Крест

Виталий Богомолов 2
Виталий Богомолов

               
                Крест


Прежде это было село, теперь – деревня. Один конец деревни уже вымер, обезлюдел. Здесь на пригорке стоит, как на страже, древ¬няя разлапистая ель. На её верхушке, взмет¬нувшейся к небесному куполу, на огромной от земли высоте – деревянный крест.

Он не бросается в глаза. Увидеть его мож¬но случайно, когда перестаёшь смотреть под ноги. Первое, что испытываешь от неожидан¬ности, заметив крест на ёлке, – недоумение: зачем? для чего? кто его тут вознёс? Да как взгромоздил-то на такую вышь? И снова – зачем? Православный крест на ёлке! Неле¬пость какая-то получается.

И ведь поставлен-то крест по всем пра¬вилам относительно сторон света. Да кто же тот знающий смельчак, что, рискуя сломать себе шею, взобрался с нелёгкой ношей на такую высоту, если при одном только мысленном проделывании этой опасной операции – сердце от жути замирает и дух заходится. Кто он? Религиозный фанатик, или религи¬озный романтик?

Если тихим вечером занять место для на¬блюдения между закатом и елью с крестом, увидишь, как обветренная древесина креста светится серебристо в лучах заходящего сол¬нышка. Крест парит и будто плывёт в бездон¬но-прозрачно-голубом небе. Тогда невозмож¬но взгляд отвести от креста.

Давно замечено мудрецами, что закатное светило настраивает наши мысли на особый философический лад. А тут ещё посмотришь, подивишься на необычный крест, притяга¬тельно сияющий в небесной высоте, и неиз¬веданные чувства взбудоражит он вопреки атеистической воле твоей. И тогда очарован¬ная душа освобождается от надменной на¬смешливости, от суетного скептицизма, чув¬ствуешь, как входит в неё настойчивое и тре¬вожное понимание собственной малости, что в мире есть нечто неподвластное твоему ле¬нивому разуму и твоей самонадеянной плоти – великое, вечное и нетленное. Но, что удивительно, – не остаётся досады от этого понимания своей малости, когда глядишь на крест.

Да кто же сотворил чудо сие? Оказывается, вознесён крест и поставлен деревенским дурачком Иваном. А церкви в деревне нет с тридцатых годов. Порушена.