Сцена и артисты

Александр Щербаков 5
Я очень давно не был в театре. Не могу сказать, что я был когда-то заядлым театралом, да и работал очень много, чтобы прокормить семью из пяти человек, где работал только я.  Особенно в начале своей трудовой деятельности было очень тяжело. Потом стал получать больше денег, так как  подрабатывал, доплачивали и за врачебную категорию небольшие деньги, сначала за первую, потом за высшую. Появилась возможность выкроить свободное время, и не экономить каждый рубль.  Поэтому временами мы с женой ходили в драматический театр в городе, где жили – в Хабаровске. В те годы там были звезды, так сказать, «местного разлива» - артистка Елена Николаевна Паевская и артист Мирослав Кацель.  Я знал, что Паевская училась вместе с Ольгой Аросевой, и главный режиссер театра Валерий Александрович Шаврин был её мужем. Кажется, Паевская получила звание народной артистки РСФСР.

Сейчас за давностью лет уже не помню названия спектаклей, которые смотрел в те годы. Сказать, что репертуар драмтеатра был большой, не могу. Заядлые театралы ходили на один и тот же спектакль по несколько раз, сравнивая игру артистов в разные дни. Мне это не нравилось, поэтому в театре я был считанное число раз.  Но обычно в мае в Хабаровск приезжали с гастролями артисты московских театров.  Этим гастролям предшествовали заметки в газетах и звездах театров.  Вот на эти спектакли старался попасть. До сих пор сохранилась вырезка о сестрах Вертинский, Марианне и Анастасии, когда они были с театром в Хабаровске.

Помню, через пару лет после показа по телевидению сериала «Семнадцать мгновений весны» в Хабаровске был с гастролями театр, где играл Николай Прокопович, исполнитель роли рейхсфюрера СС Гиммлера в этом сериале. Я шел по площади Ленина, на которой стояла лучшая гостиница города «Центральная», где обычно останавливались артисты. Был уже вечер, но в мае в Хабаровске обычно бывает замечательная погода. Еще не так жарко, да и нет комаров и мошки, по вечерам посидеть на скамейке и подышать воздухом очень приятно. Вот этим и наслаждался Прокопович. И мне захотелось пошутить. Подошел к нему и спрашиваю: «Не боится рейхсфюрер Гиммлер сидеть без охраны на площади Ленина?». Прокопович расцвел в улыбке, но вот что он мне ответил, я уже не помню. Мы поговорили с ним пару минут, он восхитился нашей погодой, и я пошел по своим делам.

Вообще о хабаровской погоде в мае говорили все приезжающие в наш город артисты московских театров. Это мнение они высказывали на передаче по хабаровскому телевидению по завершению гастролей. Передача длилась в пределах часа, на ней присутствовали обычно ведущие артисты театра и некоторые молодые артисты, которых именно на гастролях подпускали к спектаклям. Кроме погоды, все говорили о теплом приеме и о замечательных зрителях.  Было приятно, что такое говорили и обо мне, так как бывали на этих спектаклях и мы с женой. Не так часто, билеты были трудно достать.

Сейчас я не могу припомнить, артисты каких театров из Москвы были на гастролях в Хабаровске, все же прошло почти сорок лет, вот те два случая о Вертинских и Прокоповича не забылись.  Это что касается гастролей драматических театров. После завершения строительства театра музыкальной комедии, которое было одно из лучших в стране, в Хабаровск зачастили с гастролями и театры оперетты. И не только из Москвы, но из столиц сибирских регионов. Помню театр из Новосибирска, на спектакле которого присутствовал.  Приезжали и москвичи, в составе были Герард Васильев, Татьяна Шмыга, другие известные всей стране артисты. 

Нужно сказать, что иногда до публики доходили сведения о не очень хорошем поведении в гостинице некоторых артистов из наших ведущих театров, но все же настоящие «звезды» старались  блюсти себя.  Недавно по Интернету прошел сюжет, как пьяненького Панкратова-Чернова ссадили с рейса за скандал, который он устроили на борту самолета, когда ему отказались налить 100 грамм водки. Не представляю, что так мог бы повести себя кто-то из той плеяды артистов театра. Одно дело выпить в номере гостиницы, в одиночестве или с коллегами, и совершенно другое -  на публике, в самолете. Неужели наших артистов ведущий московских театров коснулась повальное наплевательское отношение к людям, ради которых они и выступают на сцене. Я молчу про футболистов, особенно когда им стали платить огромные деньги по контрактам. Там ни образования, ни воспитания изначально нет, одни бабы и машины на уме, да еще загулы. Но ведь артисты-то должны иметь и соответствующее воспитание и образование.  Но, видимо, нет понимания, что публичные люди ответственны перед народом за свое поведение не только на сцене, но и в быту.

Ну да ладно, пойдем дальше.  Жители далекой глубинки, и Хабаровск я отношу именно  к этой категории, когда попадали в Москву, считали обязанным посетить некоторые заведения.  Обязательно Красную площадь (мавзолей не всегда), ГУМ, ЦУМ,  «Третьяковку», Большой театр и Московский театр оперетты. По крайней мере, именно там я чаще всего встречал своих земляков из Хабаровска, когда бывал в Москве, и выполнял обязательную программу.  Купить билеты в Большой театр не всем удавалось, а театр оперетты попроще, но не намного. Как и в некоторые популярные театры – Таганка, Ленком, Малый.  Не пробовал я покупать билеты и при кратковременных командировках в Москву.  Да я и не был в столице долгие годы. Последний раз был в 1967 году проездом, когда ездил на соревнования в составе сборной института по легкой атлетике.

Но в конце 1979 году я приехал на курсы усовершенствования врачей. Вот тогда я начал исполнять обязательную программу посещений.  Побывал в Третьяковской галерее, на Ваганьковском кладбище у могилы Есенина, в музее Вооруженных Сил. Тогда же был на спектакле в театре Советской армии, видел Олега Борисова в роли императора Павла Первого.  Естественно, побывал в магазинах ГУМ и ЦУМ, на Красной площади. А в мавзолее  я был с родителями еще в 1955 году, видел и Ленина, и Сталина.  А вот в следующий приезд в столицу, уже в мае 1983 года, я был и на Новодевичьем кладбище, снова на Ваганьковском у могилы Высоцкого, на концертах, посвященных дню Победы 9 мая.  И кроме этого вместе с кузиной Наташей, которая в это время училась в аспирантуре в Москве, побывали на опере «Евгений Онегин» в Большом театре и на спектакле «Любовь Яровая» в театре оперетты. Помню, главную роль играла новая звезда Светлана Варгузова.

В этот же приезд я притронулся к телу известного артиста Георгия Тараторкина, которому смотрел желудок на рентгене в кабинете института имени Склифосовского.  Артист жаловался не только на боли в животе, но и на большую загруженность в театре Моссовета, где он играл.  Мне Тараторкин показался немного хвастунишкой. Ничего страшного я у него не нашел.

И снова я был в московском театре имени Маяковского на спектакле с участием Армена Джигарханяна, который играл Нерона, через 6 лет. Попал на этот спектакль я во многом случайно. Был я снова на курсах усовершенствования. К этому времени я был уже заместитель заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома. У меня была комната в общежитии с двумя койками, а жил я один. При занятиях в течение двух месяцев удобно, никто не мешает ни отдыхать, ни заниматься.  Поэтому я пригласил приехать ко мне родственника из Клина Володю Голубина, ночевать  было где. Володя долгие годы работал главным врачом тамошнего роддома, через его руки прошли многие женщины, рожавшие в Клину. Как водится, потом они разъехались по стране. Одна из них стала работать кассиром в театре имени Маяковского. Вот  она-то и продала нам билеты на второй ряд и в этом, популярном в Москве театре, где играли многие известные всей стране артисты и артистки, в частности, Наталья Гундарева. Произошло это в декабре 1989 года.  И это было мое последнее посещение театра.

Еще армирал Колчак как-то сказал: «Не ругайте кучеров, проституток и артистов, они служат любой власти».  Все верно. Артисты, или лицедеи, играют те роли, которые им поручают режиссеры. Будь то в театре или в кино. Поэтому отождествлять артиста с героем фильма или спектакля не стоит. Кто-то из артистов, не очень хорошо зарекомендовав себя на сцене, идет в общественники.  Но давайте поговорим о той роли в жизни, которую всегда, во все времена, играли артисты. Это были публичные люди, на них смотрели, на них равнялись, им подражали. Во всем – в одежде, манерах поведения, как они говорили и прочее-прочее. Артисты, и еще «звезды» эстрады, спорта всегда были на виду, пользовались популярностью. Недаром эти медийные лица ставят в число кандидатов в депутаты всех уровней в партийные списки.  Мало кто знает какого-нибудь политика местного пошиба, а артиста, хорошо сыгравшего роль положительного героя, запоминают. Именно по этой роли и считают, что он тоже хороший человек, и голосуют за партию, по спискам которой он проходит. Или вспомнят, как плакала на весь мир Ирина Роднина, фигуристка, когда поднимали в её честь флаг и играли гимн СССР. Вот и прошла Ирина в Госдуму, и сидит там для кворума, ничего не решая, и, может быть, ничего не понимая в том вопросе, за который проголосовала.  Отсюда и  законы принимаются в угоду власть предержащим и олигархам, которые дали денег на предвыборную компанию. Как проявили себя все олимпийские чемпионы или артисты эстрады и кино в жизни нашей страны? Что они сделали полезного? Если и сыграли хорошо роль, так эта заслуга режиссера. Хорошо выступили на соревнованиях – заслуга тренера. Те-то понимают в своей профессии, а артисты и спортсмены лишь исполнители их воли.

Но кто-то из этих простых винтиков начинает думать о себе бог весть что. Лия Ахеджакова, например.  Кто она такая, эта Лия? Неплохая артистка, не более того, играющая второстепенные роли. И вдруг стала судить о том, чего не знает. Каяться мы, русский народ, должны за всего годы советской власти перед всем миром. К этому призывает Ахеджакова. Или Вахтанг Кикабидзе. Безголосый певец и актер одной роли.  Его советская власть сделала знаменитым, и он её поносит на всех углах и телеканалах наших недругов. Обидели, видите-ли, русские грузин.  Но не Россия завоевала Грузию, она сама попросилась в Россию, устав от набегов мусульман из Османской империи. Кто сделал Грузию общесоюзной здравницей? Россия! Кто осушил Колхидские болота с их рассадником малярии и превратил их в плантации чая? Не СССР  ли?  А популярность самого Кикабидзе не благодаря ли нашей стране оказалась на том высоком уровне? 

А на днях прочитал большую статью Басилашвили в Интернете. Он считает, что все свободолюбивые граждане покинули СССР еще в годы советской власти, остались одни покорные рабы. Интересно, к  кому причислил себя  народный артист СССР Басилашвили?

А теперешний критик Путина и нынешней власти Миша Ефремов. Только благодаря своему отцу, талантливому режиссеру и артисту Олегу Ефремову стал артистом, сыгравшим второстепенные роли. Прославился разве что стишками и пьянством, когда выходил в изрядном подпитии на сцену.  Ну да Бог с ним. Как говорится, что имеем…

Но я думаю, что многие нынешние артисты забыли, что они публичные люди, на которых смотрит весь народ. И на концертах, и по телевидению. И они, как те же учителя, должны нести доброе, вечное.  Ругали в советское времена цензуру на телевидении, и справедливо. Многие большие чиновники с партийными билетами в карманах, мало соображающие не только в искусстве, но и в жизни, часто долгие годы тормозили выход в свет некоторых кинофильмов и песен.  В их число  попали и «Семнадцать мгновений весны», и песня «Бухенвальдский набат», автора стихов к этой песне многие годы никто не знал.  И таких примеров можно привести массу. Но такого безвкусия и пошлости на экранах в кинотеатрах, на телевидении и на сценах театров, как сейчас, никогда не было.

А как кичатся современные «звезды» своими нарядами, роскошными особняками, машинами.  Как будто заработали неимоверно тяжелым трудом.  Сколько скандалов с известными людьми случилось в последние годы. Джигарханян, Петросян и Степаненко не сходят с экранов и публикаций в СМИ. Слава Богу, известные театральные артисты не идут в первых рядах тех, кто кичится своим богатством. Хотя те же Машков, Маковецкий, Безруков, Евгений Миронов  и другие, которые часто снимаются в сериалах, и еще играют спектакли, не самые бедные люди, но у них хватает воспитания, чтобы не поддерживать такими поступками интерес к себе.