа из-за того, что Учитель ради блага людей иногда нарушал установленные в социуме правила. 

Рассмотрим другой пример. Если предсказатели будущего или врачи говорят человеку, что тот не сможет избежать какого-то конкретного несчастья или гибели, то, скорее всего, они нарушают принцип правдивости. Ведь если передаваемая информация – это приговор человеку, не оставляющий ему никакой надежды, тогда такая «правда» лишит его сил и мужества, а также веры в себя и помощь Высшей Силы. И существует высокая вероятность того, что эта «правда» действительно воплотится в жизнь.

Причина в том, что авторитетный специалист, которому человек поверил, сформировал у него отрицательное самовнушение, создав и заложив в его подсознание программу на самоуничтожение! Такая «правда» вредна, и, поскольку она противоречит принципу «не навреди», она и не должна называться правдой.

Настоящая правда побуждает человека верить в силы своей души и Высшее Начало. Ведь для того, кто живёт как пробуждённая душа и связан с Источником неисчерпаемой силы, нет ничего невозможного. Если человек начинает осознавать свою Высшую Природу и устанавливает связь с Высшим Началом, то закон кармы или предопределённости может быть заменён законом милости, любви и прощения, который мы рассматривали ранее.

Когда мы говорим человеку, что верим в его лучшие качества, в то, что в нём есть любовь, доброта, совесть, сострадание, решимость, мужество и тому подобное, мы передаём ему такую правду, которая вдохновит его и со временем раскроет в нём все эти качества. Мы говорили о важности веры в себя, когда исследовали закон: «Нужно верить во всемогущество своего Высшего Я». Таким же образом мы должны верить во всемогущество и способности Высшего Я каждого человека!

«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман».

Этими словами Александр Сергеевич Пушкин выразил мысль о том, что настоящая правда должна нас возвышать и вдохновлять. Когда мы концентрируемся на недостатках человека, мы высказываем «низкие истины», делая это без любви и приправляя их горьким вкусом критики и раздражения.

Такие «невкусные» истины никто не готов принять и «скушать», поскольку мы нарушаем закон «Никого не осуждать и не критиковать», а значит, и принцип «не навреди». Такая правда воспринимается человеком как агрессия с нашей стороны, поэтому он реагирует подобным же образом и в свою очередь, вдохновляясь своим «праведным гневом», режет правду-матку о наших недостатках!
 
«Нас возвышающий обман» на самом деле является настоящей правдой, так как он пробуждает наши лучшие качества и веру в себя! Поэтому тот, кто верит в нас и наши достоинства, помогает нам их развивать. Такой человек – наш настоящий друг, которому мы благодарны за то, что он видит наше Высшее Я и напоминаем нам о нём. Тогда он также может нам сказать с любовью и по-доброму о наших недостатках, и в этом случае мы сможем от него принять такую правду, так как он верит в нас и в то, что мы способны с ними справиться.   

Мы способны верить в истинную Природу другого человека, если применяем на практике  рассмотренные ранее законы: «Видеть в других не недостатки ума, а достоинства души» и «Доверяй человеку и дай ему шанс проявить свои достоинства». Ведь каждый – душа, и, значит, каждый обладает этими чудесными добродетелями – качествами души, свойственными её Божественной Природе.

С другой стороны, мы должны помогать людям в том, чтобы пробуждать их осознанность. С этой целью мы можем с большим тактом и уважением, не раня чувств человека, дать ему добрый совет. В таком деликатном общении нам пригодятся добрый юмор (не путать с сарказмом!), тонкие намёки и добрый смиренный ненавязчивый тон.

Если мы будем способны с любовью сказать человеку о его недостатке с целью ему помочь, а не ради критики и осуждения, тогда есть шанс, что человек нас услышит, и это поможет ему измениться. Такой подход мы можем эффективно применять и с целью воспитания своих детей или нерадивых подчинённых на работе, а также для того, чтобы помочь измениться своему другу или своему близкому человеку.
 
Если мы обращаемся к человеку с любовью, говоря ему о его достоинствах или недостатках, тогда это приносит пользу, так как человек способен это воспринимать и меняться к лучшему.

Сант Кирпал Сингх говорит о том же: «Настоящий друг никогда не будет распространяться о ваших недостатках, но попытается с любовью объяснить, где вы поступаете неправильно, так как в глубине своей души он проявляет заботу о вас».

Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над принципом йоги:
- Сатья – правдивость
и законом осознанной жизни:
- «Настоящая правда не должна никому вредить».

• Проведём самоанализ, вспомнив, в каких ситуациях мы нарушаем эти принципы. Впредь постараемся быть более внимательными к своим словам и своим реакциям, чтобы сделать их более честными и искренними.

• Воспользуемся нижеприведенной методикой ненасильственного общения, которая позволяет честно говорить о своих потребностях, не критикуя и не осуждая других, и создавать гармоничные отношения на основе уважения и любви.

УЧИМСЯ ИСКРЕННЕ И С ЛЮБОВЬЮ ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ И ПОТРЕБНОСТЯХ

Чтобы наша правда не ранила другого и не превращалась в злобную критику, воспользуемся известным психологическим методом, основанном на принципе ненасильственного общения.

1. Приводим человеку конкретный факт, когда его поведение нас ранило и вызвало у нас какие-то негативные чувства, и говорим ему об этих чувствах. Например: «Вчера ты мне не позвонил, хотя обещал, что мы пойдём вместе в кино. Я не смогла до тебя дозвониться, и очень расстроилась и разозлилась на тебя!».
Не нужно говорить о недостатках человека или обобщать: «Ты всегда так поступаешь!», «Ты безответственный тип!» и т.п.

2. Говорим о своей потребности: высказываем своё пожелание, как этот человек может нам помочь, чтобы мы так не расстраивались в будущем. Например, говорим: «В следующий раз, пожалуйста, если твои планы изменятся, предупреди меня об этом заранее. Тогда наши отношения и моё доверие к тебе также будут укрепляться».

3. Попросить прощения за свои негативные чувства и критику в адрес этого человека, которые мы испытывали. Нужно объяснить, что мы пока несовершенны и не способны сохранять всегда внутренний покой и любовь. Но мы стремимся к этому, и этот человек может нам помочь, простив нас на наши недостатки и поступая так, как мы его об этом попросили.

4. В свою очередь мы также прощаем этого человека и говорим ему о своём доверии к нему, о своей вере в его позитивные качества и в то, что он способен изменить своё поведение.

Так мы создадим привычку не ранить ничьих чувств и со всеми быть тактичными, чтобы наша правда всегда была окрашена добротой, сочувствием и любовью.