Герои выжили. Опровержение собственной публикации

Михаил Бортников
Вот правильно говорят: писать нужно только о том, что знаешь. Читаю вчерашнюю объёмную статью Юрия Ткачёва "Чернобыльские задачки: как укрощали взбунтовавшийся мирный атом" на сайте "страна.юа". Не буду её пересказывать, там много всего. Но вот о подвиге оплакиваемых героев, о которых я сам писал, цитируя статью из зарубежной прессы:

"... Но сделать это было непросто, ведь все операции надо было бы проводить в просто чудовищных условиях.

В итоге операцию поручили людям: трое сотрудников станции, Борис Баранов, Алексей Ананенко и Борис Беспалов прошли по полузатопленным коридорам в бассейн-барботер и вскрыли так называемые монтажные задвижки на трубах (их ставили при строительстве станции, иначе чем изнутри и вручную они не открывались в принципе). Убедившись по шуму, что вода начала вытекать, они покинули помещение. Через несколько дней факт отсутствия воды в бассейне подтвердили.

В СМИ можно встретить информацию, что Баранов, Ананенко и Беспалов в результате погибли. Это ошибка. Баранов дожил до 2005 года. Ананенко и Беспалов живы до сих пор, и дай Бог им здоровья: за последние годы их "похоронили" уже столько журналистов, что, по приметам, жить им суждено долго. Это, конечно, не преуменьшает подвиг, совершённый этими людьми, но кардинально меняет характер истории: "чернобыльские дайверы" вовсе не были смертниками, отправляющимися на миссию в один конец. Это были профессионалы высочайшего класса, благодаря своей квалификации и великолепному знанию станции сумевшие успешно выполнить тяжелейшую и ответственную работу.

Впрочем, это был ещё не конец истории. Из бассейна барботера вода утекла в подвальные помещения между 3-м и 4-м энергоблоками. Впоследствии её откачают пожарными насосами, пробив отверстие с помощью взрывчатки.

Но что, если, попав в бассейн-барботер, лава не остановится? Что если она сумеет проплавить даже фундамент станции и уйдёт в почву? В этом случае радиацией будут отравлены почвенные воды на огромной территории, входящей в бассейн Днепра. Последствия этого для экологии трудно переоценить. Для того, чтобы избежать возможности такого развития событий, привлекли шахтёров, которые проложили под реактором туннели и заложили в них бетонные плиты с возможностью их охлаждения - так, чтобы, если лава всё-таки доберётся сюда, то дальше она всё-таки не попала бы.

Лишь в декабре 1986 года учёным удалось вживую посмотреть на то, что представляло собой вещество реактора. В подреакторном помещении №305 и частично в помещениях бассейна-барботера они нашли застывшие уже остатки "лавы", за характерную форму названные слоновьей ногой. Даже тогда, спустя более полугода после аварии, от слоновьей ноги "светило" 8 тысяч рентген в час. Считается, что "нога" будет радиоактивной ещё по крайней мере сто тысяч лет.

К концу мая 1986 года ситуация вокруг 4 энергоблока в общем и целом стабилизировалась, ждать от него новых сюрпризов не приходилось. Началась следующая фаза ликвидации последствий аварии, проектирование и строительства объекта "Укрытие" - знаменитого Саркофага Чернобыльской АЭС. Реализация подобного проекта также потребовала от учёных и инженеров множества нестандартных решений, а от исполнителей - мужества, профессионализма и высочайшей степени организованности. О том, как это происходило, мы непременно расскажем в следующий раз".