Надо ли демонизировать интернет?

Аркадий Костерин
Однажды я встретил в фэйсбуке высказывание уважаемого мною диссидента-богослова Льва Регельсона, которое показалось мне по многим позициям ошибочным, и я решился ему возразить.

А.К. Уважаемый Лев Львович! Не могу с Вами согласиться! Попробую возразить Вам по разделам Вашего текста:

Л.Р. Зачем "демонизировать" Интернет? С таким же успехом можно было бы "демонизировать" книгопечатание – как "площадку для манипуляций". И в какой-то мере оно им стало. Но разве это главное? В более древние времена произошло не менее "драматическое событие": изобретение письменности. Это вызвало яростное противодействие со стороны прежней, "устной" традиции: вплоть до мятежей и восстаний. В самом деле: знание, мудрость – которое раньше было достоянием "лучших" и передавалось из уст в уста от учителя к ученику или от деда к внуку: теперь стало доступным любому "профану", который ведь может употребить это знание и во зло... Но ничего, как-то научились пользоваться письменностью, и никакой катастрофы не произошло.

А.К. Эта версия событий, сопровождавших изобретение письменности вероятна, но исторические свидетельства такого рода мне неизвестны.

Л.Р. О "революции книгопечатания" я уже говорил. Тоже было смятение, особенно среди духовенства: рукописи Библии были очень дороги, и никто кроме духовенства, не мог ими пользоваться. А народ получал сведения о Писании только из рук (точнее – из уст!) духовенства. Оно было владельцем и хранителем главного знания, записанного на никому не понятных священных языках: еврейском, греческом и латыни – затем добавились сирийский, армянский, абхазский и, наконец, церковно-славянский! Но все равно только духовенство имело прерогативу оберегать Писание от профанаций. А с книгопечатанием Библия стала доступна многим, особенно когда его стали переводить на народные языки. Вот вам и Реформация – со всеми вытекающими. И в самом деле – профанация Библии стала обычным делом: каждый, кто умел читать, начал толковать Писание вкривь и вкось, "от ветра головы своея"...

А.К. Очень верная, по-моему, формулировка одной из причин Реформации.

Л.Р. Однако именно благодаря такой профанации – радикальному упрощению и "демократизации" истолкования – Писание стало доступным массам рядовых верующих. Хорошо это или плохо, но пока что Протестантизм, при всей его интеллектуальной примитивности (в сравнении с мудростью Святых Отцов!) – это единственное живое и динамичное направление Христианства.
 
А.К. Вот с этим я не согласен! – В чём же состоит эта «живость и динамичность?» В полном, практически, обмирщении? В освящении содомитских браков?  В утрате духовного авторитета и превращении в одну из «субкультур» – такую же, как панки, геи или фанаты?   (Список субкультур: https://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult).
Но, для того, чтобы Христианство выполнило возложенную на него миссию Спасения человечества, чтобы оно могло действовать консолидировано,  оно должно иметь единую духовную основу.
Лютер хотел очистить христианскую веру, но при этом слишком сильно полагался на себя и недооценивал драгоценное наследие Святых Отцов.  А ведь в нём заключался положительный опыт христианства, накопленный за 1500 лет предшествующей истории. Видимо, Лютер не мог тогда учесть тот факт, что Священное Писание имеет бесконечное количество смыслов, что оно неисчерпаемо. Эта глубина священных текстов является признаком их божественного происхождения, но, в отсутствие устоявшейся, освящённой авторитетом Церкви трактовки, это свойство даёт повод для разделения верующих. – Разделение происходит потому, что понимание верующими Священного Писания всегда несёт на себе отпечаток современной им жизни, их социального положения, актуальных знаний и политики. Это и произошло с основанной Лютером церковью. Сейчас, по-моему, число протестантских конфессий перевалило уже за 600. И каждый толкует Священное Писание от ветра головы своей…    
Богодухновенность Святоотеческого Предания подтверждается не только святостью его творцов, но и тем фактом, что, будучи разделены во времени и пространстве, они создали согласованное учение, единую трактовку Священного Писания. И эта трактовка была одним из важнейших оснований единства Церкви. Но, видимо, Лютер этого не понимал. Пытаясь раскрепостить христианские души от католического фарисейства, он в основу реформатской церкви положил только Священное Писание, отдав его трактовку в удел личному пониманию верующих. Вследствие этого, процесс лютеранской «демократизации» христианства обернулся явным упадком и деградацией.
   
Л.Р. Что касается Интернета – то сегодня это не "электронный концлагерь", а пространство небывалой свободы мышления и самовыражения для массового человека (несмотря на грандиозные усилия китайских властей радикально ограничить доступ своих граждан к Интернету!).

А.К. И это очень рискованное утверждение! Обстановка массового «самовыражения», как я уже говорил, приводит к развенчиванию всех и всяческих авторитетов, к утверждению представлений об относительности всех духовных ценностей. В качестве единственного критерия для их оценки сейчас устанавливается массовая популярность, выражаемая в денежных доходах от тиражирования. – Надо ли доказывать, что такой подход, в целом, ведёт к снижению уровня культуры? Эталоном духовности для основной массы современного человечества становится «попса»!
Давно замечено, что зло вооружено и агрессивно, что оно, как правило, сильнее добра. Только по благодати Божьей добро возрождается вновь и вновь! Злые и ложные идеи наглядны и естественны для нашего падшего мира. Они прикрываются популизмом и здравым смыслом.  Поэтому они часто  распространяются как инфекции и овладевают массами.  – Вас это устраивает?

Л.Р. А где свобода, там творчество, в том числе возможность творческого восприятия Божественной Истины. Но вместе со свободой резко возрастают также искушения – прежде всего искушения для ума. И тут, конечно, "князь, господствующий в воздухе" и "принимающий вид ангела света" - своего шанса не упустит. Вот в этом "споре" сатаны с Богом и решается вопрос: создал Бог человека свободным и творческим существом – или запуганным и безответственным "биороботом"? Очевидно, что есть и то, и другое: но что окажется сильнее?

А.К. Бог создал человека свободным и творческим существом, а биороботом его стремится сделать враг и завистник Божий! А Вы, получается, отказываетесь от опоры на Святоотеческую традицию и уповаете только на реформаторов? По Вашей оценке получается, что традиционные религии всегда отстаивали сатанинскую концепцию человека? А Божий Промысл осуществляли лишь романтики-революционеры?
По сути, Вы приветствуете тот факт, что весь мир превращён в огромную помойку! Раньше дураком и неучем прослыть было стыдно, а теперь всё нипочём, напротив, это "круто" сейчас – обгадить прилюдно какой-нибудь духовный эталон. Стыд размывается и уносится вседозволенностью! Это вполне согласуется с модными дырявыми штанами…
Что же дальше?
Разумеется, Господь всегда даёт человечеству шанс на спасение. Но, чтобы увидеть этот спасительный путь, нам надо ясно осознавать, что сейчас происходит. Не так ли?

Апрель 2019