По поводу криминалистического исследования письма

Николай Мальцев-Ганичев 2
                КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА
"§ 2. Криминалистическое исследование письма
Письмо – это средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности). Основное назначение письма состоит в фиксации мысли. Можно говорить о том, что письмо каждого человека формируется с учетом двух взаимосвязанных между собой навыков – интеллектуального и двигательного.
 Интеллектуальный навык – письменная речь – характеризует смысловую сторону письма, двигательный навык (или почерк) отражает на бумаге систему движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализируют все характеристики рукописи (письменная речь и почерк). Причем по письменной речи (смысловой, содержательной стороне письма) идентифицируют автора рукописи, а по почерку – ее исполнителя. Рассматривая вопрос о почерке, необходимо исходить из учения И.П. Павлова о динамическом стереотипе, развитом в дальнейшем П.А. Бернштейном, П.К. Анохиным и другими отечественными учеными. Что же такое динамический стереотип, играющий главную роль в умении писать? Динамический стереотип – это определенная система условно-рефлекторных связей, обеспечивающих поиск оптимального режима движений, которые возникают в результате неоднократного повторения движения в сходных условиях. Когда человек начинает учиться писать, тогда еще нельзя говорить о наличии в его двигательных действиях стереотипа. Однако, познав все письменные знаки и научившись складывать из них слова, он учится фиксировать свои мысли с помощью букв. Сначала это происходит медленно, пишущий обдумывает выполнение каждого письменного знака в соответствии с нормами прописи. Со временем темп письма убыстряется. Человек вырабатывает навык написания знаков, запоминает способы выполнения того или иного письменного знака. Когда вырабатывается навык письма, тогда и формируется динамический стереотип, который автоматически заменяет процесс осмысления написания каждого письменного знака. Таким образом, мы видим, что почерк каждого человека формируется постепенно. В результате многократного повторения письма приобретаются определенные навыки координации движений руки. Координация движений — это преодоление избыточных степеней свободы движущейся руки и превращение ее в управляемую систему, или, другими словами, координация есть организация управляемости двигательного аппарата. Навыки письма обусловливаются выработкой в коре головного мозга определенных условных рефлексов, т. е. таких первых реакций на внутренние и внешние раздражители, которые приобретаются с индивидуальным опытом человека и систематически поддерживаются упражнениями, тренировкой. Почерк обладает двумя очень существенными для идентификации исполнителя свойствами – индивидуальностью и относительной устойчивостью. Относительная устойчивость почерка характеризуется его неизменяемостью в течение довольно продолжительных периодов жизни человека. Устойчивость определяется динамическим стереотипом. На почерк могут оказывать влияние назначение документа, установка пишущего на письмо, условия письма, материалы письма, психофизиологическое состояние исполнителя рукописи. В зависимости от перечисленных фактов в различных рукописях одного и того же лица почерк может в какой-то мере различаться, но в своей основе остается неизменным. Признаки письменной речи. Параллельно с письменно-двигательным навыком у человека постепенно вырабатывается навык логично, содержательно, грамотно выражать и излагать свои мысли. Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру человека и выражают смысловую сторону письма. Признаки письменной речи делятся на общие и частные. Наиболее общим и основным признаком является уровень владения ею. Он бывает высоким, средним и низким. При высоком уровне в тексте присутствует логическая последовательность изложения, большой словарный запас, высокий уровень грамотности. При среднем уровне нет четкой последовательности изложения мыслей автора, словарный запас и уровень грамотности средние. При низком уровне логика изложения полностью отсутствует, словарный запас скудный, преобладают частые повторы, уровень грамотности низкий. Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического. Уровень развития грамматического навыка зависит от степени овладения автором грамматическими нормами языка. Грамматический навык характеризуется орфографическими, синтаксическими и пунктуационными признаками. К орфографическим признакам письменной речи относятся правильность начертания письменных знаков, написание слов в соответствии с правилами, нормами языка. Синтаксические признаки письменной речи – это характер построения предложений. Пунктуационные признаки письменной речи – это соблюдение норм языка при расстановке знаков препинания. Уровень грамматического навыка человека может быть высоким, средним и низким. При высоком уровне развития грамматического навыка в рукописи отмечается: – отсутствие ошибок; – одна – две негрубые орфографические или пунктуационные ошибки. При среднем уровне: – не более четырех грубых орфографических или пунктуационных ошибок; – трех – пяти орфографических или пунктуационных ошибок; – трех – пяти синтаксических ошибок. При низком уровне: – более шести орфографических или пунктуационных ошибок; – шесть и более синтаксических ошибок. Лексический навык характеризуется совокупностью языковых средств, позволяющих автору выражать свои мысли. Лексика рассматривается как величина объема словарного запаса человека и, соответственно, может быть богатой и бедной. На бедность лексики указывает такой признак, как неоправданное повторение одних и тех же слов и выражений. Богатая лексика характеризуется свободным использованием автором лексических синонимов, фразеологизмов, афоризмов и т. д. При определении степени лексического навыка учитывают особенности лексики автора документа. К этим особенностям относится употребление определенных слов – диалектизмов (слов местного диалекта); профессионализмов (слов, которыми пользуются люди определенных специальностей и профессий); архаизмов (устаревших слов); арготизмов (жаргонной речи людей определенных социальных групп, включающей специфические слова и выражения); вульгаризмов (слов просторечной лексики); неологизмов (новых слов, не вошедших в активный запас языка); варваризмов (слов, заимствованных из других языков); слов-паразитов. Стилистический навык характеризуется стилем языка, используемым автором, что определяется направленностью документа и целями пишущего. В русском языке выделяют следующие стили: официально-деловой; научный; производственно-технический; публицистический; разговорный и др. Человек берет на вооружение только ту разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной и личной жизни. Индивидуальный стиль – это присущая конкретному человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств. Можно выделить следующие признаки, характеризующие индивидуальный стиль. 1. Архитектоника – общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, взаимосвязь между частями рукописи (вводная часть, основная часть, вывод). Навыки архитектоники проявляются, прежде всего, в умении последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. 2. Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количество предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения абзацев. 3. Длина предложений определяется количеством слов: малые – до шести, средние – от шести до тридцати, большие – свыше тридцати слов. 4. Преобладающий тип предложений. Предложения по типу бывают с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами). 5. Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы – условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний. Сокращения бывают следующими: аббревиатуры, слоговые, усеченные слова, авторские. Исправления могут быть по буквам, выше, ниже букв и т. д. 6. Способы акцентирования (выделения) важных моментов в рукописи: подчеркивание, выделение специальным шрифтом, использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д., изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе. Частные признаки письменной речи проявляются: – в устойчиво повторяющихся грамматических и лексических ошибках; – авторской лексике (использование специальных слов в рукописи); – навыках использования символов, сокращений, вставок и т.
п.; – навыках акцентирования (подчеркивания, изменения наклона, нажима и т. д.). Признаки письменной речи позволяют установить автора рукописи только при наличии большого объема исследуемого материала, т. е. текст должен содержать не менее 500 слов. Признаки письменной речи при идентификации исполнителя рукописи имеют вспомогательное значение и могут использоваться для вывода лишь в случае, когда они не противоречат результатам почерковедческого исследования. Исследование признаков письменной речи позволяет решать задачи как идентификационного (установление автора текста), так и неидентификационного характера (определение групповой принадлежности автора, родного языка автора документа, места формирования языковых навыков, факта намеренного искажения письменной речи, факта принадлежности текста к тому или иному стилю речи). Общие признаки почерка. Признаки почерка подразделяются на общие и частные. Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движений пишущего безотносительно к какому-либо конкретному знаку. Эти признаки имеют групповое значение и позволяют в своей совокупности выделить однородные группы почерков из всего массива изучаемых рукописей, сузив тем самым круг разыскиваемых лиц. В зависимости от того, какие особенности движений отражают те или иные общие признаки почерка, они делятся на три большие группы. 1. Топографические признаки почерка характеризуют преобладающую пространственную ориентацию (размещение) движений. Сюда входят размещение заголовков, обращений, дат, подписей, резолюций; наличие или отсутствие полей, их размер и форма; наличие или отсутствие красной строки, ее размер; величина интервалов между словами и строками; положение линии письма относительно линии линовки; положение строк относительно среза листа бумаги; размещение знаков препинания; особенности выполнения движений при размещении знаков переноса. 2. Признаки, характеризующие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка: – выработанность почерка – способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи; – степень сложности движений или строение почерка. О степени выработанности почерка свидетельствует темп письма и координация движений. В зависимости от уровня владения письменно-двигательным навыком почерки разделяют на высоковыработанные, средневыработанные и маловыработанные. Высоковыработанный почерк характеризуется автоматизмом движений, быстрым темпом, высокой координацией движений, средневыработанный почерк – недостаточной координацией и некоторой замедленностью движений, маловыработанный – медленным темпом, низкой координацией и отрывистостью движений. По степени сложности движений при письме или, что то же самое, по строению почерки делят на простые, упрощенные и усложненные. К простым почеркам относятся такие, у которых система движений соответствует системе движений при выполнении стандартных прописей. В упрощенных почерках абсолютное большинство письменных знаков выполняют упрощенными движениями (т. е. может отсутствовать тот или иной элемент соответствующей буквы). Усложненные почерки отличаются большим, по сравнению с прописями, количеством движений. Абсолютное большинство букв выполнено усложненными движениями. 3. Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по их траектории: 1. Преобладающая форма движений – один из общих признаков, характеризующих почерк в целом. В русской скорописи преобладающая форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов – прямолинейно-дуговая. 2. Преобладающее направление движений рассматривается относительно дугообразных элементов. В зависимости от направления дугообразных движений почерки разделяются на левоокружные (движения против часовой стрелки) и правоокружные (движения по часовой стрелке). В соответствии с прописями большинство дугообразных элементов выполняются левоокружными движениями. 3. Преобладающая протяженность движений по вертикали (размер почерка) характеризуется высотой строчных букв. Большой размер почерка – письменные знаки имеют высоту 5 мм и более, средний – от 2 до 5 мм, малый – не более 2 мм. 4. Преобладающая протяженность движений по горизонтали – характеризуется разгоном почерка и расстановкой букв. Разгон почерка определяется отношением ширины письменных знаков к их высоте. По разгону почерки подразделяются на сжатые (ширина букв меньше 1/2 их высоты), средние (ширина букв равна 1/2 их высоты), и размашистые (ширина букв больше их высоты). Расстановка букв определяется отношением ширины интервалов между буквами к их высоте. Расстановка бывает широкая, средняя, узкая, неустойчивая. 5. Связность (непрерывность) движений характеризуется количеством букв, выполненных слитно. Почерки бывают высокосвязные (5 и более букв), среднесвязные (от 3 до 5 букв), отрывистые (слитно выполнено не более 2 букв). 6. Наклон – почерки бывают правонаклонные, вертикальные, реже – левонаклонные. 7. Нажим почерка характеризует степень прилагаемых усилий на пишущий прибор при письме. Степень нажима может быть сильной, средней и слабой. В настоящее время использование при идентификации данного признака несколько затруднено, так как в большинстве случаев при письме используются шариковые ручки, ширина штриха которых не может быть больше определенной величины. Зато они оставляют на листе бумаги след той или иной глубины, что используется при идентификации личности. Наиболее устойчивыми к умышленным и естественным изменениям являются топографические признаки почерка. Поэтому их значение при идентификации очень велико. Частные признаки почерка. Анализ частных признаков почерка позволяет выявить особенности движений при написании и соединении отдельных букв и их элементов. На основании совокупности общих и частных признаков почерка эксперт делает вывод о наличии или отсутствии тождества. К частным относят следующие признаки почерка: 1. Форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов – один из показателей структурной характеристики движений. Форма может быть прямолинейной, угловатой, овальной, извилистой, петлевой. 2. Направление движений при выполнении и соединении букв и их элементов – характеризуется как для буквы в целом, так и для ее элементов и частей элементов. Направление движений может быть правоокружное, левоокружное, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево. 3. Протяженность движений при выполнении букв и их элементов – учитывается в случае, если наблюдается резкое несоответствие размеров букв или их элементов нормам прописи. Протяженность может быть увеличенная или уменьшенная. 4. Вид соединения движений при выполнении букв и их элементов – бывает слитным и раздельным. 5. Количество движений при выполнении и соединении букв и их элементов – может быть увеличенное либо уменьшенное. 6. Последовательность движений при выполнении элементов букв – показывает степень соответствия буквы нормам прописи по последовательности выполнения элементов. 7. Относительное размещение движений при выполнении букв и их элементов – показатель пространственной ориентации движений. Признак характеризует размещение точек начала и окончания, соединения и пересечения движений, а также размещение движений по вертикали и горизонтали. 8. Сложность движений при выполнении букв (строение букв) – один из показателей степени и характера сформированности письменно-двигательного навыка, выражающий степень соответствия строения буквы нормам прописи. Каждый из частных признаков только тогда становится характерным для почерка конкретного человека, когда он не только выполнен с относительным отклонением от прописей, но и устойчив на протяжении всей рукописи в данном элементе или букве. Следственной практике известны следующие способы умышленного изменения почерка: – скорописная маскировка почерка; – выполнение рукописи с подражанием буквам печатной формы или стилизованное письмо; – перемена привычной пишущей руки (обычно это леворучное письмо); – подражание почерку другого лица; – изменение способа держания пишущего прибора. Криминалистическое исследование рукописных документов позволяет установить: – выполнен ли текст документа лицом, образцы почерка которого представлены на исследование; – выполнена ли данная часть текста определенным лицом; – выполнена ли подпись от имени определенного лица на документе самим этим лицом, и если нет, то не выполнена ли она другим определенным лицом; – выполнен ли текст намеренно измененным почерком; – выполнен ли текст в необычных условиях или в определенном функциональном или психофизиологическом состоянии; – каков пол исполнителя рукописи – женский или мужской; – каков примерный возраст исполнителя рукописи.
 
<< | >>
;
Источник: Под ред. Резвана А.П., Субботиной М.В., Колосова Н.Ф., Могутина Р.И. КРИМИНАЛИСТИКА Учебник. 2006
Еще по теме § 2. Криминалистическое исследование письма:
• Криминалистическое исследование письма
• 3. МЕТОДИКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА
• 14.3. Основы криминалистического исследования письма
• 1. ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА
• 4. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА
• Глава 17. СЛЕДЫ НАВЫКОВ П:ИСЬМА (Криминалистическое исследованисе письма)
• Технико-криминалистическое исследование документов
• § 3. Криминалистическое исследование патронов
• Э.В. Сысоев, А.В. Селезнев,Е.В.              Бурцева,. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий : учебное пособие, 2007
• § 5. Технико-криминалистическое исследование документов
• Общие положения криминалистического исследования документов
• Криминалистическое исследование холодного оружия
• § 1. Понятие криминалистического исследования веществ и материалов и его задачи
• § 1. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов
 


- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право -Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система -Горное право; - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право; -Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право -Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право -Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России -Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология- Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -Оперативно-розыскная деятельность - Права человека - Право интеллектуальной собственности - Право собственности - Право социального обеспечения - Право юридических лиц - Правовая статистика - Правоведение- Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Римское право - Семейное право - Социология права -Сравнительное правоведение - Страховое право - Судебная психиатрия -Судебная экспертиза - Судебное дело - Судебные и правоохранительные органы - Таможенное право - Теория и история государства и права -Транспортное право - Трудовое право - Уголовное право - Уголовный процесс- Философия права - Финансовое право - Экологическое право; - Ювенальная юстиция - Юридическая антропология; - Юридическая техника - Юридическая этика -
- Бизнес, предпринимательство - Военное дело - Гуманитарные науки -Исторические науки - Маркетинг, реклама и торговля - Медицина -Менеджмент - Политология - Психологические дисциплины - Социология- Экологические дисциплины - Экономические науки - Юридические науки-"
 







Криминалисты - это человеческие существа. Они могут, применяя определенные средства, свой собственный организм, в первую очередь, проводить исследовательскую работу над различными вещами. Например, над конструкциями из бумаги с внесенными в бумагу составами. Этим конструкциям можно поставить в соответствие наименование - письма. Одной конструкции - письмо. На куске бумаги не могут находиться мысли. Точно также на куске бумаги не может быть знаков. Мысли и знаки возникают в самом пользователе куска бумаги. Если же пользователь считает, что он имеет дело с мыслями, которые запечатлел какой-то автор, то пользователь - неадекватен, т.е. психически больной человек. В действительности он имеет дело с собственными текстами и собственными мыслями, которые можно считать версиями текстов и мыслей некоего автора.
Учебник, о котором может идти речь в данном случае, - это произведение невменяемых людей, либо людей, которые являются вменяемыми, но участвуют в создании условий, закрепляющих невменяемость, для других, по отношению к ним, невменяемых людей.