Гармония противоречий

Леонид Хандурин
   Я всегда пытался понять, что мне делать, когда приходилось попадать в условия, которые для меня были абсолютно неприемлемые. И как-то приспосабливался. Даже адаптировался и успешно развивался.

   Сельским мальчишкой, который ничего не понимал и ничего не знал, что там за пределами нашего глухого села, я попал в городскую среду и несколько лет точно так же не понимал, что мне делать и как мне приспособиться, чтобы меня бесконечно не обманывали в самых простых житейских ситуациях. Я уже считал, что мне никогда не разобраться в этом, казалось мне, диком мире жестокости и несправедливости.

   И вдруг мне повезло. Родители случайно привели меня в библиотеку, хотя самим книг читать было некогда. Сначала нехотя, а затем с интересом я прямо вростал в каждую книгу, находя в них ответы на любые вопросы моего детства. Мне каждая книга казалась сказкой, хотя я уже вышел из возраста сказок. Но книги мне рассказали, как отличить хороший поступок от плохого и плохого человека от хорошего. Об этом я узнал не от людей, а из книг, а люди часто говорили хорошо, а поступали плохо и часто было не понять, что же такое хорошо, а что такое плохо. Вот, например, драться — хорошо это или плохо. Все мне говорят, что это плохо. А если надо себя или кого-то защитить в драке? И никто не хочет разбираться, что ты защищал себя.

   Люди, даже взрослые, часто меня обманывали и я перестал им доверять. Нет, не всем и не полностью, но таких становилось всё больше и больше, к которым я относился настороженно. Зато книги меня не обманывали, а если я не находил какого-то ответа в одной книге, то я искал ответ в других книгах. Так, постепенно, я научился сам искать ответы на возникающие у меня вопросы. И я постепенно начал понимать, что окружающий мир живёт одновременно в гармонии и в противоречии, а мне остаётся только избегать противоречий и стараться попадать в гармоничные условия. Это не всегда получается, но если хорошо подумать, то это не так и трудно.

   Затем привыкаешь жить с этим ощущением одновременной гармонии с противоречиями и становится легко, а иногда даже приятно. Надо только непрерывно пополнять свои знания, ощущения и навыки.