29 апреля день танца

Гадаев Алексей Вениаминович
29 апреля день танца
Описания танцев представлены во множестве литературных источников, в том числе и в Ветхом завете.
Танец – это самая вдохновляющая сфера жизни человека. Танец это сочетание искусства и потрясающих гимнастических движений. Танец – это эмоциональное, телесное, пластическое самовыражение человека. Танец – это прекрасный язык телодвижений, искусство-действие.
Искусство танца связано с освобождением больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов и появления танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это эмоциональное здоровье, грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос. Танцевальная терапия способствует в равной степени, как контролю экспрессии, так и отключению самоконтроля и потоку спонтанности. При использовании танцевальной терапии человек самостоятельно находит доступ в равной степени как к своим неприятным чувствам: страху, боли , злости, так и приносящим удовольствие переживаниям.
Танцевально-двигательная терапия Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) — направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.
История возникновения Предпосылки
Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытным обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:
Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения.
Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:
1.Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека (Психоанализ З. Фрейда, Индивидуальная психология А. Адлера, Аналитическая психология К. Г. Юнга)
2.Возникновение танца модерн, в котором подчеркивалось важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан, Рудольф Лабан, Мэри Вигман. Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
3.Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.
История развития Танцевально Двигательной Терпии
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание.
Marian Chace (31 октября 1896 – 19 июля 1970) - один из основателей современной танцевальной терапии .
Марион Чейс родилась 31 октября 1896 года в Провиденсе, Род-Айленд , дочь Даниэля Чейса Чамплина, журналиста и редактора, и Харриет Эдгаретта (Northrop) Чейс. Ее младшими братьями и сестрами были Марджори (1899-1991), Олив (1905-1977) и Эдгар Нортроп Чейс (1908-1983).
Она изучала современный танец и хореографию с Тедом Шоном и Рут Сен-Денис в школе танца Denishawn и начала работать в качестве танцевального исполнителя. Однако она считала, что тело и ум взаимосвязаны и находятся под влиянием работы Карла Юнга .
Она начала преподавать в Вашингтоне, округ Колумбия, и заметила, что некоторые из ее студентов были больше заинтересованы в выражении эмоций, чем в танцевальной технике, и начали подчеркивать это на своих занятиях. Ее студенты сообщили о чувстве благополучия, которое заинтриговало местных врачей, некоторые из Национальных институтов здравоохранения, которые начали посылать некоторых своих пациентов на ее занятия. Ее подход включал в себя телесную активность, символизм, терапевтические отношения движения и ритмическую групповую активность. В конце концов она присоединилась к персоналу больницы Святой Елизаветы на юго-востоке Вашингтона, округ Колумбия.и учился в вашингтонской школе психиатрии. Чейс начал преподавать в школах и больницах, пропагандируя и читая лекции о терапевтических преимуществах танца/движения тела. Она работала в течение нескольких лет с пациентами в Chestnut Lodge в Rockville, MD.
В 1960-х годах она основала программу обучения для танцевальных терапевтов Нью-Йорка. В 1966 году она основала Американскую Ассоциацию танцевальной терапии и стала ее первым президентом.
В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами[2].
В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины.
В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA).
На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.).
Описание метода В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов:
1.Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
2.Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
3.Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
4.Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
5.Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.
Цели
1.Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
2.Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
3.Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
4.Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
5.Создание глубокого группового опыта.
Виды танцевально-двигательной терапии В танцтерапии можно выделить три группы подходов:
1.Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
2.Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
3.Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник.
ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:
терапии эмоционального отреагирования;
психоаналитической (глубинной) терапии;
сценарной и ролевой терапии;
экзистенциально-гуманистической терапии;
трансперсональной терапии.
Противопоказания для проведения танцевально-двигательной терапии актуальная продуктивная симптоматика;
стойкие суицидальные тенденции;
грубые поведенческие нарушения;
деменция;
заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью.
ТДТ: танцевально-двигательная терапия
Материал психологосhttps://www.psychologos.ru/images/8/84/TDT.jpg
Танцевально-двигательная терапия – один из видов психотерапии, использующий движение в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека. Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться. Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.
Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.
Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и способны привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.
По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:
Зона номер 1 – голова и шея;
Зона номер 2 – плечи;
Зона номер 3 – локтевые суставы;
Зона номер 4 – кисти рук;
Зона номер 5 – таз и позвоночник;
Зона номер 6 – колени;
Зона номер 7 – ступни.
Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.
Теоретические основы
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение.
Осознавание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. В процессе попытки справиться со стрессом человек может, защищаясь от страха, потерять контроль путем подавления, вытеснения своих чувств, существующих в теле. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек таким образом защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом. Например, степень напряжения в плечах и руках может быть бессознательно увеличена до того предела, когда эта часть тела становится отрезанной от чувств: она становится диссоциированной. С таким человеком танце-терапевт может выбрать для работы движение покачивания руками, чтобы расслабить мышцы, связанные с определенным эмоциональным состоянием, которое пациент отрицает. Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне. Эта связь, которая развивается между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием, является следствием мышечной памяти, связанной с чувствами. С другим клиентом терапевт может поработать с телесными ощущениями и перевести их действие таким образом, чтобы эмоция и движение усиливали друг друга. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Клиентам, имеющим более интегрированный уровень, терапевт может помочь сфокусироваться на определенной части тела, чтобы идентифицировать, что делается на телесном уровне, возможно бессознательно, и что рождает определенное эмоциональное переживание. В такой ситуации терапевт может помочь клиенту вербально исследовать ассоциации, образы, фантазии или воспоминания, которые возникают в сознании в процессе соединения двигательной реакции в теле с его эмоциональными компонентами.
Каждая мысль, действие, воспоминание, фантазия или образ вызывает некоторое новое мышечное напряжение. Людям можно помочь открыть для себя: как они меняют, переделывают, перенаправляют, разрушают или контролируют эти тончайшие мышечные ощущения, которые оказывают влияние на переживание и выражение чувств. Этот процесс подобен и соответствует защитным механизмам Эго. В своей работе, посвященной формированию характера, Райх показывает, как идентичный процесс становится очевидным в обеих — как в физиологической, так и психологической — сферах. Он пишет:
“У меланхолических или депрессивных пациентов речь и выражение лица застывшие, будто каждое движение преодолевает сопротивление. В маниакальном состоянии наоборот импульсы внезапно охватывают все тело, всего человека. При катотоническом ступоре психическая и мышечная ригидность идентичны, и только окончание этого состояния возвращает как психическую, так и мышечную подвижность”.
Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций. Можно выделить два способа развития эмоционального осознавания:
Первый — обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Это обучение начинается в младенчестве и раннем детстве. Чтобы понять, как происходит такое обучение, достаточно вспомнить, как малыша берут на руки и спрашивают: “Почему ты такой грустный?” или говорят: “Ты ведь голоден, да?” Наше невербальное поведение сообщает, говорит что-то. Другие люди узнают наши переживания и облекают их в соответствующие слова, чтобы идентифицировать, а позже — поговорить о них.
Второй способ развития эмоционального осознавания основан на узнавании и интерпретации моторных действий других людей. В своем исследовании, как эмоции коммуницируют, Клайн указывает, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный, этот процесс одинаков у всех людей. К тому же, переживание разных эмоций и соответствующих им мышечных реакций также универсально, всеобще. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, воспринимаемые, узнаваемые и переживаемые нами на кинестетическом уровне. Кинестетическая эмпатия, которая в основном является бессознательной, играет свою роль в вербальном и невербальном общении между людьми.
Следующая концепция — образ тела, она обращается к отношениям души и тела, т. е. к психосоматическим отношениям. В одном из раннего обобщающего труда по исследованию образа тела Шилдер утверждает: “Образ тела — это изображение нашего собственного тела, которое мы рисуем у себя в голове, т. е. это то, каким образом тело представляется нам”. Он рассматривает образ тела как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности, — это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела. Работа Махлера по эмоциональному развитию и “психологическому рождению” также поддерживает данные о том, что необходимо осознание селфа, как отдельной физической реальности, сущности, прежде чем произойдет процесс индивидуации.
Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Шилдер пишет:
“Позиционная модель нашего собственного тела связана с позиционной моделью тела других людей. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Также как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, также и эмоции и действия других неотделимы от их тел”.
Определенным образом концентрируясь на взаимосвязи между движенческим изменением и психологическим изменением в танце-терапии, Чейс утверждает: “Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения образа тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе”.
Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент — выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны — это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения — отражает индивидуальное самовыражение. Олпорт и Вернон пишут:
"...ни одно действие нельзя определить, как только выразительное. Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный аспекты. Оно имеет ... свой адаптивный... характер, а также свой индивидуальный характер. Открывание двери, например, эта задача предписывает определенные скоординированные движения, соответствующие этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в выполнении предписанных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется данная задача, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные особенности называются выразительными".
Выразительное поведение — это моторное проявление эмоций, взаимосвязанных в функциональной системе. Клайнз рассматривает выразительное движение как эмоциональное состояние, которое выражается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией (напр., сердито пнуть камень), мы начинаем испытывать соответствующую генерирующуюся висцеральную ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело. При потрясении кулаками движение генерирует более специфичный телесный опыт эмоционального состояния. Это обеспечивает обратную связь и петлю взаимодействия между выразительным действием и эмоциональным опытом.
Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (напр., печаль, когда теряешь друга), восприятием ч.-л. эмоционального состояния (напр., заражаешься страхом, видя страх другого человека), в воображаемой фантазийной ситуации (напр., вспомнив или представив, что застреваешь в лифте) или воспринимая фантазийное состояние в другом человеке (напр., передается переживание боли или вины, демонстрируемое актером).
Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.