Что если

Майя Глейзер
Я вот не устаю поражаться тому как с годами мы всё больше и больше становимся похожими на наших родителей. Как ни сопротивляемся, как ни пытаемся убедить себя что "ни в жисть" не повторим их ошибок, мы всё равно находим пресловутые грабли и расшибаем себе лоб в кровь. И вот уже черепушка треснула, и мозг капает наружу, а мы всё продолжаем тешить себя надеждой что мы идём совсем другим путём. На самом деле я не так уж и много знаю о своих предках, в основном те истории что муся пересказывала снова и снова, то что запечатлелось в её памяти, было отредактировано и отретушировано памятью. По этим рассказам в основном я и составила образы обеих своих бабушек. Одна бабушка-фанатка, бабушка-медведица, та что посвятила всю себя мужу, детям и как минимум двоим своим внукам, та что была всегда рядом и склеивала всю семью вместе насколько это было возможно. Бабушка Шура. Первые десять лет моей жизни именно она главная героиня всех моих воспоминаний. Самые вкусные запахи, самые громкие слова восхищения - всё это она. Вы уже догадались что это мамина мама. Свою маму она потеряла рано и внезапно, сердечный приступ где то там в эвакуации, жила с отцом и старшей сестрой вдовой Маней. Остальные братья и сёстры разъехались кто куда. Мой прадед Иосиф похоже был порядочным человеком, он так и не женился снова, говорил что детям мать не замеит никто, да и второй такой жены как его Хая, светлая ей память , больше нет. Послевоенное местечко, нищета и разруха, молодёжь тусит на танцах. Молодая Шура выбирает в мужья Мишу (Мике, как она его называла), сына портного. Почему? Потому что он один ходил на танцы в костюме, все остальные ребята донашивали военную форму. Поженились, родили и поставили на ноги троих детей, нянчили внуков. И всё откладывали жизнь на потом. Сначала дети и муж, а сапоги и заимнее пальто потом. Вот новый зять завёлся, его одеть обуть надо , на работу устроить , а я уж как нибудь обойдусь. И всё бы ничего, только когда уже можно было расслабиться и позволить себе жить, прозвучала команда : "Тушите свет!". Умерла она порядочной женщиной, верной женой, заботливой мамой, увы, не успевшей увидеть ничего за пределами своей семьи. Своей дочери она передала все секреты счастливой жизни - ухоженый и обласканый муж, воспитанные дети, уютный домашний очаг. Муся в свою очередь выросла революционеркой. Не побоялась остаться разведёнкой с маленьким сыном на руках, но запала сопротивляться второму браку у неё не хватило, таки дала себя уговорить и вышла за моего отца, но с условием что обеды готовить будет через день. Между нами говоря, для него и это было роскошью и баловством. Его мать, бабушка Броня, воспитанием детей вообще не замотачивалась. По легенде она потеряла всех родных во время войны, вышла замуж совсем юной потому что надо было как то выживать, переехала с мужем в деревню, так было проще. Детей родила потому что надо было. О том каким был мой биологичский дед я не знаю, рассказали что по пьяни замёрз . Она осталась одна с двумя сыновьями, которые росли себе как  получалось, а окрепнув уехали на поиски нормальной жизни. Броню пожалел друг её мужа, Борис, одинокий как и она , и завелись у них отношения. Дед Борис участвовал в семейных диспутах, помогал по хозяйству и деньгами, а состаривший переехал вместе с Броней в город, ближе к цивилизации и мусе, которую любил и уважал как минимум за то что она согласилась дать мне имя в память о его покойной матери. Броня жила общественной жзинью села, была членом компартии и делала вид что всё у неё хорошо. Однажды она призналась мусе что никогда не испытывала любви к детям. Ни к своим ни к детям вообще. Сегодня мы все умные, и знаем что это и есть отсутсвие материнского инстинкта. Когда я об этом узнала, поразилась. Ну как же так? Как вообще такое может быть? Это же ДЕТИ, их же ОБЯЗАТЕЛЬНО надо любить! На что муся заметила что речь идёт о человеке тяжёлой судьбы, она повидала много на своём веку, некому видать было её научить что значит быть матерью. Броня боялась сглазить, боялась слова "хорошо" и всёп время была занята тем что охраняла семейные тайны. Если бы ей кто то сказал что её секреты не волнуют никого кроме неё самой она бы умерла в тот же миг. Потому что таким человеком была Броня, она жила сплетнями и была уверена что все остальные живут тем же. Умерла она на святой земле в почтенном возрасте Последние годы она провела в доме престарелых под присмотром штата сомнительных медсестёр и нянечек, в окружении призраков то ли из её прошлого, то ли всех, кто застрял в стенах этого заведения. Понятно что при таком раскладе у моего отца не было никаких шансов. Вырос он бабником и алкоголиком, не сумевшим продержаться долго в чуждой для него среде уюта, комфорта и заботы. Он уже умер. Думаю что один.
И вот она я, внучка Шуры и Брони, смотрю на свою красавицу дочь и думаю, а что если....Что если я задушу её заботой и она вырастет слабохарактерной и зависимой от чужого мнения? Что если я не удержусь и скажу самое гадкое : "мама лучше знает что тебе надо" или "я же говорила"? Что если она решит что я и только я её лучший друг и не заведёт себе верных друзей? Что если я обрежу ей крылья,намекнув что смотерть на жизнь надо реально?
А что если наоборот? Если услышав крик о помощи я на секуду замешкаюсь, не ринусь в тот же миг спасать? Что если меня не будет рядом когда я буду нужнее всего? Что если моя дочь всю свою жизнь будет искать моего одобрения и так и не найдёт? Что если я так и не узнаю какое из зол меньшее: любить и контролировать каждый шаг или выпустить в мир и пусть сама барахтается?
Во мне сошлись две крайности, два абсолютно разных мира и этого не изменить. К счастью, я не могу выбирать по какому сценарию строить жизнь, иначе я бы совсем запуталась. Я могу лишь принять себя такой какая я есть и помнить чем закончились истории Шуры и Брони. Я хочу верить в то что имею право на свои ошибки, что всё всегда можно исправить, было бы желание. Я хочу чтобы Ватрушка выросла счастливой. И я знаю что лучший способ это личный пример. А когда возникают все эти "что если...." нужно просто остановиться, представить как пы поступила Шура, что бы сделала Броня и найти свой, неповторимый ответ.