Три грани одного фюрера

Александр Шувалов
(Репортаж № 35)

Некоторые исторические личности не нуждаются в представлении. Адольф Гитлер (1889-1945), он же - Шикльгрубер, относится именно к таким персонам.

Фашистский лидер не может быть выброшен из истории только по той причине, что его удобнее рассматривать вне рамок человеческого общества даже через 130 лет после рождения. Не собираясь ни в малейшей степени реабилитировать Гитлера, представим читателю его более разносторонний портрет. Вряд ли корректно рассматривать «бесноватого фюрера» только как психически больного человека, волею случая вознесённого на пик мировой политики. Гитлер искренне хотел стать новым Дарвиным человечества, свято веря в то, что лучшая нация на земле – арийская.

Грань первая: психологическая

Когда родители отдали Адольфа после народной школы в реальное училище в Линце, он продемонстрировал неспособность к адаптации и редкую неуспеваемость: дважды оставался на второй год, «проявил склонность к эксцентричному стилю жизни» и сам, вспоминая об этом времени, характеризовал себя как «не от мира сего». В 20-тилетнем возрасте он воспринимался окружающими «очень робким, боялся обратиться к любому человеку, который представлялся ему стоящим на социальной лестнице выше него, и не рискнул бы выступить даже перед пятью слушателями… Он сам скажет, что в это время он был чудаком... На протяжении всей войны Гитлер был связным между штабом полка и передовыми позициями... Но и здесь он считался чудаком, “чокнутым”, как почти единодушно говорили о нём другие солдаты». (Фест И., 1993). Он требовал от своих однокашников безоговорочного подчинения и нравился себе «в роли вождя». Его друг Кубичек так описывает 16-летнего Гитлера, жившего тогда в Линце: «Речь Гитлера была “изысканной”. В отличие от своего окружения, он не использовал диалект, но говорил на литературном немецком языке. А ещё он обладал “ярко выраженным умением подать себя”». (Хаманн Б., 2016).

Немецкий психолог Эрих Фромм считал, что «в своей жизни Гитлер как бы поднимался по ступенькам неудач: нерадивый учащийся, исключённый из средней школы, провалившийся на экзаменах абитуриент, изгой, отлучённый от своего класса, неудавшийся художник, - каждое поражение всё глубже ранило его нарциссизм, всё больше его унижало. И с каждой неудачей он всё дальше уходил в мир фантазии. В нём нарастала ненависть, крепло желание мстить… Война как будто положила конец полосе его неудач, но она закончилась новыми унизительными событиями: поражением немецкой армии и победой революции... Это позволяло забыть о личных неудачах... Месть за Германию была бы личной местью. Спасение Германии было бы личным спасением. Смывая позор Германии, он смывал свой собственный позор. Теперь он знал свою цель». (Фромм Э., 1992).

По оценкам историков, Гитлеру приписывается авторство около 3 400 картин, эскизов и рисунко. Существует такой малоизвестный факт – дизайн «Фольксвагена-жука», ставшего в послевоенные годы культовым автомобилем, был придуман именно им. (Клинге А., 2011).

Принято считать, что порочный и агрессивный человек должен выглядеть и вести себя как дьявол. Но подобные «дьявольские натуры» чрезвычайно редки. Гитлера с полным основанием считали дружелюбным, вежливым и почти застенчивым человеком. Он был особенно обходительным с женщинами и никогда не забывал послать им цветы по случаю какого-нибудь торжества, ухаживал за ними за столом и не занимал своего места, пока не садились его секретарши. Роль доброго и чуткого человека Гитлер умел играть очень хорошо и не только потому, что он был великолепным актером. Ему нравилась эта роль. Многие считают, что фюрер приходил в экстаз во время своих выступлений. «Но человек, который надиктовывает свою речь, а потом несколько часов правит её и много репетирует, просто физиологически не сможет в момент её произнесения испытывать такого уровня эмоции. Это актёр, играющий спектакль, выступающий в давно знакомой роли». (Гандапас Р., 2013).


Гениальной одарённостью, в которой нельзя было отказать фюреру наряду с отличной памятью, являлась ораторская способность. Примечательно, что Гитлер, за исключением отдельных вспышек во время речи, не демонстрировал признаков своей агрессивности. «Он в совершенстве владел голосом и свободно вносил в свою речь модуляции, необходимые для достижения нужного эффекта. ...многие из его широко известных истерических сцен были хорошо продуманным спектаклем». (Фромм Э., 1992).

Несомненно, к уникальным характеристикам Гитлера следует отнести его способность влиять на людей. Она была обусловлена многими факторами. Фюрер обладал даром природного магнетизма, необходимым качеством всех популистов. Он умело адаптировал свои выступления в зависимости от аудитории, в которой выступал. Главный секрет Гитлера заключалась в том, что сам он фанатично верил в идеи, которые проповедовал, какими бы абсурдными они не казались нам теперь.

«Гитлер обладал невероятными интеллектуальными дарованиями – в некоторых областях даже гением. Он моментально схватывал суть явления, обладал потрясающей памятью, выдающимся воображением и дерзкой решительностью, обеспечившей ему успех во всех социальных начинаниях и прочей мирной работе». (Дитрих О., 2007). Никто никогда не упрекал Гитлера в стремлении к личному обогащению или излишним удобствам. Его образ жизни всегда был поразительно скромным и нетребовательным.

С 1930-х годов у Гитлера усиливается патологический страх перед венерическим заболеванием, «вообще ипохондрия Гитлера касалась в первую очередь разного рода бацилл и паразитов. Этими фобиями объясняется навязчивая потребность Гитлера в постоянном мытье рук и строгое указание не допускать к нему простуженных». (Ноймайр А., 1997). Так что его постоянный страх перед соприкосновением с чужими людьми является вполне объяснимым, как и крайняя недоверчивость или ставшая потом маниакальной чистоплотность.

Гитлер был абсолютным вегетарианцем, никогда не ел ни мяса, ни рыбы и жил почти целиком на овощах и злаках. Он презирал алкоголь, вкус которого внушал ему отвращение, а его неприязнь к курению была ещё сильнее. Фюрер боялся преждевременной смерти и педантично заботился о своём здоровье. Он избегал даже кофе и чая, довольствуясь отварами из трав. В более поздние времена «попал прямо-таки в медикаментозную зависимость, он непрестанно принимал какие-то лекарства. Он с ипохондрической тщательностью наблюдал за самим собой... Но ни одно из имеющихся заключений врачей не позволяет объяснить его неуемную активность иными, нежели психогенными причинами, известными по биографиям многих исторических деятелей с особо ярко выраженным сознанием своей миссии». (Фест И. 1993, т. 3).

Повлиять на волю фюрера было невозможно. И по мере того, как крепла его власть, его деспотизм становился всё более и более абсолютным. «Насколько мне известно, на важные решения Гитлера не мог оказать влияния никто. Он сам принимал их в уединении и считал вдохновением и интуицией… По мере того как в годы войны крепла его власть, росла и мания величия, пока, наконец, сила его воли не превратилась в совершенную тиранию... Гитлер не терпел возражений его идеям и всего, что бросало тень на его непогрешимость». (Дитрих О., 2007). Биографы отмечают, что по натуре Гитлер был богемным человеком, и руководствовался почти исключительно эмоциональными соображениями. Регулярная кабинетная работа была ему чужда. Разумеется, такой стиль мышления не мог негативным образом не отразиться на государственном правлении.

Но даже в последние годы многие его соратники оставались под действием обаяния фюрера. Его личность гипнотически действовала на массы, парализуя их мыслительные процессы. Этот факт объясняет многие вещи, которые сегодня кажутся современному человеку непостижимыми.

На примере Гитлера можно наблюдать классическое формирование мозаичной асоциальной психопатии. На акцентуированные личностные черты наслаивается истерическая и фанатическая личностная структура и сексуальная психопатия. «Параллельно с формированием психопатии происходит становление патологического (паранойяльного) развития, в качестве самостоятельных компонентов имеющего идеи антисемитизма и мирового господства при утрате какой-либо критической самооценки и формирования убеждённости в своём величии (в том числе – в выдающемся полководческом таланте, избранничестве и непогрешимости)». (Гиндикин В.Я., Гурьева В.А., 1999).

Грань вторая: сексопатологическая

Крайне болезненной представляется в воспоминаниях современников сексуальная сфера «великого фюрера». В ней нашли своё выражение, как его импотенция, так и крайняя асоциальность. «Гитлер и раньше стремился к сильным партнёршам, однако он наверняка не доходил до настоящих любовных связей. До прихода к власти у него едва ли были любовницы. Безуспешные сексуальные попытки привели к разочарованию и усилению озлобленности. Как следствие всего этого – мастурбация, грёзы наяву, гомосексуальные тенденции». (M;ller-Hegemann D., 1955).

Племянница Гитлера Анжела Раубаль (1908-1931) оставила следующую информацию о сексуальных перверсиях фюрера: «Гитлер заставлял её раздеться… Затем он ложился на пол, а она должна была присесть над его лицом, чтобы он вблизи мог исследовать её анатомию, что приводило его в упоительное возбуждение. Когда последнее достигало кульминации, он требовал, чтобы она помочилась на него – это давало ему сексуальное наслаждение». Пуля в сердце является «печальной, но надёжной гарантией ценности следующего сообщения: в 1929 году Адольф написал племяннице совершенно компрометирующее, шокирующее по откровенности письмо, в котором прямо упоминал свои вкусы урнинга и мазохиста… Копрофильская перверсия Адольфа Гитлера подтверждается его давним и стойким интересом к моче, фекалиям и слизи. Ему нравилось ставить самому себе клизмы. Он носил с собой плети, которыми хлестал самого себя… То, что у него была какая-то тяжёлая и непереносимая для женщин сексуальная аберрация, косвенно подтверждается и грустной статистикой самоубийств, совершённых дамами, которым молва приписывает близость с Гитлером… По мнению экспертов, врождённый монохордизм должен был повлечь за собой клиническую импотенцию и неспособность к обычным интимным отношениям. Действительно, признания дам, имевших сексуальные опыты с фюрером, рисуют ясную картину неестественных форм полового поведения, его склонность к мазохизму и копрофилии (Адольфу нравилось, когда его топтали ногами, мочились на него и дефектировали на голову и т.д.)». (Хлебников Г., 1995).

Можно предположить, что с женщинами, которые вызывали у него восхищение, Гитлер вёл себя как мазохист; с другими – как садист.

Гитлер не терпел, когда до него дотрагивались. Когда знакомая женщина пыталась его поцеловать, он приходил в неподдельное бешенство. «Из-за этого же он вынужден был подавлять свои сексуальные желания, так как физический контакт, которого он страстно желал, был ему отвратителен. И поэтому-то он поддавался своим сексуальным желаниям только тайно и в наиболее бесстыдных формах… Ходили слухи, что он заразился сифилисом… Сознание того, что у него болезнь, неизлечимая и передающаяся половым путём, ещё более усиливало его страдания. Его болезнь проясняет многие другие загадки его жизни. Его предполагаемая импотенция могла быть следствием этой болезни, так же как и приписываемые ему мазохистские извращения». (Макнайт Дж., 1997).
Биографы приводят имена семи любовниц Гитлера, шесть из которых стали жертвами его половых извращений: медсестра Грета Шмидт, которой из ревности муж перерезал горло; Ангелика Раубаль, застрелившаяся из его револьвера; кинозвезда Рената Мюллер, выбросившаяся (или выброшенная) из окна; английская аристократка Юнити Митфорд, неудачно выстрелившая себе в висок и девять лет после этого пролежавшая инвалидом; повесившаяся после единственной ночи с Гитлером Сюзи Липтауэр; танцовщица Мабели Мессерхорн, найденная застреленной; и, наконец, Ева Браун, дважды неудачно пытавшаяся свести счёты с жизнью, чтобы в итоге насильственно умереть через сорок восемь часов после свадьбы.

Следует заметить, что став рейхсканцлером, он «уничтожил по возможности всё, что касалось линцского и венского периодов его жизни». (Хаманн Б., 2016).

Грань третья: военная

Таким образом, складывается любопытная, хотя отнюдь и не уникальная историческая картина: асоциальный психопат с паранойяльным развитием личности, импотент и копрофил, родной брат двух идиотов успешно играет роль супермена, становится главой государства и весьма эффективно управляет им в первую половину своего правления! Но последующие шесть лет войны обнажили все негативно-патологические черты и крайности этой демонической личности, приведя фюрера и его страну к позорному краху.

В 29 лет капрала Адольфа Гитлера посетило видение. В 1918 году, отравленный газом, ослепший и растерявшийся, «он услышал голос, приказавший ему спасти Германию… Интересно отметить, что Гитлер проходил курс лечения от “психосоматической” слепоты в “психиатрическом” отделении госпиталя Пазевальк». (Шалвен М.-Ж., 2004).

У него была навязчивая идея превзойти славу Наполеона. Он потому и настаивал на завоевании России, потому что Наполеон «потерпел там неудачу. Сознание Гитлера - в плену у всех военных побед в истории. Но и поражения своих кумиров он должен для себя претворить в победы, хотя бы для того, чтобы их превзойти». (Канетти Э., 2015).

Личный врач фюрера назначил ему «необычную смесь, составленную из больших доз декседрина, первитина (производного амфетмина), кофеина, кокаина и огромного количества фирменных таблеток доктора Кёстера, служивших антидотом при химическом поражении и содержащие малые дозы стрихнина и атропина. Это сочетание медикаментов делало Гитлера более возбудимым… После взрыва бомбы в 1944 году Гитлер стал регулярно потреблять кокаин: закладывал в ноздри 10%-ный порошок, а также дважды в день делал ингаляции с кокаином, что наряду с прочими снадобьями доктора Мореля усугубляло свойственную ему раздражительность, импульсивность и склонность к принятию внезапных решений». (Оуэн Д., 2011).

Успешное восхождение Гитлера к вершинам власти и его безусловное харизматическое лидерство основаны на его ораторских способностях. Следует заметить, что он «никогда не проводил в своей армии широкомасштабных чисток, направленных против офицеров, не являвшихся ярыми сторонниками нацистской идеологии». (Рис Л., 2014).
Политику, проводимую Гитлером, определяли четыре взаимосвязанные сверхценные идеи: 1) величие Германии, 2) борьба с евреями, 3) уничтожение большевизма и 4) завоевание “жизненного пространства” на Востоке. «При этом “борьба с евреями” носила характер, скорее, не сверхценной, а бредовой идеи, поскольку предполагала существование всемирного еврейского заговора. То же можно сказать и о “борьбе с большевизмом”… Сказывались ли нарциссизм и паранойя на образе его мышления и принимаемых решениях? Конечно же, да». (Клинге А., 2011).


ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ:
Разумеется, у Гитлера было много различных граней личности, но мы выбрали для вас только эти: Асоциальный психопат с паранойяльным развитием личности и сексуальными девиациями.


Литература:

Гандапас Р. Харизма лидера. М.: ООО Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. М.: Триада-Х, 1999.
Дитрих О. Двенадцать лет с Гитлером. Воспоминания имперского руководителя прессы. 1933-1945. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007.
Канетти Э. Гитлер по Шпееру / Пер. С. Шлапоберской. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
Клинге А. Запрещённый Гитлер. Врага надо знать! - М.: ООО Яуза-пресс, 2011.
Макнайт Дж. Клара. (Компендиум книги Дж. Макнайта «Странная любовь Гитлера»). - «Архетип» № 1, 1997, с. 33-35.
Ноймайр А. Диктаторы в зеркале медицины. Наполеон. Гитлер. Сталин. - Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
Оуэн Д. История болезни. Недуги мировых лидеров последнего столетия / пер. с англ. Д.С. Курдыбайло, А.Б. Ковжуна и Н.Н. Власовой. - СПб.: ТИД Амфора, 2011.
Рис Л. Тёмная харизма Адольфа Гитлера. Ведущий миллионы в пропасть / Пер. с англ. В. Евменова. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.
Фест И.К. Гитлер. Биография. В 3 тт. - Пермь: «Культурный центр «Алетейя», 1993.
Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилия. - М.: «Прогресс», 1992.
Хаманн Б. Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности / Пер. с нем. О. Козонковой. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016
Хлебников Г. Интимная жизнь Гитлера. - М.: МП «Гелиос», 1995.
Шалвен М.-Ж. Мозги, которые нами правят. От Людовика XI до правителей наших дней / Пер. с фр. Е.С. Алексеева. - М.: РИПОЛ классик, 2004.

M;ller-Hegemann D.   Zur Psychologie des deutschen Faschisten. - Rudolstadt: Greifen-Verlag, 1955.

***