Эвграмма 45 - 54

Дмитрий Захаров77
45. Апокрифы это не только отверженные книги, но это, прежде всего, таинственные книги. Апокриф излагает тайны тайно и тайное выражает через ещё более таинственное. Эта книга изначальный и специальный апокриф. Лабиринт раскрывается через энигмолабиринт. Кто пытается излагать яснее, чётче и с помощью логики, ничего не выражает по сути, а лишь касается каких-то граней, очертаний и поверхностей. То же, что лежит в глубине, в бездне невыразимо-выразимо лишь через тайну.

46. Многие гностические секты, исходя из того, что не Бог сотворил материальный мир и правит им, а падшие ангелы и архонты, устанавливали поклонение последним. Это объясняется тем, что они, как и вообще все древние, за исключением исключений, извлекали или пытались извлечь из религии какую-то корысть (пусть даже и минимальную), причём часто это была именно материальная корысть. К тому же в самой установке на искоренение материи заложено отношение к ней как к реальности истинной, а не как к реальности иллюзорной, поэтому происходит незаметное привязывание к этой материи.

 Потому-то многие гностики, хотя и считали материю злом, поклонялись силам, которые управляли материей. Потому-то многие из гностиков и занимались астрологией, элементарной и бытовой магией и мантикой. Некоторые считали дьявола создателем материального мира и, именно по этой причине ему поклонялись. Но именно по этой причине как раз и не нужно поклоняться ни миру сему, ни его создателю. Однако они думали иначе: раз мы живём в этом мире и плотски зависим от него, следовательно зависим и от его создателя, а следовательно ему надо поклоняться и его умилостливать ; задобрять владык (архонтов) этого мира; нужно знать заклинания и заклинать их, чтобы пройти через их сферы и попасть в Имматериальный Мир. Чисто языческая логика. Ей непонятно, что вера и отрешение от материи разбивают все материальные цепи, сокрушают все материальные силы и открывают пути в Плерому. Однако отрешиться от материи очень тяжело, гораздо проще заучивать заклинания. Она апеллирует к слабости человека. Намного легче выучиться примитивной магии, чем постоянно отрешаться от материи, вести с ней борьбу. Бог же, сходящий в этот мир в виде человека, даёт человеку несокрушимую веру в Себя, открвая Истину, что Царство Божие внутри нас, это во-первых, и во-вторых , он даёт пример аскезы и отрешения от материи, устраняя таким образом нужду во всякой материальной магии.

47. Приходящего не узнаю;т и не узна;ют, ибо Он скрыт от правителей мира сего, как материальных, так и тонкоматериальных. Он для них ничто, величина бесконечномалая. Они не видят Его и не увидят. Видит тот, кто умалится и отрешится и свой взор духовный отвратит от внешнего и бросит в Необозримую Глубину.

48. Древние строили схему бытия конкретно материально-вертикально, т.е. вверху небо с небесными светилами, т. е. с планетами , затем сфера неподвижных звёзд, выше ещё пять, шесть или столько-то небес, ещё выше сфера Божества. Ад – ниже земли, под землёй. Но всё дело в том, что «небо» не вверху. Небо как нечто духовное. Оно вне любого верха и низа. Ад же – это есть материя  и материальный мир. Плерома Внутри. Но не внутри материального тела, что опять же есть языческий взгляд, а внутри Духа, внутри Внутренности, т. е. Абсолютно Внутри и Вне. Это Абсолютная Трансцендентальность. Мировоззрение древних было ограничено и это естественно. Для своего времени они создали грандиозные системы, которые для нашего времени уже несколько наивны и просто неверны в некоторых моментах. Древние думали, что вверху, в сфере звёзд, более тонкая и чистая материя. Но материя везде одинакова.

 Вся материальная вселенная, начиная от нейтрино и заканчивая метагалактиками и квазарами, есть одна и та же  материя, ни более чистая, ни более грязная, ни более тонкая, ни более грубая. Она различается по качествам действия и взаимодействия, плотности, массы и другим физическим параметрам. Параллельно материальным мирам находятся тонкоматериальные миры. Тонкая материя уже существенно отличается от материи и однако же олна всё равно остаётся материей, т.е. неким веществом, которое определяется рядом характеристик, подчиняется определённым законам и чем-то обуславливается. Она такая же невечная и ограниченная, как и простая материя, хотя по сравнению с ней кажется почти вечной и безграничной. Материя и тонкая материя взаимно связаны и взаимодействуют. Имматериальный же Мир абсолютно необусловленный и свободный находится абсолютно вне всяких этих материй. Никакие звёзды, планеты, четвёртые и вообще энные измерения, никакие лептоны и другие гипотетические частицы не имеют к Нему ни малейшего отношения. Плерома настолько Трансцендентна всему, что даже само понятие «трансцендентность» слабо помогает понять это.

49. Материя – это явление и явление временное. Дух же вообще не явление. Дух – это Вечность, вернее Вечность – это Дух, ибо Духу нельзя дать какого-либо определения. Дух это Дух. Во всяком суждении нужно отталкиваться от Духа. Мы же отталкиваемся от материи, и даже в суждении о Духе. Поэтому невозможно такое понятие как «предсуществование душ». Никакого –пред- быть не может. Есть существование души. На ее пути возникает материя. И душа «падает» в неё. Надо говорить не о пред-существовании, а о транзит-существовании. Душа как бы транзитом проходит через материю или не проходит через неё. Дух не в букве, а Дух в Духе. Буква это только символ. Надо ни одной пяди не оставить материи – всё Духу. Тогда и прекратится движение от жизни к смерти, будет просто жизнь.

50. Может ли нечто безграничное и бескрайнее иметь форму? Форму, как что-то подверженное метаморфозе, как нечто ограниченное пространством и временем – нет конечно. В Плероме нет подобных форм. Но Там нет и бесформия, в том виде как мы себе его представляем в виде бескачественной безграничной пустоты. Где нет пространства и времени не может быть и их форм и их бесформия. Точно также как Там нет личности, но нет и безличия. В Плероме нет даже полноты и пустоты, частей и целого, как мы привыкли понимать их в пространственно-временном континууме.

51. Брэдли пишет: «Для меня абсолют – не бог. Бог для меня не имеет значения за пределами религиозного сознания, а оно в своём существе – практическое сознание. Абсолют для меня не может быть богом, потому что абсолют, в конечном счёте,  не связан ни с чем и никакой практической связи между ним и конечной волей быть не может. Когда вы начинаете почитать абсолют, или вселенную, и делаете его объектом религии, вы в этот самый момент уже трансформировали его».

 Всё дело в том, что мы никак не можем отойти от логики, от логического мышления, и от мышления вообще. Отсюда все эти различия между Богом и Абсолютом. Абсолют это и есть Бог, и СверхАбсолют – тоже Бог, и СверхБог – тоже Бог, и СверхПлерома – тоже Бог, и Тайна Неизречённая – тоже Бог. И Бог – это Человек. Не человек, а Человек. В религиях, в культе просто намеренно ограничивают Абсолют, чтобы хоть как-то донести блёклые искры о нём тем, кто не может (а вернее не хочет) быть непосредственно с Ним, в Нём, Им. Когда логика сводится на более низкую ступень, когда вообще отброшены все ступени, тогда заявления, подобные тем, которые делает Брэдли вообще невозможны. Непосредственное присутствие, со-присутствие, в-присутствие, я не знаю как ещё сказать своим косноязычным слогом, не только ставит вне любую философию, религию, учение, но даже откровение, озарение, вдохновение и экстаз. «Будь крепок! и ты выдержишь больше экстаза!» ( Алистер Кроули).

52. Вся материя, весь материальный мир есть лишь маленькая чёрная песчинка в Океане Души. Человек зажат в эту песчинку и сдавлен ужасающим давлением гемармена до её миллиардно-миллиардной частички. Когда он высвободится из этого заключения, он станет Океаном. Но даже находясь в этой песчинке, он может сказать: «Вот Вселенная – это горошина, которую я держу на ладони» и вспомнить слова Ибн ал-Фарида: «Рядом со мной, взошедшим, далеко распространяющийся свет солнца подобен слабому мерцанию, а рядом с моим водоёмом безграничный океан подобен капле». Вселенная – это Палимпсест. Нужно стереть текст, который написан ныне и написать новый. «Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её к кресту» (Кол. 2, 14). Вселенная – это Слово. Но всякое слово можно опошлить. И оно опошлено. Вот эту-то пошлость и надо стереть. И Написать Слово. Тогда Вселенная из песчинки станет Океаном, который будет каплей твоего пота.

53 Материальный мир разворачивается по чёткому плану. Все случайности  не случайны. «То, что судьба тебе решила дать, нельзя не увеличить, не отнять…», - сказал Хайям. Чёткий и железный гемармен устанавливает рамки, пути, коридоры  и направления. Но под спудом всего этого блистает Дух Божий, который указует путь от этой жестокой судьбы в Царство Своё – в Плерому. В глубинах гемармена таится путь дематериализации материи, но его нужно увидеть, и тогда цепи этого монстра становятся бумажными и бутафорными.

54. Чистое Сознание, Чистый Дух, т.е. Бог, как бы испытывает свою собственную иллюзию, в результате чего это оборачивается трагедией для Него же – появляется материальная вселенная. И поэтому Он же и устраняет эту иллюзию через задание эволюции материи. Материя, время и пространство есть иллюзия. Это есть фантазии Бога, которым Он даёт волю и отпускает от Себя. Это ошибка. Но ошибка не фатальная, а спонтанная. И ошибка это не грех, а игра воли и абсолютной свободы.

 Как пишет Герберт Гюнтер, современный немецкий исследователь тантры, «идея греха не имеет отношения к ошибке… Мы не могли бы знать об ошибках без безошибочного знания». Именно благодаря Абсолютному Гнозису и возникает ошибка, и без этой ошибки, может быть, Его Абсолютность была бы мёртвой. Радхакришнан говорит, что «согласно взглядам адвайты, даже священные книги являются частью мировой ошибки». И слова Аттара дополняют это: «… знай, что всякая буква из Писания является идолом, а идол, несомненно, есть твоя завеса». Таким образом ошибка оборачивается трагедией, становится тьмой, которая закрывает свет. Эта ошибка есть спонтанные фантазии. Эти фантазии иллюзорны, но иллюзии обретают самостоятельную жизнь и начинают претендовать на место Бога. Конечно, это смешные претензии, и иллюзии никогда не смогут занять этого места, но сам временной процесс этой претензии опасен. Опасен тем, что укрепляет и сохраняет иллюзии и длит самоиллюзию Божества, втягивая в небытие Его энергии. Божество само порождает это небытие тем, что даёт волю фантазии-иллюзии. Но Оно же и устраняет её. Без этого устранения и исправления собственной ошибки может быть и не было бы полноты?