Байка о том, как дед бабку просвещал

Лариса Евсикова
                (В основу ироничного рассказа взята реальная ситуация из жизни)


       Жили-были дед да баба. Жили они да поживали, и всё у них было хорошо до тех пор, пока дед не решил себе приобрести навороченный телефон. Ему, видите ли, «вацапу» подавай. «На кой ляд ему этот вацапа? – недоумевает бабка. – И без него жили неплохо».

У неё самой был маленький телефон «раскладушка»: ей звонят, и она звонит, ей смс приходят, и она кому надо отправляет. С детьми и внуками на связи – чего ещё надо? Да и ноутбук имеется: хочешь – видео смотри, хочешь – новости читай, интересуйся, что в мире творится, а хочешь – с подругами да дальними родственниками переписывайся. Бабка хоть и древняя, но с помощью дочки и взрослой внучки потихоньку шаг за шагом осилила эту науку.

А вот деду подавай новотехнику с камерой для съёмок, да с этим окаянным вацапой. А что там снимать-то? Чего там цапать? Сидит старый хрен себя-любимого сэлфует и закадычным дружкам снимки отправляет. Вот удовольствие людЯм смотреть на его морщины да облезлые седины. Телефон-то немалых денег стоит! Бабка поворчала-поворчала, да и успокоилась: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

А дед так прилепился к этой игрушке, ну просто не оторвать. Сидит с ним день, сидит другой, сидит неделю, постепенно разобрался, что к чему. А через какое-то время надумал ещё круче себе телефон купить – «Смарфон», а свой первый (тот, что попроще) решил подарить жене, мол, пусть старая приучается к цивилизации. Подзаработал деньжат и приобрёл, что надумал.
– На, старушка моя, – протягивает он ей свой предыдущий телефон, – будешь осваивать новую технику. Хватит тебе позориться со своей «раскладушкой».
– Да на кой ляд мне твоя новая техника? Мне и со старой неплохо, – пожимает плечами бабка. – Да и компьютер у меня есть.
– Да что твой компьютер? Ты ж им фотографии сделать не сможешь, и своим древним телефоном тоже.

Жена заартачилась, а дед берёт её телефон, вытаскивает сим-карту и в свой старый вставляет. Бабка скорбно следит за его действиями, а у самой аж душа кровью обливается, – такое ощущение, как будто она присутствует на операции по пересадке сердца. Но молчит, наблюдая, как дед с видом знатока управляется со сложной техникой.

Объяснил он ей самые простые операции: как включать, куда нажимать, что открывать, каким образом удалять. А сам лоснится, довольный собою, как будто это его собственное изобретение. Бабка слушала-слушала и, кажись, всё поняла.

Дед по делам пошёл, а она надумала пироги печь. Замесила тесто, приготовила фарш, а тут – слышь! её новый телефон звякнул. Она руки-то от муки обтёрла и взяла эту мудрёную игрушку. «Так, – думает, – сначала надо его включить». Включила. «А теперь надо его разблокировать». Разблокировала. Всё как бы чин по чину! А дальше эта фиговина ни туды и ни сюды. Как ни пыталась она выяснить, кто же ей «маякнул», да всё бестолку. Явно внук-второклассник послал маячок, чтобы она ему перезвонила. Бабка бьётся-бьётся и так, и сяк, волнуясь, а вдруг что стряслось? Если у ребёнка кончились деньги на телефоне, то он бабуле «попрошайки» отправляет. А эта зараза как будто издевается: «Только для экстренных вызовов»… «Только для экстренных вызовов»… «Только для экстренных вызовов»…

Бабка вся извелась. Разозлилась она окончательно и разобрала эту дедову хрень перекатную. Вытащила свою сим-карту и вставила в свой старенький телефон. Включает его и глазам своим не верит. А там всё та же самая песня с тем же самым припевом: «Только для экстренных вызовов».
Ох и взвилась она. «Да кто ж просил этого старого дурня трогать мой телефон? Говорила же: верни на место карту! Вдруг, не дай бог, что случится, надо будет срочно позвонить, а я не смогу разобраться с этой техникой. Так нет же: «Привыкай, разбирайся, развлекайся». Вот и доразвлекались!»


К тому времени, когда вернулся дед, бабка была уже похожа на разъярённую фурию, если не ещё хуже. Накинулась она на него прямо с порога:
– Просила же тебя: «Верни мою карту на место!» Будет время, потихоньку разберусь. Так нет же! Всё должно быть по-твоему: «Разбирайся да разбирайся». А вот теперь сам разбирайся, почему мой телефон не работает.
Дед взял её раскладушку, пощёлкал-пощёлкал и с видом знатока уверенно констатировал:
– Ну, значит, вся проблема в том, что дата и число сбились. Выходи в «Меню» и разбирайся.
У жены от праведного гнева аж в груди спёрло:
– Да ты что, совсем с дуба рухнул? При чём здесь дата и число?! Да телефон в любом случае должен работать, даже если дата не та. Сам всё испортил – сам и исправляй!
Взвился теперь уже дед:
– Не может телефон как положено работать, если не установлена дата!
– Это у тебя твоё орудие, что промеж ног, зависит от даты. А телефону начихать, какое на нём число установлено.
– Закрой свой рот, тайга дремучая! – кричит дед, уже выходя из себя.
Бабка, услышав такое, аж побагровела:
– Я сейчас тебе так твой рот этой скалкой закрою, что все твои протезы повыскакивают. Если ты такой умный, так сделай так, чтобы мой телефон работал.

Дед настороженно покосился на скалку, что бабка яростно сжимала в кулаке, и сразу присмирел:
– Дык… я… когда твою сим-карту переставил на свой телефон, всё по новой установил, видать, она и переформатировалась.
– Да ты что, старый дурень?! Как может карта пере…форо… тьфу! матироваться? Ты её хоть в какой телефон засовывай, она никак тебе не переформатируется. Ты проверь, может сим-карта неправильно поставлена.

– Ты ещё поучи меня! Что ты понимаешь, старая? — закусил удила дед. – Ты дремучая, как …
– Сам ты дремучий! Сиди и молча разбирайся. Нечего мне мозги выносить.

Дед ковырялся-ковырялся – ничего не получается. Телефон «глючит», не хочет работать. Он кряхтит, чертыхается, на кнопки и так и сяк нажимает, да только всё бестолку.   
– Сидит тут из себя умника корчит, – ворчит бабка. – Чего ты щуришься? Надень очки! Сам, небось, что-то неправильно делаешь, а меня в дремучести обвиняешь. 
Старик щурится, морщится, а взять очки, что рядом с ним лежат, упрямство не позволяет. Бабка плюнула в сердцах и ушла в другую комнату, взяла ноутбук и отправилась в далёкое путешествие по просторам интернета подальше от этого старого хрыча.

Дед мучился-мучился – ничего не выходит. Он уже в сердцах и по бабке прошёлся; и по всем дуракам, что всю эту фиговину изобретает; и по китайцам, которые всякую дрянь выпускают. Наконец всё-таки надел очки, сделал свет поярче, разобрал бабкин телефон – глядь! а там сим-карта установлена неправильно. Вот где собака зарыта!
Он поставил карту, как надо – всё и заработало, как положено.
Отдаёт он бабке её телефон, а она отправляет его спать на кухонную кушетку:
– Тебе нравится твой телефон, вот и сэлфуйся с ним, вацапайся сколько тебе угодно и скайпуйся, а мои вещи больше не смей трогать!

Дед ворочается с боку на бок на жёсткой кушетке и недоумевает: «Чего старая взъелась? Всё ж хорошо было».