Наследница рода Великого Змия Офиона. Часть II

Михаил Ханджей
Персефона росла славной, милой девушкой, которая в обществе нимф Нисейской долины развлекалась танцами и пением. Однажды на прогулке она сорвала цветок смерти, нарцис; тут земля перед ней расступилась, из её глубин появился бог Аид, подхватил её и в буквальном смысле провалился сквозь землю вместе с Персефоной.
 
В царстве мёртвых сердце Персифоны словно окаменело, и лишь единственный раз она расплакалась, слушая песнь Орфея о его любви к Эвридикс.
 
После девяти дней ухода Персефоны в царство Аида, в Афинах её стали поминать  под именем Басилеи, т.е. Царицы (загробного мира). Величали её также Корой (т.е. девушкой, дочерью) – ведь она была любимой и любящей дочерью Деметры.
 
Девять дней несчастная мать скиталась по земле, забыв о еде и сне, в поисках дочери. Наконец всевидящий бог солнца Гелиос рассказал ей, что произошло. Деметра тут же направилась на Олимп и потребовала от Зевса заставить Аида вернуть Персефону матери. Но Зевс был бессилен, так как Аид тем временем уже вступил в брак с Персефоной и к тому же дал ей вкусить гранатовое зёрнышко, а тот , кто отведал что-нибудь в царстве умерших, уже не мог вернуться к жизни на земле. Тогда Деметра покинула Олимп, заперлась в своём храме в Элевсине и наслала на землю бесплодие. Это привело к катострофическим последствиям не только людей, но и богов; озлобившись, люди перестали приносить жертвы богам. В этой критической ситуации Зевс послал к своему младшему брату Аиду быстрого Гермеса. Гермес спустился в полное ужасов царство Аида, предстал перед сидящим на золотом троне владыкой душ умерших и поведал ему волю Зевса. Аид обязался отпускать Персефону к матери на две трети года.
 
Взошла Персефона на златую колесницу мужа с Гермесом; помчались бессмертные кони Аида, никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они Элевсина.

Забыв всё от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и заключила её в свои объятия. Деметра с Персефоной вернулась на Олимп. Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова всё зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа. Всё живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь её Персефону.

Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в тёмные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернётся к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре её дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.

P.S. Первоначально греки в Афинах почитали Персефону вместе с её матерью Деметрой. Ежегодное нисхождение Персифоны в царство мёртвых и последующее возвращение на землю символизировали зимнее умирание и весеннее воскресение природы. Самым большим празднествами в честь Деметры и Персефоны  являлись так называемые элевсинские мистерии, которые из простых земледельческих праздников развились в сложные и таинственные обряды, доступные лишь особо посвящённым. Целью этих обрядов было проникновение в тайны человеческой жизни и посмертной судьбы человека. Посвящённые верили, что живут после смерти так же, как из пшеничного зерна рождается новый колос.

Римляне называли Персефону Прозерпиной, её супругом назывался Плутон или Дис (Дит, Диспатер). По мифам римлян у Прозерпины и её супруга был общий подземный алтарь на Марсовом поле.

В более поздние времена культ Персифоны (Прозерпины) сливался с культом Гекаты, Кибелы, Геи, а затем и Исиды.