Калужские художники. Пушкиниана

Татьяна Азарова Плесовских
      Александр Сергеевич Пушкин трижды побывал на калужской земле. В 1829 году он проезжал через Калугу во время своего путешествия в Арзрум. А в Полотняном заводе, проезжая через Калугу, он впервые  побывал в 1830 году в статусе жениха Н.Н. Гончаровой. И затем ещё раз в конце лета 1834 года. Наталья Николаевна отдыхала тогда в Полотняном вместе с детьми. Конечно же, эта тема тщательно изучалась калужскими искусствоведами, краеведами, литераторами. Ими издано немало научных статей, книжных изданий, газетных публикаций. Поэты и композиторы посвятили Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне свои стихи и песни.

      Но сегодня я хочу немного рассказать о творчестве калужских художников-пушкинистах. А таких у нас немало. Каждый нашёл что-то своё, вложил в  произведения частичку своей души, открыл своих Пушкина и Наталью. А начать следует с наших старейших художников, которые родились в начале 20 столетия, стояли у истоков создания местного отделения Союза художников и первыми на своих полотнах изображали любимые образы. Это В.П. Любимов, Л.Н. Казакевич и И.А. Павлишак.

      Владимир Петрович Любимов (1907-1993). Что-то я увидела на выставке, что-то нашла в интернете. А читателям предлагаю посмотреть два портрета из собранных мною в электронном виде работ.

      "Натали в Полотняном" бум. м. 1975г. Юная Наталья в белом платье, чепце в беседке среди сирени и на скамье рядом ветка сирени. Время ждать и мечтать. В Полотняном в июне всегда было много сирени.
      "Портрет Пушкина А.С." х.м.  1978г.(Из коллекции Иваницкой Е.С.) И снова счастливое время любви. Поэт во фраке, красивый, нарядный. На руке накидка Натальи Николаевны. На бал!
      Обе работы являются эскизами к картине.
    
      Лев Николаевич Казакевич (1916-2015). До своего столетия не дожил полгода.  Из большой его Пушкинианы я отобрала две картины.
      Однажды Лев Николаевич пришёл на собрание Пушкинского общества очень взволнованный и показал свою новую картину, которую назвал "Сбылись мои мечтания". Это был Пушкин восторженный, Пушкин счастливый, Пушкин летящий, парящий над миром. В это время поэт получил, наконец, согласие матери Натальи Николаевны на брак с её дочерью и находился в состоянии эйфории. В розово-оранжевых тонах чудесный полотнянский пейзаж с рекой Суходрев, с холмами, полянами, перелесками и брызжущей, как фонтан, радугой.
      Ещё мы можем увидеть на картине вдали Александра Сергеевича на прогулке с  Натальей Николаевной, с ней же на лодке на реке Суходрев и его, сидящего, мечтающего на берегу реки. Не знаю, удалось ли какому-нибудь другому художнику передать так в своём произведении состояние влюблённости и огромного счастья поэта.
      Картина "Последний рассвет". Художник изобразил поэта в последние часы жизни. То ли встал рано, то ли совсем не ложился. Спокойствие на его лице только кажущееся. Однако, он весь в напряжении, сосредотачивается. Глаза закрыты, но мысли его нам понятны. Впереди дуэль с мерзким врагом, вторгшимся в святая святых - личную жизнь семьи Пушкиных. За честь семьи и любимой супруги он готов отдать жизнь. А дальше что?

      Иосиф Андреевич Павлишак (1923-1995). Ещё будучи студентом он загорелся идеей написать портрет Пушкина в период его ссылки в Михайловское. Шёл 1946 год, осень. Ещё голодноватое время. В запасе одна булка хлеба. Семён Гейченко, назначенный в то время директором музея-заповедника, разрешил ему пожить несколько дней в бане. В Михайловском разруха. Булку хлеба Иосиф растянул на неделю и успел сделать множество рисунков и эскизов. Результатом поездки стала дипломная работа "Пушкин в Михайловском". На ней поэт, Арина Родионовна и местные крестьянки. Александр Сергеевич, как известно, очень любил общаться с простым народом, а сказки, услышанные от няни, использовал в своих произведениях. В дальнейшем Павлишак неоднократно бывал в Михайловском, в Полотняном и написал многие картины.
      Самой интересной и замечательной стала его картина "А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова в Полотняном Заводе". Впервые он показал её на выставке в галерее "Образ" в Калужском доме художника в 1994 году, где она произвела большое впечатление. Я же увидела её в музее Полотняного завода, постоянно она находится в Детской школе искусств.  Здание одно, вход с торца. Скажу честно, испытала шок. Огромное полотно в голубых тонах. Беседка, которую мы сейчас называем Пушкинской, красивый вид на реку Суходрев. Александр Сергеевич в светлом костюме, смотрит влюблёнными глазами на свою Музу, и Наталья Николаевна ему под стать, в белом платье с голубым поясом и бантом. Волосы её убраны в прическу, лицо прекрасно, взгляд задумчив. О, мадонна, как в такую не влюбиться!

      Из художников, ушедших из жизни, я бы ещё отметила графика Евгения Антоновича Смирнова. (1949-2013). Он рисовал, как самого Пушкина в окружении друзей или персонажей его произведений, где присутствует добрый юмор, так и рисунки к его произведениям. Какая утончённость, философия и глубокая вдумчивость присутствуют в его рисунках к "Маленьким трагедиям" - "Пир во время чумы", "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери". Не каждому художнику удаётся так глубоко проникнуть в образы пушкинских героев.

      Из ныне творящих художников я бы в первую очередь отметила Татьяну Духанову. Любовь к поэту привили Татьяне в детстве в семье. Родители даже имя дали ей в честь пушкинской героини. Во время учебы в институте живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина в Петербурге, Татьяна вышла замуж за студента В. Духанова. Закончив учёбу, молодые художники приехали в родной город Владимира - Калугу. Со временем они приобрели дом в Полотняном - малой родине Натальи Гончаровой. Проживание в этом живописном историческом месте во многом сказалось на творчестве Татьяны Анатольевны. Ею написаны десятки портретов Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, а так же видов Полотняного и окрестностей.

      Вот картина "Таша в Полотняном". Зимний пейзаж. На вид девочке 8-9 лет. Она в подаренной дедом шубке, в санях, Держит на коленях симпатичную собачку. Очень милое доброе создание. До первого  бала ещё далеко. Ещё Наташа юная, Наталья - невеста. Духановой создано несколько картин этого периода жизни Гончаровой.

     "Я помню чудное мгновенье". Картина пронизана светом, солнцем и тонким лиризмом. Одно из лучших творений Духановой! Пушкин с пером в руке, задумчив, влюблён. Он в Полотняном, с ним она, его любимая Натали. И хотя стихотворение с этой строчкой посвящалось Анне Керн, художница считает, что та влюблённость была лишь прелюдией к большой будущей любви. Вверху картины два почти незримых ангела, оберегающих, символизирующих собой единение двух сердец.

      Мадонна, мама.  Всё на картинах. "Жемчужное ожерелье". Натали у зеркала, собирается на бал.  В зеркале мы видим и отражение самого Александра Сергеевича. Тоже собирается на бал с красавицей женой.  Пусть все любуются и завидуют.
      Другие картины. Молится за раненого мужа. Вдова.  Первая весна без Александра. И каждый раз Духанова создаёт новый образ своей любимой героини.
      С Пушкиным связано и трагическое в её картинах: "На дуэль", затем диптих - "На Чёрной речке" и "В ставке Геккерна".
      Татьяна ещё не раз порадует и удивит нас новыми воплощениями Александра и Натали в своём творчестве.

      Ещё мне нравится художник Мясников Геннадий Евгеньевич. Его картины можно часто увидеть на выставках. Он увлекается краеведением, историей родного края, знаменитыми земляками и теми, кто приезжал к нам, и оставил свой заметный след. И потому на его картинах среди родных старинных улиц мы видим приезд Екатерины 2 в Калугу,  Пушкина, Гоголя, Циолковского, Чижевского и других именитых людей. Реальность и фантазии художника, всё переплелось в его творчестве.

      Интересно, что больше всего в он любит изображает Пушкина. У меня от картин Мясников глаза разбегаются. О каких рассказать, их ведь много. Вот об этой, пожалуй, в первую очередь. Спорили-спорили краеведы и договорились. Проезжал таки поэт через Калугу по пути в Арзрум. Картина так и называется "Путешествие Пушкина в Арзрум через Калугу в 1829 году". А мы видим Пушкина в повозке на известной Смоленке.
      А вот он, задумчив, стоит на всеми любимом нами мостике на фоне дома Гончаровых. Когда бываю в Полотняном, обязательно пройдусь по нему. Виды там замечательные. Красивый гончаровский дом, после революции был национализирован и в нём находилась школа. Во время войны в доме жили фашисты. Сбегая, они сожгли его, а знаменитый гончаровский сад вырубили на дрова. Замерзали, гады. Восстановление затянулось на многие годы. Так о чём же задумался поэт? Говорят, он хотел бы жить в Полотняном, если бы заводы были его. Но всё же Наталья предпочитала столицу. Картину художник назвал "Пушкин в Полотняном. Мостик нижних прудов".

      "Пушкин и Натали на верховой прогулке в Полотняном". Александр Сергеевич и Наталья Николаевна -  прекрасная пара, как смотрятся вместе!

      Как известно, Пушкин и Гоголь были друзьями. Один из моментов их общения художник изобразил в картине "Гоголь читает Пушкину отрывки из поэмы "Мёртвые души". Гоголь думал, что Пушкин будет смеяться. Но Пушкин глубоко задумался и огорчился от действительности жизни нашей российской.

      "Анонимное письмо". Пушкин получил подложное письмо, а прочитав его расспрашивал супругу. Нет, не обвинял, знал, что у него много врагов и они когда-нибудь достанут его. Натали смущена. Нужны оправдания? Но он верит, верит ей. Непростая семейная сцена, непростые обстоятельства, которые в конце концов и привели к гибели поэта.

      Сейчас нет возможности рассказать и о других калужских художниках-пушкинистах. Но я как-нибудь обязательно продолжу эту тему.

      На коллаже:

      Слева:
      Т. Духанова "Таша в Полотняном"
      В. Любимов "Натали в Полотняном"
      Е. Смирнов Рисунок к маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"
      Г. Мясников "Путешествие Пушкина в Арзрум через Калугу".

      В центре:
      И. Павлишак "А. Пушкин и Н.Гончарова в Полотняном"
      Т. Духанова "Я помню чудное мгновенье".

      Справа:
      Л. Казакевич "Сбылись мои мечтания"
      В. Любимов "А.С. Пушкин"
      Т. Духанова "Жемчужное ожерелье"
      Г. Мясников "Гоголь читает Пушкину отрывок из поэмы "Мёртвые души".