Пострадавший материально

Виктор Комосов
    Начальники бывают разными, тут уж, как повезёт подчинённым. Руководитель работ может «подвернуться» любой степени качества, это может быть: «желторотый» новичок после институтской скамьи, властный хам, самодовольный неуч-пройдоха с блатными связями, толковый практик с навыками умелого организатора,…

   Из всего этого разнообразия типажей, в один из рабочих дней, бригаде Серёжки М.  достался излишне самоуверенный начальник с большим руководящим стажем. Груз производственного опыта этого  человека был так велик, что он своей тяжестью накопленных знаний и событий «протоптал», в сознании этого бывалого управленца, многочисленные дорожки-клише. Их приобретённый запас сложился в такую большую «кучу», с высоты которой, бывалый руководитель получил соблазн быстро принимать решения, опираясь на одну из нактанных производственных «тропинок», не раз хоженых.

   В тот производственный день у этого бывалого начальника было много неотложных дел, и он был намерен, как всегда, быстро и ловко с ними управиться. Серёжкиной бригаде электриков-монтажников была поставлена задача срочно произвести ремонт. Им в помощь был придан экскаватор «Беларусь». Начальник бросил беглый взгляд на чертежи и решительным жестом указал место прокладки траншеи. Ковш «однорукого» силача стал с аппетитом вгрызаться в грунт.
 
   Экскаваторщик был тоже человеком бывалым, поэтому он, добравшись до определённой глубины траншеи, предложил дальше осторожно прощупать грунт вручную и свериться с чертежами. На это он получил решительный ответ начальника, что тот полностью контролирует ситуацию и не нуждается в советах подчинённых. Чертежи он эти знает назубок, подземных коммуникаций тут не должно быть ещё и потому, что это совершенно противоречит всем нормам укладки. Даже, если какой-то олух-недотёпа, что-нибудь тут зарыл в далёком прошлом, то в ближайшей округе сейчас уже не существует ни одного старого потребителя – их всех давно смела реконструкция завода. Да и в силовой щитовой выключены все рубильники и повешена предупредительная табличка.

   Механизатор бросил раздосадованный взгляд на полиэтиленовый кулёк, набитый чертежами, который начальник цепко держал в правой руке, но вынужден был подчиниться руководителю работ, и полез в кабину своего экскаватора. Этому не учат в институтах и училищах, но в практической жизни есть жёсткое правило: «Я начальник – ты дурак».
 
   Мудрый экскаватор умерил свой аппетит, он стал более осторожно ковыряться в грунте потому, что хозяин техники тоже оказался достаточно бывалым специалистом, повидавшим всяких руководителей на своём производственном веку. И повседневные будни не преминули подкинуть в его «копилку» памяти новое зрелищное впечатление. Сколько бы ты не ожидал и не готовился к возможной ситуации, но такие моменты всегда происходят внезапно.

   В этом месте текста, озорство моей натуры подталкивает на заключении пари со своим слишком бывалым читателем, который не сможет угадать итог дальнейших событий потому, что будет следовать личными «протоптанными дорожками-клише», подсмотренными в пейзаже жизненного пути.
 
   Сценарий того рабочего дня продолжился нестандартно, неся ненужное разнообразие в монотонное течение производственных будней.  Последовавшее роковое действие, визуально могли наблюдать только два непосредственных участника – машинист экскаватора и самоуверенный начальник. Для них события замерли до скорости режима покадрового просмотра – типичное состояние психического восприятия в духе правил остановки «резинового» времени, для экстремальных ситуаций.

     В какой-то миг, произошло, малозаметное стороннему глазу, движение полоски грунта. Экскаваторщик успел увидеть только, как за одним из стальных зубьев его ковша, вздрогнула выпуклой спиной, притаившаяся подземная реальность, которая, словно перед решительным броском, решила отряхнуть с себя землю и камешки.

  Яркая вспышка и резкий хлопок нарушили привычное течение событий рабочего дня. Экскаваторщик был на время ослеплён, но чувствовал, как трясётся, в конвульсиях лихорадочной агонии, тело его стального «коня». У человека было такое ощущение, что механический корпус машины ожил. Её мускулистая стальная рука-ковш была подло захвачена цепким рукопожатием из преисподней, которая таилась в недрах подземного кабеля, обуздавшего буйную электрическую «реку», злобно мечущуюся в поисках выхода для своей испепеляющей энергии.

   К слову, пришла на ум ассоциация этих событий со сказочным персонажем, который, потерев «лампу Аладдина», вызвал к жизни могучую созидательно-разрушительную силу, заточённого Джина. Не зря говорится, что: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин). Вполне возможно допустить, что наши предки могли управляться с некими техническими или биогенными устройствами, опередившими своё время, а люди потом эти факты успешно забыли, возведя их в ранг мифов и легенд.

   В нашей же действительности, события того производственного ЧП (чрезвычайного происшествия) произошли за считанные секундные мгновения, растянутые «резиновым» временем только для двух непосредственных участников. Экскаватор не загорелся, но почему-то заглох. Словно, получил смертельное ранение. Человек в нём не пострадал потому, что через машину ток не пошёл – она уверенно продолжала стоять на надёжных резиновых изоляторах-колёсах.
 
  А вот самоуверенный начальник получил в этот день особенный «походный паёк» личных впечатлений. Жгучее дыхание смерти, в этот раз, решило ласково пошутить над человеком. Хотя, может, в благополучной развязке и его Ангела-хранителя тут есть заслуга – вовремя опалил, подставленное крыло, чтобы заслонить заносчивого человека от непоправимой беды и дать ему мудрый урок, для шанса исправления.

   Есть в мире категории и явления, которые современная наука тужится, но внятно объяснить не может. Так и с небесным институтом личных Ангелов-хранителей дело обстоит. Никто из людей не знает, сколько ударов, шрамов и ожогов они на себя принимают, нас спасая. Мне нравится песня Гарика Сукачёва на эту тему «Это был ангел». В ней он талантливо озвучил образ своего личного Ангела-хранителя, которого он сразу и не признал, приняв его за какого-то уставшего от жизни, изрядно поношенного бомжа, который тихонько подсел рядом, чтобы попросить закурить. Вполне возможно, что, благодаря возможностям своего таланта, Гарик подсмотрел, в «кладовке» сокровищницы мировых знаний, реальный образ своего верного спутника. А то нам их всё рисуют в белых одеждах, чтобы оградить наше воображение от натуральных шероховатостей нереального мира.

   Словом, если вернуться к виртуальному пари с читателем, то я скажу, что самоуверенный начальник, в момент ЧП заполучил весьма комичный вид, для человека, затеявшего неуважительные игры с правилами техники безопасности, в которых, как говорят мудрые преподаватели: «Все буквы написаны кровью пострадавших от несчастных случаев».

   Практически, в тот день начальник пострадал только «материально».

  Он находился ближе всех к эпицентру роковых событий, но его жизнь пощадили неведомые силы или обстоятельства. Мощное тепловое излучение вспышки, своим смертоносным дыханием лишь коснулось человека, «лизнув» его жаром. Полиэтиленовый кулёк с чертежами мгновенно вспыхнул и расплавился, проронив горящие листы своего содержимого, которые закружились медленным огненным вихрем. В руках у начальника остались лишь обгоревшие обрывки полиэтиленовых ручек. Его голубые джинсы, с одной стороны, стали рыжими. Импортная болоньевая куртка резко сморщилась и вспыхнула. Немного оплавились волосы на голове, слегка закоптилась белая каска.

  Начальник пустился в темпераментную «зажигательную» пляску, человека, которому в срочном душевном порыве понадобилось сорвать с себя огненную одежду. Он, сначала, ослеплённый состоянием растерянности, принялся было сбивать с себя огонь куцыми остатками ручек от кулька, но потом, спохватившись, сорвал свою куртку и принялся яростно топтать её, словно, это она была виновницей происшествия. Таким манером, Бендер «плясал» на пиджаке Кисы Воробьянинова. Локальный пожар был потушен. Верхняя одежда пришла в полную негодность. Но в итоге, в прошлом самоуверенный, начальник остался счастлив тем, что пострадал только «материально», о чём свидетельствовал едкий ритуальный дымок от обугленной материи его верхней одежды, а рыже-голубые джинсы, в некоторых слоях населения, могут показаться даже новомодными.

P.S. К сожалению, другие рассказы Серёги о мужественной профессии электриков-монтажников были не такими весёлыми и благополучными.

    А в заключение этой истории можно только сказать: "Нечего бездумно и самоуверенно "лампы Алладина" тереть! Своих Ангелов-покровителей тоже беречь нужно и не добавлять им лишней работы в борьбе с тёмными силами."

P.S. "2" Мне приглянулось резюме: "Руки с головой иметь,
не надо ангела беречь..." (Вадим Светашов   17.09.2020)