Господа и холопы. Охота на слова

Александр Ерошкин
Вот не думал и не гадал, что в нашу жизнь вернутся пороки системы отношений ХОЗЯЕВ и РАБОВ, ГОСПОД и ХОЛОПОВ.

Я ещё учился в школе, когда актёр Виктор Кругляк из Челябинска приезжал в Кыштым и в заводском клубе, больше похожем на барак, читал нам наизусть отрывки из поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС». Была там и глава «Азбука революции», напомнившая нам, что не всегда ценили людей по их умениям, знаниям и способностям. А потом мы зачитывались поэмой в журнале «Юность». В 1965 году я поступил на литфак в Магнитогорске   и в общежитии мы не раз читали стихи Евтушенко. Помню, я читал Главу  11 поэмы. Она называлась «Азбука революции».
 
Гремит
           "Авроры" эхо,
пророчествуя нациям.
Учительница Элькина
на фронте
           в девятнадцатом.
Ах, ей бы Блока,
                Брюсова,
а у нее винтовка.
Ах, ей бы косы русые,
да целиться неловко.
Вот отошли кадеты.
Свободный час имеется,
и на траве, как дети,
сидят красноармейцы.
Голодные, заросшие,
больные да израненные,
такие все хорошие,
такие все неграмотные.
Учительница Элькина
раскрывает азбуку.
Повторяет медленно,
повторяет ласково.
Слог
           выводит
                каждый,
ну, а хлопцам странно:
"Маша
           ела
                кашу.
Маша
           мыла
                раму".
Напрягают разумы
с усильями напрасными
эти Стеньки Разины
со звездочками красными.
Учительница, кашляя,
вновь долбит упрямо:
"Маша
           ела
                кашу.
Маша
           мыла
                раму".
Но, словно маясь грыжей
от этой кутерьмы,
винтовкой стукнул
                рыжий
из-под Костромы:
"Чего ты нас мучишь?
Чему ты нас учишь?
Какая Маша!
Что за каша!"
Учительница Элькина
после этой речи
чуть не плачет...
                Меленько
вздрагивают плечи.
А рыжий
           огорчительно,
как сестренке,
                с жалостью:
"Товарищ учителка,
зря ты обижаешься!
Выдай нам,
           глазастая,
такое изречение,
чтоб схватило за сердце, -
и пойдет учение..."
Трудно это выполнить,
но, каноны сламывая,
из нее
           выплыло
самое-самое,
как зов борьбы,
врезаясь в умы:
"Мы не рабы...
Рабы не мы..."
И повторяли,
                впитывая
в себя до конца,
и тот,
           из Питера,
и тот,
           из Ельца,
и тот,
           из Барабы,
и тот,
           из Костромы:
"Мы не рабы...
Рабы не мы..."
...Какое утро чистое!
Как дышит степь цветами!
Ты что ползешь,
                учительница,
с напрасными бинтами?
Ах, как ромашкам бредится -
понять бы их,
                понять!
Ах, как березкам брезжится -
обнять бы их,
                обнять!
Ах, как ручьям клокочется -
припасть бы к ним,
                припасть!
Ах, до чего не хочется,
не хочется
                пропасть!
Но ржут гнедые,
                чалые...
Взмывают стрепета,
задев крылом
                печальные,
пустые стремена.
Вокруг ребята ранние
порубаны,
           постреляны...
А ты все ищешь раненых,
учительница Элькина?
Лежат,
           убитые,
среди
           чебреца
и тот,
           из Питера,
и тот,
           из Ельца,
и тот,
           из Барабы...
А тот, из Костромы,
еще живой как будто,
и лишь глаза странны.
"Подстрелили чистенько,
я уже готов.
Ты не трать, учителка,
на меня бинтов".
И, глаза закрывший,
почти уже не бывший,
что-то вспомнил рыжий,
улыбнулся рыжий.
И выдохнул
           мучительно,
уже из смертной мглы:
"Мы не рабы,
                учителка,
Рабы не мы..."

Революция, как бы её сегодня либералы ни проклинали, возвысила человека труда, дала возможность развиваться каждому. Почти тридцать лет прошло после распада СССР, ни одно частное предприятие, даже сбросившее с себя социальную сферу, не доросло до уровня советского производства. Страну грабят и разграбить не могут: такую прочность она получила за годы советского развития. А ведь мы были все друг другу товарищами. Господа стали появляться в годы перестройки. А где господа, там рабы и холопы.

В словаре Владимира Даля слово ГОСПОДА стоит в гнезде слова ГОСПОДЬ.

ГОСПОДЬ м. встарь, государь, господин; ныне, Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Помилуй мя, Господи. Господь богатит и высит, убожит и смиряет. Господь и жидов манной кормил. Господи помилуй, не тяжело (не грех) говорить, только было бы за что миловать. Слава тебе, Господи, до бела света проспали! Господень, Господу принадлежащий, к нему относящийся. Молитва Господня, Отче наш. Пожар от Господней милости, от грозы. Господев, Господу свойственный, существу Его принадлежащий. Господево милосердие. Подумаешь — горе; а раздумаешь — власть Господня! Воскресный день не наш, а Господень.
Господница ж. воскресенье, воскресный день.
Господин м. встарь, употреб. безразлично вм. Господь и государь; владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик, хозяин; кому покорны чада с домочадцы и слуги, или у кого есть подвластные. Господином чествуют людей по званию, должности их, но не свойственно нам ставить слово это перед прозваньем, как делают на западе (Herr, monsieur). Господин купец, господин кавалер.
Встарь Новгород и Псков, в народном правлении, почетно именовались господин. Господин великий Новгород. Биша челом всему господину Пскову.
Господа мн. звательный падеж употреб. как воззвание, обращение в речи к слушателям. При Петре I говорили: господа сенат, вм. сенаторы. Встарь господа употреб. как собират. ж. Перед господою, перед господами, при господах.
Сам себе господин, моя воля, я свободен. Слову своему господин, кто в слове крепок, верен. На двух господ служить, ни одному не угодить. Господин, что плотник: что захотел, то и вырубил. Неволя холопу, а воля господину. Не по дому господин, а дом по господину. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Из тех же господ, только самый испод. Добрый хозяин господин деньгам, а плохой — слуга. И барану деньги господин. Будь всяк своему слову господин. Дай Бог, в господина жить и прожить. Что у барина, то и у господина, маркерская острота: ничего.
Госпожа ж. владычица, и потому иногда придается Богородице; владелица, барыня, хозяйка; иногда ставится перед званием или прозванием женщины. Не слугам госпожу, а госпоже слуг будить. Господыня ж. твер. смол. барыня, хозяйка дома; иногда чередная хозяйка, которая готовить варево. Господыня — семь огородов, одна дыня!
Господчик м. презрительно или укорно. Господич м. господична ж. встарь также гослодичич м. боярченок, барченок, барча, господский сынок. Госпоженка ж. зап. Богородица; от того двухнедельный пост перед днем Успения и самый день этот (15 августа) называют: госпожин день, или госпожинки, госпоженки мн. госпожинадень, а по случаю уборки в это же время хлеба с полей и по созвучию, также: оспожинки, вспожинки, спожинки. Местами это день Рождества пресвятой Богородицы, аспосов день, 8 сентября, см. аспожка. Господинов, госпожин, ему или ей принадлежащий. Господский, господний, господев; господский праздник, праздник Господа: Рождество Его, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение и Вознесение (для отличия от праздников богородичных и угодников). Толковый словарь живого великорусского языка

Понятно, что далеко не все слова сегодня употребляются, некоторые явно устарели, но господам очень хочется в окружающих видеть рабов и холопов. Увеличение пенсионного возраста и продолжительности рабочего дня и рабочей недели, низкий уровень заработных плат, превращение образования в услугу, развращающее телевидение – яркое свидетельство этому. А сколько желающих вернуть в Россию крепостное право.

Снова обратимся к словарю Даля:

ХОЛОП м. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср. собират. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Холоп полный, обельный (т. е. облый, круглый?), докладной, Русская Правда. крепостной; холоп кабальный, там же, закабаленный, продавший себя на годы или по смерть. Неволя холопу, воля господину. Перед Богом все холопы. Пьян холоп, царю виноват. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Холоп на боярина не послух (т. е. не свидетель). Холоп на холопа послух. По муже раба, и по рабе холоп (стар. о браках вольных с крепостными). Чванится, как холоп на воеводском стуле. Старый холоп, старый пес: со двора долой либо под лавку (негоден). Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет, однодворец.
|| Холоп или хлап, в картах, валет.
|| Служка, васька, разувайка, род косой скамеечки для разувки сапогов.
|| Заводск. железный брус, вкладываемый при ковке якоря в проушину наковальни, для удержанья сношенных частей, при сварке.
Холопка хлапка, крепостная, дворовая женщина. Холопов и холопкин, что лично их; холопий к ним относящ. Холопский холопам свойственый, что в их обычаях.
Наше дело холопье, мы не вольны в себе.
Холопий приказ, стар. ради суда между господами и их холопами.
У него какая-то холопская ухваточка.
Похвальба не холопское (а дворянское) дело.
Холопить кому, стар. быть и служить холопом. А иному он и с сыном не холопили никому. Акты. || — кого, обращать в холопы, кабалить и приписывать в крепость себе. А ныне они людей себе похолопили, присвоив. Холопенье, холопка, действ. по глаг.
Холотеть, становиться холопом, переходить в это званье; || принимать лакейские привычки.
Холопство ср. состоянье это, рабство, крепостничество; || собират. холопье, холопы. Все холопство собралось, лакейство. Из холопства взять — будут пересмехать. холопствовать, быть или служить холопом. || — кому, перед кем, раболепствуя холопски угождать, подличать; холопничать, холопничанье действ. по знач. глаг. Он холопничаньем в люди вышел. Холопай, холопайка, бранное слуга, служанка. Толковый словарь живого великорусского языка


Отношения ГОСПОДА И ХОЛОПЫ стали яркой приметой международной жизни. Советский Союз был в состоянии постоять за себя. А вот Россию унижали и унижают по полной. То допинг-скандал, то запрет под своим флагом выступать, то гимн нельзя использовать.  Холопья услужливость стала характерной для властей бывших союзных республик и стран экономического сотрудничества. Клоп слону грозит санкциями. Русский язык и русская азбука стали неугодными.

 А история отравления в Англии Скрипалей вообще выходит за рамки здравого смысла. Отравили в Англии в городке, рядом с которым лаборатория, связанная с химоружием, но власти Великобритании обвинили Россию в том,  в чём  должны разбираться свои спецслужбы.

Вместо доказательств и решения проблемы – высылка российских дипломатов и призыв  своих союзников-холопов к солидарности, чтобы они присоединились к политической изоляции России.

Это провокация господ из британских спецслужб. Известно, что они выбирают в «герои» людей с определёнными качествами и действуют по обкатанным сценариям. Отравляющий газ «Новичок» был «героем» кино. «Цена страха» (англ. The Sum of All Fears) — американский фильм 2002 года, экранизация романа Тома Клэнси «Все страхи мира». Этот фильм я видел, говорят, что в 2017 в англоязычных странах прошёл другой телесериал опять же с «Новичком». А после просмотра «Цены страха» я пришёл к выводу, что провокацию готовили к выборам президента России в 2004 году, но что-то пошло не так. А потом нафталин стряхнули и выпустили в самом грубом виде. 

4 марта 2018 года Сергей Скрипаль и приехавшая к нему в гости дочь Юлия стали жертвами операции английских спецслужб. Случилось это в городе  Солсбери, от которого до химической лаборатории отравляющих веществ 8 миль, а от Стоунхенджа, этого якобы древнего святилища друидов, с нуля построенного военными к середине 50-х годов, 12 миль. Словом, одна ложь тянет за собою другую.  Нам в них не разобраться, ведь это ВеликоВРИтания.

Так вот эта Вритания ведёт себя с Россией как господин с холопом, то есть господин всегда прав, что бы он ни сделал. Запах от джентльмена, а наказывают мальчика для битья. Владычица морей присвоила себе это право и на протяжении нескольких веков силой оружия, наркотиков и лжи паразитировала на планете.

Помните призыв Данко из рассказа Максима Горького  «Старуха Изергиль»? «Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец!»

В новые времена аналогичные призывы прозвучали на Мюнхенской  конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Они сказаны Владимиром Путиным. Помните?
«История человечества, конечно, знает и периоды однополярного состояния и стремления к мировому господству. Чего только не было в истории человечества.

Однако что же такое однополярный мир? Как бы ни украшали этот термин, он в конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения.

Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри.

И это ничего общего не имеет, конечно, с демократией. Потому что демократия – это, как известно, власть большинства при учете интересов и мнений меньшинства.

Кстати говоря, Россию, нас, постоянно учат демократии. Но те, кто нас учит, сами почему-то учиться не очень хотят».
И вывод:
«…для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна».

Время показало, что Путина не услышали, никаких выводов не сделали, наоборот, на всю катушку используются наиболее примитивные методы: оплата услуг предателей и оппозиции, госперевороты в социальных странах с богатыми ресурсами, торговые войны и санкции. А ещё ложь и враньё.  Амбиции у господ слишком притягательны, потому демонтированы многие важнейшие нормы международного права. Мир покатился к катастрофе. Что может сдержать его на этом пути?
Только уверенность в том, что мы – не рабы.