Трудный лёд

Мила Садко
Нам с мужем часто приходится ездить по ледовым дорогам Братского водохранилища. Хорошо, если мало снега; можно ехать по «целику». Но всё же лучше придерживаться проторённых путей во избежание всевозможных казусов.
  Сегодня мы снова двинулись через Ангару. Сначала нам предстояло попасть в наш районный посёлок Балаганск. Ночная пурга много снега не нанесла, и машина быстро преодолела положенные двадцать километров. Радуясь, что сэкономили время и горючее, мы стали сворачивать на основную ледовую трассу, проложенную основательно властями между двумя центрами – Балаганском и Усть-Удой. И тут нас резко занесло, а затем сильно потащило по кругу, и вот уже развернуло на сто восемьдесят градусов. Машина остановилась в сугробе снега, оставленного чистящей дорогу техникой. Я вслед за мужем вышла из машины и чуть не упала, тут же вспомнив про «корову на льду» -- лёд был «отполированный».
  Лопату в эту зиму муж с собой не возил, так как не было нужды; больших снегопадов до сих пор не было. Но сильный ночной ветер укрепил поверхность снега. Носками сапог мы пробовали освободить из снежного плена колёса, но получалось плохо. Муж выломал изо льда ориентировочный шест, и, орудуя им, смог кое-что сделать.  Машина выбралась на открытый лёд, и мы спокойно добрались до пункта назначения. Несколько часов спустя мы тем же путём уехали в Заславск, но уже держали в уме коварство сибирских дорог. Особенно ярко всплыла в памяти прошлогодняя история, когда мы на льду попали в ловушку и не надеялись из неё выбраться.
   Усть-Уда расположена на правом берегу Ангары.  Раньше наше село было прикреплено к этому районному центру. Переедешь лёд километра четыре -- и уже там. Но ведь это было доступно для наших жителей, а также близлежащих деревень только в зимние месяцы. Паромная переправа между двумя районами помогала кому-то решать проблемы, но нам, чтобы летом попасть в Усть-Уду, приходилось по своему тракту ехать сначала  до Балаганска, а это огромный крюк (в вечернее и ночное время нам хорошо видны оба посёлка – Усть-Уда напротив, а Балаганск -- подальше, как будто он находится на той же стороне).
  Интересна его история. В шестнадцатом веке в Сибири были построены три острога примерно в одно время. Иркутский и Братский стали городами, а наш сиротинушка так и остался селом, глубинкой, вдали от железных дорог и надлежащей цивилизацией. Дела по преобразованию здесь всегда проводились туго, кто бы ни старался возглавлять район. Тем, кто живёт к районному селу поближе, удобно, а остальным – нет.  Но, на всех, как говорится, не угодишь. Позже для нас сделали районным центром Балаганск; он, как и мы, расположен на левой стороне реки. Летний путь к нему стал намного длиннее; через горки и впадины, зигзаги и повороты, мимо полей, лесов, заливов, деревень, по гравию и асфальту он выливается в сорок с лишним километров.
 Лишь зимой выручает ледовая дорога, пролегающая вдоль реки. После того, как утонул наш житель вместе с тяжёлым трактором, чистить её опасаются, и торится она обычно от каждого села неорганизованно. Ледовая же трасса между двумя центрами находится в ведении властей, контролируется. Открывают её всякий раз в соответствии с обстоятельствами. К таковым относится, например, толщина льда, которая в свою очередь зависит от погодных условий. Если начало зимы теплое, или резко тонкий лёд покрывается толстым слоем снега, толщина льда не позволяет выдерживать тяжесть мотоциклов, легковых машин, не говоря уже о гружёных лесовозах.
  В прошлую зиму лёд был тонкий до самого Нового года и даже дольше. Но вот уже был дан приказ о строительстве ледовой дороги, и лёгкие колёсные трактора принялись  полосой отгребать лёд. Уменьшение воды в водохранилище давали трещины, из которых вытекала вода, создавая опасные зоны. Разрешения никак не давали, но рыбакам закон не писан. Они, казалось, без всякой опаски наворачивали круги по снежному льду в погоне за адреналином и ощущением «нирваны» среди белого безмолвия. Ох уж эта приятная бескровная охота! Я с детства испытала на себе её притягательность, а про мужчин, особенно после удачной рыбалки чувствующих себя героями, и говорить нечего.
   Тогда нам с мужем пришлось ездить дважды в оба районных села по неотложным делам. В первый день в одном месте на пути в Усть-Уду, ближе к тому берегу мы увидели опасный водяной след от машины, чуть сдали назад, объехали слева и благополучно достигли берега, потом по шоссе до Усть-Уды, а там - через лёд и домой прибыли. На второй день нам пришлось снова ехать из Балаганска на правую сторону, а потом предстояло возвратиться по делам туда же. На сей раз Володя мой, помня про опасность, сразу проехал левее, тем более, что следов от техники уже было предостаточно. Можно было, высматривая, где снега поменьше, ехать и по целине. Наши сыны, работая в сервисе, увеличили посадку у нашей «тойоты», и она стала более надёжной.  Вчера мы видели, как трактора уже расчищали дорогу (значит, сегодня мы едем законно!) Поэтому мы теперь двигались особенно уверенно, без опаски. Но, как говорится, не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
   В Усть-Уде нам пришлось выдержать пять часов ожидания. Дождавшись положительного результата, отправились в обратный путь. После тракта съезжая на речку, увидели участок дороги, покрытый водой и измельченный колёсами автомобилей лёд. Мы взяли левее, съехали на реку и, переезжая трещину, вдруг засели на ней, собрав под брюхо машины целую груду из льда и снега. Вот те на! Приехали! «А счастье было так возможно…» - с иронией вспомнилось мне. Позже я поняла, что нам не до смеха. Надвигались сумерки, надо было действовать.
  Нам толкать – не привыкать, тем более что мы были не одни. С нами ездили наши приёмные сыны – подростки семнадцать-шестнадцать лет. Только машина не сдвигалась с места, сколько бы мы не делали попыток толкать и раскачивать. Наледь была пять сантиметров толщиной, и она оседала под нашими ногами. Вокруг машины разливалась вода, колёса утонули на штык лопаты, и пришлось бросить эту бесполезную затею. Ценные вещи я сразу же вынесла из машины. Мне казалось, что скоро уже мы в неё не попадём.
  Мужу удалось кое-как, лёжа, сломав молоток, всё же очистить ото льда в воде заледенелый машинный крюк и закрепить на нём трос, за который мы взялись тянуть машину. Упрямица не сдвигалась с места, грозя прочно вмёрзнуть в лёд. Мы позвонили знакомым. Те сообщили в МЧС Балаганска. К сожалению, в помощи нам отказали (нет средств), сославшись на правую сторону; к ним, мол, вы ближе. Усть-Уда тоже отреагировала отрицательно. «Бросайте машину, идите на берег» - сказали нам. 
  Как – бросайте? И куда идти? К ним, на холодный зимний тракт, где к вечеру нет никакого движения? Да и нас четверо, никто не подвезёт, а до посёлка около двадцати километров. Если в Балаганск, то в темноте идти по льду очень неуютно. В этом году в районе развелось слишком много волков. Хозяева коней жаловались на матёрых хищников. Когда мы ездили в окружную в район в начале зимы, у дороги видели растерзанные туши задранных волками лошадей.  Известно, что волки в поисках добычи преодолевают многие километры, рыщут с берега на берег, не различая, где лёд, а где земля. Легко сказать – идите… Опасно ведь! А наша «лада» в это время будет спокойно вмерзать в лёд? Потом её, попробуй, добудь оттуда! Ещё и растащат на запчасти… Нет уж, такой вариант нам никак не подходил.
  Где-то по льду в нашу сторону шла машина. Мы с надеждой  наблюдали за светом её фар, ждали, но она развернулась и уехала. Позже мы увидели в том месте,  на середине, разлитую по льду воду от трещины. Другая машина, видимо, объехав эту же трещину, двинулась в сторону от нашей дороги, и, выехав на берег в доступном месте, скрылась на шоссе. Дорога, прочищенная «белорусями» - вот она, рядом, в пяти метрах от нас. Она надёжная, на неё другой машине ничего не стоит вытащить при помощи троса нашу «утопленницу». Только где её взять? Кого можно уговаривать ехать на опасный лёд, да ещё и в сумерки? 
  Мы несколько раз пытались сами  тянуть «упрямую лошадку» за трос, только  результатов не было никаких. Наш знакомый был в курсе наших дел и собирался искать помощь. Но сумерки так быстро сгущались, что в душе моей разрасталось отчаянье. Мальчишки, какое-то время ещё казавшиеся беспечными, перестали играть и толкаться, и теперь растерянно посматривали на промоченные ноги. Муж устал делать попытки выехать из ледяного плена. И тогда я поняла: никто не поможет. Надо молиться Тому, Кто управляет всей Вселенной. Я позвала мальчиков, мы встали в кружок, и я со слезами обратилась к Отцу Небесному, прося о помощи. Муж в это время пошёл к машине и сел за руль. Он завёл её, мы взялись за трос и сделали рывок.
  Было такое впечатление, что мы дёрнули саночки. Машина легко двинулась и тихо пошла вперёд, а затем упёрлась в наледь. Мы быстренько расчистили путь нашей дорогуше, потянули, и она снова пошла. Володя прибавил газ и я, от ослабшего вдруг троса потеряв равновесие, упала. Мальчишки за моей спиной в это время отскочили, а мне, чтобы не тратить время, пришлось применить перекат в сторону, не вставая на ноги. Всё получилось в считанные секунды. Муж, не сбавляя газ, меня не задел. И вот наша «голубка» уже едет по крепкой, очищенной от снега дороге. «Как каскадёр» - тогда подумала изумлённо о себе я, осознав, что мы спасены, мы победили. Слава Богу!!!
  Через какое-то время мы уже были у друзей в Балаганске, в тепле пили чай и делились подробностями с женой друга, а мужчины очищали машину ото льда. Ведь нам ещё предстоял путь домой, теперь уже по нашему родному длинному тракту. Все организации уже закрылись, но мы не переживали, что не успели сделать всё запланированное (как-нибудь в другой раз!).
  Хоть и с вибрацией, мы всё же хорошо доехали до дома, и снова благодарили Бога.  «С Ним не убоюсь пройти и долиной смертной тени, ¬¬-- сказано в Библии. Позже я размышляла о наших ледовых приключениях. На ум пришло понятие «физика веры». Я как-то читала книгу с таким названием. Многие непонятные моменты в экстремальных ситуациях можно объяснить логически, с этим я частично согласна. Физику можно «увидеть» и в этом последнем случае.
  Когда случается беда, многие люди очень скоро теряют надежду, а с нею и тягу к жизни. Видя приближающийся конец или находясь в безвыходной ситуации, человек становится вялым, равнодушным, тем более что всё, что можно было сделать, уже сделано. Энергия уже потрачена, ум от чувства безысходности притупляется, защитные силы организма гаснут.
  Но в человеке заложены возможности, не обьяснимые наукой. Не зря же Творец создал нас по Своему подобию, и Он всегда на связи со своими творениями. Надо только позвать. Его мощная энергия, как электрический ток, в нужный момент поступает в нуждающегося и уповающего на Отца ребёнка, и эта энергия Святого Духа, как сильные надёжные руки, творит чудеса. И таких примеров существует множество. Иногда говорят: «Обстоятельства сильнее нас», но, откликаясь на искреннюю просьбу о помощи, Бог переносит нас через эти обстоятельства.
  И ещё, у нас есть настоящие, проверенные друзья. Это христиане – церковь Христа. В трудных условиях мы себя чувствуем увереннее, т.к к нам всегда придут на помощь. Сегодняшняя небольшая заминка напомнила нам о прошлогодней непростой истории. Тогда мы в первую очередь позвонили брату по вере, и он старался решить нашу проблему, был всё время на связи с нами и уже попросил другого христианина ехать к нам. Так уже было много раз, да и мы сами помогаем другим по возможности решать проблемы. В этом заключается смысл истины: «Бог есть любовь». Бог любит нас, мы любим Бога, а проверяется это любовью к ближнему.
 
На фото: я и снег Сибири, 2020 г.