Личностная Конституция

Алексей Добров
  Ум, от спячки внезапно проснувшись, всё воедино связал, что прежде в смешении было.                Анаксагор

  Но я ли говорил? Разве и я не слушал?                Джебран


                Некоторые принципы душевного комфорта
                (Попытка создания своей личностной Конституции)

  Ребёнка ограничивают взрослые:  эти границы служат ему защитой и опорой.
  Развиваясь в упорной борьбе с родителями, он раздвигает эти границы.
Инстинктивно, неосознанно. Встречи с препятствиями, неприятностями постепенно формируют у растущего способность к самоограничению, но самоорганизация ещё долго остаётся малоосознанной, ситуативной. Главная же задача начинающего жить – рост в преодолении заданных миром границ – освобождение, выход в беспредельную, захватывающую Интересность.
  Решая эту задачу сознательно, в зрелом возрасте, я, как и многие, пришёл к условности любых принципов, суждений – границы рухнули вместе с «железным занавесом», ограничения исчезли – оказался в космосе неопределённости, в «мёртвой зоне», ощутил полную бессмысленность бытия, потерял всяческие ориентиры.
  Однако желание жить заставило искать точки опоры, чтобы выйти из этой трясины парализующей. Сознание стало перепрыгивать с одной «кочки» смысла на другую, но ни одна из них не выдерживала критики «голого» рацио, стоящего над чувством.
  Понял:  опоры нужно создавать самому, «засучив рукава», а система этих границ-принципов должна быть под себя-в-данный-момент. Пусть её элементы взяты у кого-то («нет ничего нового под луной…»). Переосмысливая, соединяю их в систему, чередуя доброе общение с уединением.
  Жизнь постепенно стала превращаться в интересную активную игру, квест, где я соавтор сценария, сорежиссёр, актёр и зритель одновременно. Написанное здесь – лишь запечатление одного из её моментов, «стоп-кадр» примерно на рубеже столетий.

  Если Счастье – это Путь, а не пункт назначения, то нужна и «Дорожная Карта» с ориентирами и указаниями. Нечто подобное «Науке побеждать» А.В.Суворова – «Наука быть Счастливым». «Управляй счастьем!» призывал он.
  Итак, главный принцип, кредо:

  «Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо»                Жюль Ренар
 
  Отсюда – принципы:

  Принцип Свободы как осознанной необходимости. Ощущение Свободы – результат взятия на себя ответственности перед Лучшим в себе за свою судьбу, весь мир в том, в чём я волен делать что-то доброе. Чем полнее эта ответственность – тем больше ощущение Свободы.
  Свобода как Чистота от «пороков». Стремясь к Свободе как ощущению – очищаюсь от «грехов» - прихожу к счастью Чистоты, где-то сравнимому с эйфорией от ощущения чистоты тела.
  Принцип уважения свободы выбора ближнего.

  Принцип ненасилия, если оно Доброе, а не просто идея. Бывает, Добро (как Чувство) побуждает к воздействию на ближнего против его воли. Если побуждение было Истинным, разочарования, раскаяния в содеянном не наступает, а ближний вскоре меняет отношение к поступку на позитивное – ощущает Добро.

  Принцип Следования Добру сердца (подробнее об этом – в «Исповеди»).

  Принцип ДОЖ – Добрый образ жизни – присваивать мысли только добрые, остальные игнорировать, волю давать прежде всего чувствам добрым, в себе, людях, всех существах и сущностях стараться видеть прежде доброе, стараться, чтобы все дела исходили из наиДоброго состояния духа или вели к нему, общение выбирать наидушевное, доброе – с людьми ли, природой, книгами, искусством. Добро стараться делать тайно.
 
  Принцип перехода от умозрительных понятий, идей, принципов – к Ощущению добра-свободы как к единственному критерию жизни. Стремление хранить это Ощущение ведёт душу к постоянному состоянию Свободности – Счастью.
  Принцип Служения Любви как единству в Добре – главное следствие принципа Свободы. В обычном состоянии сознания Служение – главный смысл жизни. Всё подчинено Ему.
  Принцип Соборности:  ощущаю себя неотъемлемой частью Целого – Творца+Мира+Общества – видимого и невидимой основы.

  Принцип стремления к Наивысшему, Тому, что выше меня. Жизнь по интересам, желаниям, начиная с высших, удовлетворение которых даёт Радость, Счастье. Низшие при этом удовлетворяются по остаточному принципу: по мере убывания энергии удовлетворяются всё более низкие в изначальной иерархии желаний. Они как бы всплывают в сознании на первое место, временно становясь наиболее актуальными, необходимыми для восстановления (желание отдохнуть, разрядиться, сменить обстановку, поесть и т.п.)

  Стремлюсь к ощущению полноты момента, душевному комфорту в любых условиях.
 
  Принцип воодушевляющей Перспективы – утопичности, возвышенности жизненной Цели, Её принципиальной недосягаемости при возможности достигать, идти к Ней бесконечно.
  Принцип создания образа Цели – для обретения наглядности, вдохновения, связи с Ней. Это первый шаг к Ней.

  Принцип первенства увеличения, укрепления Добра над борьбой со Злом. Прежде всего, уделяю внимание Лучшему, стремлюсь сосредоточиться на вызывающем добрые чувства. На худшее же внимание отвлекается лишь вынужденно, по несовершенству моему. Если это случается, приходится терпеливо ждать, когда недобрые чувства схлынут, освободят душу для добрых. Во зле быть, мучаться и мучить не хочу. Каждый день, каждое мгновение – в Добром состоянии – доброму делу, мысли, чувству. Отдавать себя Добру при малейшей, возможности, думать о том, чтобы отдавать, испытывая Благодать момента.

  Принцип разделения, соощущения Счастья с ближним (стремлюсь понимать-сочувствовать-принимать дорогое мне существо, как бы слиться с ним в Добре). Принцип невмешательства:  если не могу быть Добрым – стараюсь уйти, быть незаметнее.

  Принцип счастья Познания – со-знания, осознания, открытости новому, постоянного ученичества – расширения границ восприятия-сознания.
 
  Принцип счастья Радости, точнее, сорадости. Если в жизни нет радости – зачем жить?
 
  Принцип получения Удовольствия от делаемого – как я мог когда-то лишать себя этого счастья?!
  Принцип Интереса, счастья вдохновения. Если осталось только сознание необходимости – ищу интерес в этом «нужно», отдохнув как следует (ещё отдыхая), либо ищу его в чём-то другом.

  Принцип счастья Творчества – сотворчества. Мир – не только результат, но и процесс свободного Творения. Он бесконечно разнообразен, изменчив, сохраняет при этом изначальное единство.

  Принцип первоочерёдности созидания Нового над разрушением Старого. В идеале старое не разрушается, а постепенно, естественно, безболезненно вытесняется новым без непримиримости – как река течёт. Старое для нового – опора, питание, строительный материал, помощь, защита. Новое для старого – жизнь, ощущение её вечности, радость обновления.
  Постоянная «разведка», поиск во всевозможных направлениях – нового, интересного, лучшего. Голова, душа постоянно работают в поисковом режиме.

  Принцип «Горения», Увлечённости, максимальной отдачи во время творческой активности – до лёгкого утомления, затем желательна смена деятельности (на физическую – активный отдых).
  «Самая необходимая наука – «гореть» нужным, забывая ненужное» (Антисфен из Афин, V-IV).

  Принцип немедленности, минимальности времени между возникновением доброго желания и его осуществлением, быстроты обдумывания.
  «Прекрасное влечёт к Себе и тотчас вселяет стремление действовать» (Плутарх).
 
  Принцип Естественности:  когда я в деле – стараюсь делать только то, что делается как бы само собой – по наитию, автоматически, на волне настроя на Главное,
  не столько по указаниям личного сознания
(например, соответствует ли действие Принципам, Естественности, состоянию Добра, думаю – усиленно! – до и после дела, в деле же думать некогда),
  сколько в постоянной интуитивной связи с Целым, в состоянии «подключённости» к Единому.
  Способность «подключаться», настраиваться на волну Добра развиваю в молитвах, обращениях к Его Образу, к Нему в сердце, к идеалу самочувствия, самоощущения, то есть представляю себя-идеального – Доброго, Счастливого, Естественного, каким я должен быть, как хотел бы себя чувствовать.

  Принцип самосовершенствования, саморазвития, самоулучшения: 
  разрешаю себе быть несовершенным, чтобы исследовать свой Потенциал («недостатки», «пороки»), определиться в желаемом;
  сосредоточиваюсь на обретении желаемого.

  Принцип постоянного самонаблюдения с целью выявления малейших движений души, контроля соответствия текущего состояния Желаемому.
  Наблюдаю за мыслями, желаниями, мотивами поступков, состояниями. За выражением лица, за доброжелательностью. Приходящие мысли «фильтрую»:  отбираю-присваиваю только Добрые, остальные игнорирую, но не гоню – сами уходят. Если их задеть – будут преследовать, как и любое зло.

  Принцип создания иерархии желаний, периодического их переосмысления.

  Принцип указаний:  любое событие, явление, существо рассматриваю как возможность, средство быть лучше, как стимул роста.
  Принцип Самореализации – раскрытия своего Потенциала
при соблюдении принципа стабильности границ, Целей, направления и режима движения, независимости их от случайностей, настроений.
  Иначе вместо «расширения сознания», ощущения Свободы – Хаос и депрессия.
Чем фундаментальнее, конституциональнее принцип – тем он устойчивее, надёжнее, тем труднее его изменить.

  Принцип экологичности – из Любви к жизни - себе+мiру+миру.
  Принцип мини-макса:  максимальное счастье при минимальном потреблении.

  Принцип планирования:  составляю пошаговые, продуманные планы движения к Цели, подлежащие коррекции в любое мгновение. И – за дело!
  «В благах, исходящих от Добродетели, нам приятны действия.» (Плутарх).
    
  Принцип проповедывания Добросчастья – личным примером прежде всего, хотя понимать мне гораздо легче, чем быть, ощущать.
  Вести кого-то куда-то в духовном смысле не могу согласно своей же концепции, предполагающей создание каждым собственного руководства в Служении. Могу лишь делиться своими мыслями с ищущими. Взаимно. В случае же  отсутствия запроса, взаимности – если вижу возможность «будить» человека, его Внутреннюю Личность (при этом «глаза шире раскрываются» именно у моей) – пытаюсь это делать.
               
  Не достучаться до души –            И я к тебе стучусь: тук-тук!
  Большой и тяжкий грех…            Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!
  Все души в мире хороши,            Так отзовись же, милый друг,
  Твоя же лучше всех!                На мой упорный стук!    
         

                Арсений Альвинг (Смирнов), 1885-1942; «Тук-тук!» 
               
  Обращаясь к глубинам чьей-то души – прихожу к Себе – к изначальному, высшему, действительно лучшему состоянию духа:  Основа-то души у всех одна…
  По-моему, вести (именно в духовном смысле) – означает освободить ведомых от труда души и ума, лишить их ответственности за свои жизненные выборы – лишить свободы воли, связав этим и Себя, обменяв свою Свободу Любить свободных на власть над духовными зомби, на «вытягивание бегемотов из болота», став якобы посредником между ними и Богом, а на деле – узурпировав место Бога, подменив Любовь собой – смертным, несовершенным, сделав из себя идола.
  Если ведущим это сознаётся – речь идёт о мошенничестве.
               
  Таким образом, поводырь становится «безумцем», а его паства – «слепцами» - и все несчастны…
  Если кто-то из ведомых «прозревает», то вопреки «ведЕнию» - благодаря какому-то случаю, либо пастырь вдруг «бросает» ведомого в ответственность, как щенка в воду…
               
  Пусть так мне лишь кажется, пути господни неисповедимы, но такой путь не приемлю.
  Моё счастье – в союзе равных:  в добром общении, когда возникает некая связь, объединяющая души – «канал Любви» (Марина Попович). Пусть люди только встретились глазами или даже человек просто думает о другом с приязнью – возникает мысленный союз, в котором присутствует Любовь – Она и ведёт человека, если он это позволяет, стремится идти за Ней.
  «Я имею три сокровища, которыми дорожу:  первое – это человеколюбие, второе – бережливость, а третье состоит в том, что не смею быть впереди других» (Лао-цзы).