О Последнем Совете Скифов

Олег Жиганков
О Последнем Совете Скифов, о Царьграде,
и о том, что такое - Фракия

Однажды под Рождество, 400 А.D.

В канун Рождества 400-го года много чего важного могло произойти. Но вряд ли что-то может быть интересней, чем помещенный мною в этот год и в этот день Великий Совет скифов. Который мог тогда состояться, а мог и не состояться. Но, думаю, почитать о нем все же стоит.

Я вначале поговорю о том, что произошло, что состоялось в этот год, и в примыкающий к нему отрезок времени. И как собирательный образ, как притчу о том времени, о том важном, что тогда происходило, я расскажу вам Легенду о Последнем Великом Совете Скифов – который, как я уже сказал, мог состояться, а мог и не состояться в канун Рождества 400-го года.

Почему Рождество? Да к тому же круглого года? Конца столетия? Почему такая круглая дата? Опять-таки, для удобства рассказа. Я сам являюсь последним доктором богословия двадцатого века, даже можно сказать второго тысячелетия – мой диплом, подтверждающий присвоение мне степени доктора богословия, который выдан университетом Андрюса, подписан и датирован 31 декабря 2000-го года. И я примечаю особо круглые даты. Наверное, Господь тоже понимал, что люди, такие ограниченные как я, к примеру, будут придавать значение круглым датам. И как великий Учитель Он действительно мог заложить в круглые или особенные (пророческие) даты что-то важное, на что стоит обратить внимание.

Так вот, в году 400-ом, в канун Рождества, или в какой другой день, могла состояться такая вот встреча братьев, о которой я вам напишу. А могла и не состояться. Но состоялась она или нет – это не так важно. Важно то, что именно в эту пору лицо Европы начинает стремительно меняться. И меняться именно в том направлении, хорошем ли, или плохом, о котором мы узнаем из произошедшего на Совете Скифов, о котором вам расскажут историк, богослов и писатель. Но к этому Совету читателя надо еще приготовить. Вот этим я сейчас и займусь. Начну я рассказывать вам понемногу о том, что предшествовало этому Совету. Держитесь покрепче за меня, вашего гида, чтобы вам не потеряться.

Но куда отправимся мы? Туда, где собрались тогда братья, скифские князья, в последний раз. А где они собрались? Они, конечно, могли собраться где угодно – вся земля была перед ними, вся великая земля Скифов, бескрайняя земля скифов, земля славян.

Не огнем и не мечом досталась скифам эта территория. Они просто выросли на ней, в нее и среди нее, они скитались и оседали на ней уже многие столетия, и встречали на земле мирных людей, с которыми они и роднились. Они были когда-то язычниками, как и те народы, племена, и просто семьи, что встречались им тут и там на бескрайних просторах Евразии. Все эти люди то оседали на земле, то снова пускались в путь, движимые разными ветрами, которые и пытаются объяснить по-разному разные историки.

Но мне кажется – говорю субъективно, из своего опыта и наблюдений – что людей, особенно некоторых, просто естественным образом уносит ветер странствий. И это не обязательно должен быть какой-то исторический ураган. Чтобы привести народные массы в движение не нужны сильные ветра. Достаточно легкого паруса, любопытства, ну и небольшого попутного ветерка, чтобы иногда целые массы народов срывались с места.

По сути я делюсь достаточно сырым материалом – то в форме Легенды, то собрания исторических фактов. Начал я писать эти очерки в ночь под Рождество, когда я подарил себе несколько роскошных часов, которые с наслаждением потратил на написание Скифского Рождества. Потом уже такой роскоши, многих часов в цепочку не было, и писать приходилось урывками, поэтому и стили рваные. Но все же мне кажется очень и очень интересным прослеживать историческую картину, исторический сюжет – пусть и в притчевой форме – в которых наш недостаток ведения истории дополняется библейскими пророчествами. А именно это я и делаю.

Как богослов я говорил и повторю вновь, что Ветхий Завет не имеет четкого различия между Первым и Вторым приходами Мессии, Иисуса Христа. Поэтому в основном весь комплекс событий, сопряженных с Днем Господним, проигрывается в той или иной степени в обоих сценариях. Но об этом вы можете почитать в других сериях моих статей.

Так вот, эти мои очерки, на сегодня по крайней мере – представляют из себя богословски-исторически-художественное произведение. Перельется ли оно со временем полноценно в один сосуд, или останется разлитым по сосудам разным – не знаю. Но с другой стороны я нахожу даже эти первые плоды – интересными и вкусными. Да, может это и сыроедение. Но, говорят, это очень полезно.
Но вернемся скифским братьям, и к тому Последнему Совету, который я датирую ориентировочно 400-ым годом.

А так как Совет этот, как мы рассудили, мог собраться где угодно, то давайте проведем его в фактической столице тогдашнего мира, в Царьграде – в этом Новом Риме, городе великого христианского императора Константина, в Державе Ромеев. Думаю, именно там захотел бы провести такой совет князь Хейне. Да не для того ли он и обрел контроль над Царьградом – которым он, как окажется, и не дорожил, и в скором времени оставил его – чтобы провести в царском, стольном городе, Совет Скифских князей? Кто знает.

И хотя отец его, князь Хольге, был вначале против этой идеи, считая излишним подобную демонстрацию силы, другие князья сразу же загорелись идеей провести Совет в Царьграде, и Хольге вынужден был согласиться. И вот теперь, кажется, Хейне совершил невероятное – он обрел полный контроль над Царьградом. Даже дворцовая стража, охранявшая императора состояла теперь из его людей. И теперь Хейна готов был пригласить всех князей Великих Скифских племен на Совет в Царьграде. Но первое приглашение получил его отец, князь Хольге. И только после того, как он его принял и засобирался в дорогу, только после этого Хейна послал весточки другим князьям – как было принято у Скифов.

Мы рассказали вам до сих пор то, о чем знал князь Хольге, что слышал он о своем знаменитом среди ромеев сыне. Но было еще что-то чего Хольге не знал, но о чем он иногда думал, о чем догадывался. Хольге понимал, что его сын чувствовал себя виноватым в том, что покинул просторы Скифии и перешел на службу Риму. Но вот теперь Рим лежал у его ног, и он готов был бросить его братьям-скифам – и тем самым загладить свою вину...

Но многим из наших читателей трудно следить за ходом нашей Легенды без хотя бы небольшого экскурса в историю той эпохи – а может даже и чуть более раннего периода. Читатель понял, что амбициями славянского князя Хейне Совет Скифов вполне мог планироваться и даже состояться в Царьграде. Но что это за город?
Город этот обрел имперское величие когда в 330 году римский император Константин Великий объявил его, город Византий, своей новой столицей переименовав его в «Новый Рим». Новая столица расположилась на важнейшем торговом пути от Чёрного моря к Средиземному – там, где и пересекались пути греков, ромеев и славян.
Константин, окруженный победоносной армией скифских христиан, начал создавать столицу, изначально выстроенную в христианской вере. Благодаря скифам Новый Рим стал столицей христианской империи. После смерти императора Феодосия I, прежде единая Римская империя была разделена на Западную и Восточную части.

В 357 году из Патр в только что построенный константинопольский храм Святых Апостолов были торжественно перенесены мощи апостола Андрея Первозванного, апостола славян. Они были положены рядом с мощами Луки, и гробом Константина Великого.

В 360 году рядом с центральной площадью Августеон был открыт храм, названный в народе Великим, — первый предшественник современного собора Святой Софии. В нем и произойдет, по нашей истории, встреча скифских братьев.

Но мне нужно дать вам немного более исторического контекста, друзья. Незадолго до нашего Совета, в 378 году в битве при Адрианополе римляне потерпели страшное поражение от задунайских готов, то есть – скифов. На поле битвы остались 40 тыс. римских воинов, включая и императора Валента. Грациан назначил императором восточной части Римской империи опытного полководца Феодосия. Феодосию с помощью подкупов, роскошных приёмов в императорском дворце и назначений на высокие посты в армии даже удалось привлечь на свою сторону некоторых скифских вождей и военачальников. Именно тогда в Константинополе возникли военные поселения готов, служивших в городской страже. Примерно в то же самое время в Рим приехал и наш герой, Хейна. Он приехал туда, как приедет однажды в Париж гасконец д'Артаньян. Но Хейна достигнет, как мы видели, гораздо большего, чем плащ капитана мушкетеров.

Но скажу еще несколько слов о религиозном климате того времени. Именно с помощью скифских армий-племен Константин и одержал в свое время победу над язычником и притеснителем христиан Галерием. Христианство скифов было незамысловатым и практическим: изощренных богословских споров они не вели, и странствуя по Империи защищали всех христиан – освобождали христиан, которые были похищены и проданы в рабство. В этом они видели, похоже, свое призвание.

В то же самое время, в Новом Риме, выстроенном Константином, борьба за власть разворачивалась вокруг богословия. Тонким предметом обсуждения, который ранее обычно избегался, делается природа Иисуса Христа. Верность определенным выражениям доктринальных формулировок была теперь пропуском к власти. В 381 году Первый Константинопольский собор осудил арианство и установил статус епископа Константинопольского.

При этом язычество далеко не исчезло в империи. Ортодоксы не гнали язычников – они гнали неортодоксов. Также и неортодоксы предпочитали гонять ортодоксов. На язычников времени ни у кого не оставалось. И язычество процвело. И тоже стремилось к власти.

В 394 году Феодосий, казнивший узурпатора Евгения, на короткое время объединил под своей властью обе части Римской империи, но после его смерти в 395 году единое государство оказалось разделённым между сыновьями Феодосия: Флавию Аркадию достался Восток, а его брату Гонорию — Запад.

В том же 395 году вестготы под командованием Алариха I вновь подняли восстание среди плененных скифов, и вместе с примкнувшими к ним другими скифскими племенами, в особенности сарматами, вторглись во Фракию и освободили там всех рабов. И вот о Фракии мне также необходимо сказать вам несколько слов, друзья.
Давайте немного почитаем про Фракию и фракийцев. Что это за племена такие и земли? А это как раз та территория, где Европа соприкасается с Азией, та территория, на которой располагается и современный Стамбул, а в прошлом – Новый Рим, Царьград.  Вот выдержка из Википедии:

«Фра;кия (греч. ;;;;;, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией, которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегаполисом региона — Стамбулом...

Население Восточной Фракии, как и Фракии вообще, в Средние века было преимущественно греко-славянским, хотя с конца VII века греческое влияние в регионе постепенно ослабевало и славяне численно преобладали практически во всех внутренних регионах области, составляя и значительную долю населения городов, в особенности Одрина (Эдирне). После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году славяне становятся основной этнической группой региона. После турецких нашествий XIV—XV веков к ним добавился и мощный тюркский элемент, постепенно наращивавший своё присутствие в регионе в первую очередь за счёт ассимиляции оставшихся греков и отчасти болгар. В настоящее время население Восточной Фракии представлено почти исключительно турками».

То есть вплоть до турецких нашествий XIV—XV веков регион Фракии, как признано, был славянский, или скифский. И поэтому вас не должно слишком уж удивлять, когда я пишу о том, как скифские, или славянские дружины, одну из которых возглавлял Хейна, поддерживали порядок в этом регионе – кто бы на этот регион формально не претендовал. Славянские князья заботились о славянском народе, так что они расселялись на обширных просторах Европы и Азии и чувствовали себя под защитой.
Тем не менее, работорговля, которая процветала в Черноморском регионе, хотя и не была распространена среди славян, тем не менее была настоящей язвой для славянских народов. Мы говорили уже о тех многовековых набегах, которые ставили своей целью увод в полон славянских людей. И многие рынки в Причерноморских греческих городах кишели рабами-славянами. И во многих домах были рабы и рабыни с просторов Великой Скифии.

Так вот, то, что греческие летописи характеризуют как грабеж и беспорядки, которые скифские князья, и в частности князь Хейна учинили по всей Фракии, скорее всего на деле являлось их освободительной деятельностью. Хейна действительно грубо нарушал греческие и римские законы, когда распускал невольничьи рынки, и когда отпускал рабов-славян на свободу. На него действительно смотрели как на вора и разбойника. Но он только делал то, что должен был делать. И в каждом славянском узнике, в каждой рабыне, отпущенной на свободу он видел свою мать, и своего брата, а может – кто знает – сестру.

Не уходите далеко, друзья. Перед нами разворачивается интереснейшая история, которая имеет значение не только для прошлого, но и будущего славян.