Исаев Матвей Алексеевич

Светлана Багаевская
          Передо мной пожелтевшие странички из обычной школьной тетради в клеточку, которые исписаны аккуратным мелким почерком. Исаев Матвей Алексеевич собственноручно в 86 лет написал свои воспоминания и прислал их в 1976 году в Старочеркасский музей-заповедник. Публикую его воспоминания полностью, при этом сохранив все ошибки, стилистику и знаки препинания.

                Библиографический очерк.

          Исаев Матвей Алексеевич уроженец Ростовской  на Дону области Аксайского района станицы Старочеркасской рождения 1890 года. Член КПСС  с 1919 года рабочий русский с детства учился в приходской школе в месте с тем я учился слесарно кузнечному делу которую окончил 1905 г.

          И окончил ремесленную школу в городе Новочеркасске 1908 г а с 1909 года работаю на заводе «Аксай» бывшее акционерное общество в городе Нахичевани на Дону в жатвенном цехе слесарем. А в 1914 году я был мобилизован на империалистическую войну, где прослужил до 1917 года.

          Участник октябрьской социалистической революции и гражданской войны. 1917 году я добровольно в ступил красногвардейский и партизанский отряд, в городе Ростове на Дону. Где участвовал в боях, командиры отрядов были товарищи Тулак и Арнаутов. А в 1918 году я перешёл в Кавалерийский отряд Красной гвардии агитационный словом и делом Командиром его был Рябышев Д.И. Отряд участвовал в боях в апреле месяце 1918 года  В районах города  Ростова на Дону в балке, Кизитеринке, Александровская, Аксайская и город Новочеркасск, и одновременно ездили с агитацией распространяли большевицкую литературу воззвания газеты. И организовали Советскую власть. При наступлении немецких частей на Дон. Отряд отступил в конце апреля восемнадцатого года.

          Ранее апрельское утро 1918 года.  По сальским степям стелется лёгкий кудрявый туман. Зима плакала тысячами ручейков мутной воды. На буграх и солнцепёках уже чернели клочки разжиженной земли. Зимнию дорогу из Батайска в сальские степи разрушила весна.

          Красный партизанский отряд более недели отбывает одну за другой атаки белых. Батайск охвачен пожаром, белые озверели. Кононада с каждой минутой усиливалась, пули ударялись в стены домов.

          В полной боевой готовности отряд покидал  Ростов и Батайск. Неся охрану ценностей эваикурованных из города Новочеркасска Исполнительным комитетом Совета рабочих солдатских депутатов. Отряд держал путь в станицу Великокняжескую, ныне Пролетарская. А охраняющие вагоны Рябышев Д.И. – нефёдов Ф.И. и я, Исаев М.А. Караичев И.И. и Дмитриев Иван. Держали путь в город Царицын – ныне Волгоград. Преодолевая в пути большие припятствия на железной дороге, на шестые сутки станция Царицын встретила нас.

          После сдачи вагонов с ценностями я Исаев в месте с товарищами возвратился в отряд, который стоял в станице Великокняжеской. Где совместно с отрядом продолжал дратся с белогвардейцами в районах станиц Романовская, Матрыновка, Кагальницкая. Помима этого поручалась работа выезжать с агитацией в наборе бойцов, и приобретении лошадей в наш отряд, а так же я в это время распространял большевицкую литературу возвания брошуры. Командир отряда был Понамарёв Константин. В сальских степях зарождалась Славная Революционная Конница Будёного из первых конных отрядов.

          1918 году в начале июля на станции ремонтном наш отряд был реорганизован и вошёл в состав 1-й Доно-Ставропольский Кавалерийский полк. А затем был переименован в 21-й Кавалерййскй полк в 2й бригады 4й Кавдивизии под командой С.М. Буденнаго(Прим. Будёного). В этом полку во втором эскадроне находился я под городом Царицыным нане Волгоград где я с оружием в руках дрался с белогвардейцами, я в боях был ранен два раза по излечении из госпиталя я возвратился свою революционную часть, 21й полк 2й бригады.

          Командиры Булаткин Константин и Литунов Ф.М предлагали мне демобилизоваться. Ноя сказал как уйти своей части революционной, как оставить своих товарищей в трудную минуту, когда враг ещё не разбит.

          Не даром же я в подполье долго подготавливал вооружённое востания работая на заводе «Аксай» с 1909 г по 1914 год. А в 1917 году я добровольно вступил в отряд Красной гвардии и в октябрьские дни участвовал в боях с белогвардейцами в районах города Ростова на Дону И теперь когда рабочие и беднейшее крестьянство востало с оружием в руках против своих угнетателей фабрикантов, помещиков, капиталистов. Мне предлагают демобилизоваться ни за что ни под каким видом.

           Более года я защищал город Царицын в месте с рабочими города Царицына. Мы занимали позиции в августе и сентябре месяце 1918 года, под командованием тов. Булаткина и Литунова Ф.М. Село Городище, хутор Садки, ст Качалинская, Иловлинская, и от станицы Пичуги на правом берегу Волги, и до Сарепты, Красный Яр, село Литки, Вертячий, и Бесаргин.

          Мы ходили алюрным маршем потылам, прорывая позиции белых. Мы бойцы красные конники громили белогвардейские части с большими их потерями, отбивали оружие снаряжение до зубов вооружённых белогвардейских частей, под командой С.М. Буденнаго. Я был во второй бригаде командир бригады Булаткин Константин командиры полков Литунов Ф.М. и Поцелуйка.

          Мы бойцы красные конники, в тылу белых ускользали от лобовых  ударов, дезорганизовали тыл белогвардейцев, затрудняя переброску частей белых. Атамана войска донского Краснова и белых генералов Мамонтова, Шкуро, Голубинцева, Тундутова, и Толкушина.

          Среди белогвардейцев по моей инициативе я вместе с тов. Нефедовым разбрасывали политическую литературу; Возвания к трудовому казачеству крестьянству и рабочим, большевисткие брошуры, гозеты Известия, Правда и беднота.

                О ПОХОДАХ И БОЯХ КРАСНОЙ КОННИЦЫ
 
          Революционная кавалерия под водительством Буденнаго С.М. в половине февраля 1919 года пошла в наступление, погода была теплая, по утрам да и днем был туман, а потом пошли дожди они нам придавали большие трудности для наступления на Калач, - Ляпичев, - Кумавка. На этом участке белогвардейцы сосредоточили огромные силы, установили проволочные заграждения в три четыре ряда над Доном. Утром рано-рана – 17 февраля мы пошли походное в наступление в это время был сильный туман. Мы красные кавалеристы под командой С.М. Буденнаго. Внезапно и неожидано подощли близко к белогвардейским частям и позициям, сняли охрану белых, порубили проволочные заграждения, а некоторые эскадроны ворвались в проходы проволочных заграждений и в дарили по белогвардейским силам корпуса генерала Толкушина. Мы пулеметчики беспрерывно строчили пулеметным огнем, бой длился часа четыре. Ляпичев, Калачь, и Кумаевка, нами освобождены, корпус белых разгромлен, а белый генерал Толкушин чуть сам не попал в плен.

          Мы красные кавалеристы буденовцы взяли более двух тысяч белых казаков и офицеров в плен, бронированный автомобиль, два бронепоезда, 22 орудия, и 45 станковых пулеметов, а так-же более ста лошадей с седлами.
После этого боя наша особая революционная дивизия пошла в наступления, освобождая от белых станицы и хутора. Мы красные бойцы буденовцы, где враг наш не ожидал там мы неожиданно появлялись.

          Наша разведка узнала что в станице Потемкинской остановился белогвардейский штаб в доме кулака богатея. По указанию нашего командного состава; мы Красные конники окружили центр станицы. А в 2й эскадрон под командой Рябышева Д.И. окружил дом богатея, а мы бойцы сбили и сняли сторожевые посты белых, наш командир эскадрона крикнул, сдавайтесь вы все окружены, но в этот момент понеслись винтовочные выстрелы из окон дома. Рябышев дает команду быстро спешится и мы быстро начали делать перебежку от хаты до другой хаты, я шел в месте с командиром эскадрона Рябышевым, подполз близко к дому, Рябышев еще раз предложил, окриком сдаться, а в ответ посыпалась стрельба и ругань. Я в этот момент подполз в перед и говорю дюже близко, я быстро отполз назад приподнялся и сделал бросок гранаты удачно прямо попал в окно из окна повалил дым, а вслед вторую забросил тоже удачно. А за мной бойцы первого звода забросали гранатами, штаб белых полностью был уничтожен. Где был убит белый генерал Попов походный атаман войска доского. Который жестоко расправлялся с населением и Советской властью.

          Мы красные бойцы продолжали с боями занимать хутора и станицы громили белогвардейцев дойдя до Хомутовской станицы Где белогвардейцы сосредоточили превосходящие силы каволерии и нашу пехоту потеснили. И так мы отходили до самого Царицына одерживая натиск по флангам.

          В последних числах августа 1919 года, белогвардейские каволерийские части Деникина прорвали фронт взяли Донбасс и начали продвигаться на Украину.
Я участвуя в походном рейде нашей славной революционной  4 й кавдивизии в 2 й бригады 21 полку 2 эскадрона. На белогвардейские части Мамонтова и Шкуро. Подводительством наших революционных полководцев Ворошилова К.Е. и Буденнаго С.М. Громили белогвардейскую каволерию Подд натиском наших революционных каволерийских частей, белогвардейцы быстро отступали. Спод самой Тулы начали гнать, я участвуя в боях в освобождении города Воронежа, станции Касторной, Сватова, Куйянск, старый и Новый Оскол, Бирючь, Валуйки. Где были упорные кровопролитные бои с белыми, и ряда других населеных рабочих поселков.

          А так-же в освобождении Донбасса и в освобождении города Ростова н/д. В боях станци Торговая Белая Глинка, в последних числах февраля 1920 года бои в Шаблиевке, средний Егорлык. А первого марта 1920 года произошли бои в станице Егорлыцкая, жестокие упорные бои с белыми, враг сосредоточил огромные силы кавалерии и пехоты. Где сражение завершилось 1-й Конной революционной армией были разгромлены главные силы Деникина и Павлова. Остатки белых отступали на Кубань к черному морю Новороссийск и Майкоп.

          Наша славная легендарная Красная конница зарождалась из отдельных революционных конных отрядов полков и бригад в донских сальских степях. 1919 года 19 ноября была нименована ПЕРВОЙ КОННОЙ КРАСНОЙ АРМИИ в составе 4й-6й-и11й Кавалерийских дивизий и отдельных особых бригад.

          Созданная по инициативе Владимира Ильича Ленина Первая Конная вписала яркую страницу в летопись Вооружённых Сил социалистического отечества. Героизм, мужество, преданность революции, проявленные конармейцами в годы гражданской войны, никогда не померкнут в памяти народной.
 
          В нашей в революционной Коноармии в месте с русскими были украинцы, белоруссы, немец –Щорс, серб Сердичь, Олеко-Дундич, чехи, турок осман, грузины, армяне, калмыки. В месте снами мужество дрались за Советскую власть.

          В отряде красной гвардии и партизанском и в красной армии я прослужил 1917 г-1918г-1919г-1920 годы. Активно боролся за Советскую власть с оружием в руках от стаивал ея от белогвардейских полчищ и иностранных интервентов. В мае 1920 года я был отпущен из своей части по ранению и по состоянию здоровья.
Победоносная красная армия 1920 году очищает Дон от белогвардейцев. Перед страной во весь рост стоить задача в ближайшее время справится с голодом и разрухой.
До поступления на Сельмаш я работал на партийно-хозяйственной работе в станицах дона. Старочеркасской, Новочеркасске, Красюковской, Бесергеневской-Заплавской, и Родионо-Несветай. С 1920 года по 1929 год. Активно боролся с кулачеством. Перестраивал сельское хозяйство на новый социалистический лад. В мае месяце 1920 года в станице старочеркасской мне избирают членом Совета и в президиум Исполнительного Комитета Заведующим  земотделом, и одновременно избран Секретарем Комячейки РКПб станицы Старочеркасской. И членом оперативной продналоговой тройки  по выполнению единого хлебного налога. А также я неоднократно избирался депутатом, и делегатом, на районые и городские партийны комитеты, членом пленума городского и районнаго комитета ВКП(б). Избирался членом совета в городе Новочеркасске и в городе Ростове н/д. Был избран делегатом на городские и Краевые конференции, и избирался делегатом на 17й Съезд ВКП(б).

                ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА.

          Трудавая работа и деятельность на за заводе Ростсельмаш с 1929 года с апреля месяца. Я работаю на строительстве жилищных домов для рабочих завода Ростсельмаш цеха комбайнов; Где был избран в члены бюро парторганизации жилстроительства.

          А в 1930 году в марте месяце, я был переведён в мастерскую, где рождались первые эталоные комбайны. Мастерская помещалась в цехе уборочных машин. План работы не выполнялся дисциплина в мастерской слабая. Парторганизация не справлялась с задачами поставленымыми передней.

          Партийная организация завода поручает мне вывести ея из прорыва, где я был избран парторгом. Работая секретарем партийной организации я вивел мастерскую из прорыва. Рабочие соревнуясь превратили труд в дело чести доблести и геройства, мастерская выполнила план.

          Цех комбайнов переносится на выпуск серийных комбайнов №1. Где я так-же работаю в месте с коллективом рабочих цеха комбайнов, по выполнению 1700 комбайнов, являлся ударником, за что был премирован грамотами и денежными премиями. А так-же был премирован значком и грамотой ЦК-Союза машиностроения.
1932 году стройцех завода Ростсельмаш имел по хозрасчёту огромные убытки. Партийная организация не была мобилизована на ликвидацию позорного отставания. Стройцех работал с каждым днём всё хуже и хуже.

          В марте месяце 1933 года. Заводская партийная организация посылает мне из цех комбайнов в стройцех завода Ростсельмаш. Где мне избирают секретарём партогрганизации.

          Стройцех имел большие убытки я работая слесарем и секретарём партийной организации вывел из прорыва партийную организацию, и стройцех выполнил план.
1934 году в январе месяце мне избирают на заводскую партконференцию завода Ростсельмаш и нарайонную конференцию. Где был избран на городскую. А городской избирают мне делегатом на Краевую Азово-Черноморскую партийную Конференцию ВКП(б) где я был избран на 17 съезд делегатом ВКП(б).

          Работая в то время слесарем, мне не было покоя от настоятельных требований рабочих ударников соседи по станку подходят комне с прозьбой раскажи Матвей Алексеевич как там на съезде. Я свои беседы за остряю внимание рабочих на выполнении решений Съезда. Победа о которой говорилось на съезде есть результат правильной генеральной линии нашей партии И мы должны ответить делом выполнении своих заданий. За час до работы я приходил в цех, собирал группарторгов вызывал отдельных коммунистов и в кратких совещаниях выробатывали конкретные решения. На Ростсельмаше я проработал 15 лет. Ныне персональный пенсионер Республиканского значения.

                Исаев М.А. рабочий участник
                Октябрьской революции 1917 года
                И гражданской войны 1й Конной
                4й Кавдивизии в 2й бригады 21й-
                Полк. Ветеран.
                Город Ростов н/д.