29. Новый год нашего детства

Нина Калашникова
На фото моя мама Екатерина Дмитриевна Калашникова.


Новый год - это всегда огромное, радостное событие, а в раннем детстве - особенно.
  Мы просыпались утром и видели чудо! Ёлка! Крсивая, нарядная! А запах!

   А ещё! В наших  альбомчиках для рисования - обязательно яркая, новогодняя картиночка.  Одну я очень хорошо помню -  цирковая лошадка.
Это всё для нас делала мама.

  Сейчас  я часто задумываюсь о маме: когда? Когда она всё успевала? Работала на двух работах и  училась заочно.  Днём - секретарь- машинистка, а вечером в школе рабочей молодёж, преподавала русский язык и литературу. По ночам тетрадки проверяла и писала контрольные в институт.

   А ещё помню: мама обладала безупречной, врождённой грамотностью и ей доверяли перепечатывать научные труды и докторские диссертации.Там важно было сохранить тайну, чтобы никто не подсмотрел и не опубликовал открытие раньше, чем сам хозяин этого труда.

   Дисциплинированная и собранная мама никогда не оставляла научный труд на виду, даже если отлучалась от своего рабочего стола, хоть на минутку - сразу всё под замок. И ей доверяли.
 
   За эту работу она получала отдельную плату. Это называлась "подработкой", и мама очень радовалась и мы тоже: "Ура! Подработка!"  Мы, конечно, не понимали, что это огромная дополнительная нагрузка ложилась на мамины вдовьи  плечи.

   И при всём при этом... она находила время украшать по ночам для своих двоих сироток ёлку, рисовала картиночки в наши альбомчики, чтобы мы, проснувшись утром, увидели это   НОВОГОДНЕЕ ЧУДО!

   А потом находила время, чтобы вместе с нами клеить из цветной бумаги цепи на  ёлку и вырезать флажки .

   И к каждому новогоднему празднику  у меня был красивый  костюм снежинки, сшитый мамиными руками из марли, туго накрахмаленный, отутюженный и украшенный блёстками и ватой.
 
   Это всё было нашим детским счастьем, изготовленным для нас мамиными руками! Одним словом - НОВОГОДНЕЕ ЧУДО!
   Я помню эту песенку:
"Мы белые снежиночки
Спустилися сюда,
Летим мы, как пушиночки
Холодные всегда!

   На ёлку вешали в те времена не только игрушки, которые я , кстати, сохранила  до сих пор, и вчера, украшая с внуками ёлку, здоровалась с каждой в отдельности. Игрушки моего детства! Вешали ещё конфеты и печенья.

   А печенья бабушка Мария пекла сама и дырочку в них делала, чтобы удобно было вешать за ниточку.
   На праздник приглашали  детей с нашего переулка. Помню их всех, и мы до сих пор периодически общаемся, и вспоминаем наше детство.

   Дедом Морозом наряжалась мама. Играла с нами, водила хоровод, загадывала загадки, раздавала угощения.
   Все знали, что с ёлки ни конфеты, ни печенья брать нельзя, но маленькая соседская девочка Валя всегда пряталась в уголок, за ёлку, снимала печеньки и потихоньку их жевала, думала, что  никто её не видит. Она и не знала, что бабушка Мария заранее подвешивала для неё пару печенюшек, со словами- " А это для Вали. " - и улыбалась.

   Совсем недавно мы с ней встретились. Валентина Петровна заслуженный педагог,  мать огромного семейства: три дочки и два сына, и куча внуков...Пили чай, и она с улыбкой вспоминала, как грызла тайком печенки в уголке.

- И никто меня за это не ругал,  Никогда! - воскликнула она. И я открыла ей секрет, что бабушка Мария специально для неё в этот уголок вешала побольше печенья...для Вали... Обе всплакнули и помянули наших стариков, и их доброту.

   Валин папа вернулся с фронта израненным инвалидом. Они с тётей Олей успели отстроить дом и родить троих ребятишек: Аню, Юру и Валюшу ... Дядя Петя умер от ран. Я хорошо его помню, хромого дядю Петю, хмурого, но очень доброго.

   Все дети вышли "в люди".  Девочки - педагоги, Юра - летчик. У всех прекрасные   семьи.
   Елка для детей кончалась, их провожали домой. А бабушка для своей семьи накрывала стол и наливала всем по рюмочке : взрослым - сладкого домашнего винца, а нам компотику.

   Дедушка Митя вставал и говорил:
- Ну! С  Новым годом! Мои родные! С новым счастьем!
Мы чокались, а бабушка Мария всегда добавляла:
   - Лишь бы не было войны.