Абсент

Александр Щербаков 5
У кого-то это слово вызовет ассоциацию с алкогольным напитком, у кого-то с песней Елены Ваенги, а у меня с жеребцом. И все будут правы.

Вначале поговорим об алкогольном напитке. Уверен, что большинство людей, которые услышали это слово в песни Ваенги, не знают, что это за напиток. Поэтому чуть-чуть расскажу о нем.

Абсе;нт ( — полынь горькая) — алкогольный напиток, содержащий обычно около 70 % (иногда 75 % или даже 86 %) алкоголя. Важнейший компонент абсента — экстракт горькой полыни, в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона. Однако в самом абсенте содержатся лишь следовые количества этого вещества.

Классифицировать абсенты можно по разным критериям:
По цвету:
• Зелёный — классический натуральный цвет абсента. Имеет несколько оттенков: от насыщенного изумрудного до светло-зелёного. Практически каждый производитель выпускает зелёный абсент. Так как окраска естественными красителями (хлорофиллом из зелёных листьев) недолговечна, то производители в подавляющем большинстве случаев используют искусственные зеленые пищевые красители.
• Жёлтый абсент. Яркого янтарного цвета. В большинстве случаев этот цвет создаётся пищевыми красителями, но он также может быть признаком натуральности абсента, так как естественные красители (хлорофилл из зелёных листьев) меняют цвет в сторону желтизны через несколько месяцев после изготовления (старение абсента).
• Красный абсент — напиток с экстрактом граната, который придаёт ему пикантный светло-рубиновый оттенок и оригинальное послевкусие. В большинстве красных абсентов используются пищевые красители.
• Чёрный (коричневый) абсент. В отличие от остальных видов напитка, в чёрном абсенте использованы не листья или соцветия полыни, а корни. Тёмный цвет напитку придаёт настой чёрной акации Катеху, который вносит в абсент ягодные и сладкие тона. В настоящее время для придания абсенту тёмных оттенков используются пищевые красители.
К сожалению, в настоящее время по цвету такого потенциально опасного для потребления продукта, как абсент, нельзя судить о его качестве и натуральности.
По крепости:
• большой крепости (55—65 %): французские, чешские и испанские сорта с экстрактом полыни и низким содержанием туйона или вовсе без него;
• экстремально большой крепости (70—85 %): швейцарские, большая часть чешских, испанских, итальянских и немецких, а также некоторые французские сорта абсента. Натуральные абсенты, выполненные по классической технологии (настойка, далее дистилляция), обычно входят именно в эту категорию.
По содержанию туйона
• с высоким содержанием: 25—100 мг/л: швейцарские абсенты Swiss La Bleue, чешские Logan 100, King of Spirits и другие.
• с низким содержанием туйона от 1,5 до 10 мг/л: большая часть абсентов, выпускаемых в Европе.
• без туйона: Logan Fils (Швейцария), Absente (Франция), однако чаще всего настойки, имитирующие абсент.

Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона. В своей книге «Абсент» известный английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких, как переносимость других растительных ингредиентов напитка организмом пьющего. Однако это высказывание не было сопровождено фактическим подтверждением, а все прочие растительные компоненты не являются галлюциногенными ни в каком виде.

Нужно сказать, что употребление абсента весьма сложно, и существует около десяти способов. Но я поведаю лишь о четырех, остальные еще более сложные, в которых, как говорится, «без бутылки не разберешь».
• Кристальный чешский».
o Один из классических и самых простых способов. Налить в стеклянный стакан с толстыми стенками немного абсента на глаз. Поджечь и подождать, пока прогорит. Задуть и пить сразу, залпом, не закусывая и не запивая.
• «Французский».
o Налить в бокал одну часть абсента, поставить на края бокала специальную абсентную ложечку, на неё положить кубик сахара. Вылить в бокал три части ледяной воды через сахар в ложке. Сахар растворится в воде, а получившийся сироп смешается с абсентом.
o Продолжением этого способа является употребление абсента с толчёным льдом в тех же пропорциях.
• «Чешский».
o Через кусочек сахара на установленной на краях бокала абсентной ложечке пропустить большими каплями одну часть абсента. Поджечь сахар и накапать получившуюся карамель в абсент. Затем разбавить тремя частями воды. Этот, наиболее известный, способ опасен тем, что абсент в стакане может легко загореться, и требует осторожности. (В подобных случаях некоторые ценители считают это одним из сигналов для начала разбавления абсента водой — напиток, теряя крепость, потухнет сам собой).
o Второй способ заключается в том, что на нагретую ложку с отверстиями, которую держат над бокалом, кладётся кусок сахара. На ложку льётся напиток. Получается смесь (растаявший сахар и слегка нагретый абсент).
• «Русский»:
o Сделать сахарный сироп отдельно, смешав сахар с водой. Потом разбавить абсент сиропом в нужной пропорции.
o В стакан наливают абсент, поджигают его. Дают немного прогореть. Затем накрывают вторым стаканом, пламя гаснет. Абсент быстро переливают во второй стакан, а первый накрывают салфеткой и переворачивают вверх дном. Нагретый абсент выпивают, а под перевёрнутый стакан засовывают коктейльную соломинку и вдыхают пары. Очерёдность вдыхания паров алкоголя и выпивания можно менять.

Теперь о песне и клипе на эту песню, которую написала и исполнила Елена Ваенга. Одно время эта песня по несколько раз на дню звучала из радиоприемников на разных каналах и передачах. В клипе танцует молодая Софи Лорен, она одна в трех разных фильмах танцует примерно на одну и ту же мелодию, которая как нельзя лучше ложится на музыку песни Ваенги. В тексте песни упоминается Ван Гог, Матис и Дали, которые пили абсент и кое-что еще тоже могли. Видимо, автор слов напоминает, что все трое известных исторических персонажей увлекались слабым полом.  Красивая мелодия, и замечательных танец в исполнении знаменитой Софи Лорен, у которой просто потрясающая фигура в годы, когда она снималась в этих кинофильмах, кадры из которых были  использованы в клипе.

Ну а теперь я хочу вернуться к скакуну с такой кличкой – Абсент. 
Олимпийские игры 1960 года в Риме были первой Олимпиадой, за которой я следил со знанием дела, как школьник, ставший любителем спорта во всем его многообразии. Наши спортсмены выступали очень успешно. Вспомним триумфальное выступление штангиста Юрия Власова, который впервые в истории человечество поднял штангу весом больше 200 кг. Впервые успешно выступили наши конники, завоевали золото в одном из самых трудных видов – выездке.

Выездка, по международной терминологии — дрессура  — высшая школа верховой езды и олимпийский вид спорта.
Демонстрационная выездка конных подразделений — Дефиле.

Выездка считается самым элегантным видом конного спорта. В этом виде спорта всадник должен продемонстрировать: способность лошади к правильным и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе, от сокращённых до прибавленных, плавные и ритмичные переходы из одного аллюра в другой, правильную стойку, осаживание (движение назад), движения с боковыми сгибанием, вырабатываемые специальной тренировкой сложные движения (пируэты, менка ноги на галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе). При выполнении этих упражнений лошадь должна двигаться, сохраняя то или иное положение своего корпуса, соответствующее номеру программы. В выездке важно наличие импульса — стремление к движению вперёд, полная послушность средствам управления, действия которых должны быть почти незаметными. Оценивается также общий вид лошади, её гармоничность и природная способность к эластичным красивым движениям. Соревнования по выездке проводятся в стандартном манеже 60;20м, имеющем буквенную разметку своей площади.

Это не только очень трудный вид конного спорта, но и самый субъективный при оценке выступления судьями.  В оценках очень многое зависит от внешнего вида коня, на котором выступает спортсмен. Вот тогда я впервые и услышал это слово – Абсент.

Абсент (1952—1975) — чистокровный ахалтекинский жеребец, на котором в 1960 году Сергей Филатов стал первым советским олимпийским чемпионом по конному спорту.

Абсент родился в 1952 году на Джамбулском конезаводе № 49. Его родителями были:
• Отец — серый ахалтекинский жеребец Араб, г. р. 1930. Араб (армейская кличка — Казбек) в 1935 году участвовал в конном пробеге Ашхабад — Москва, после чего был подарен Будённому, и в течение 12 лет неоднократно выигрывал всесоюзные соревнования.
• Мать — буланая ахалтекинская кобыла Баккара, г. р. 1944.
В 1955 году всё поголовье ахалтекинцев с Джамбульского конезавода было передано на Луговской (село Луговское, ныне аул Кулан).
Абсента начали тренировать в выездке в 1955 году в алма-атинской конноспортивной школе. На Спартакиаде народов СССР 1956 года на нём выступал по Малому призу Асенов, занявший 4-е место; после этого жеребца возвратили на конезавод.

В 1958 году Абсент на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке стал рекордистом породы. Там его увидел лучший советский мастер выездки Сергей Филатов, искавший замену заболевшему Ингасу.

О первых тренировках с Абсентом Филатов вспоминал:
В работе Абсент был послушен, как ребёнок. После моих трудных занятий с Ингасом тренировать Абсента казалось особенно легко.
Правда, он был очень нервный, крайне щепетильный. Наказать его шпорами нечего было и думать. Он очень бы бурно реагировал на такое наказание и долго бы его помнил. И я никогда за всю свою работу с ним не наказал его строго.

В сезоне 1959 года Абсент стал основной лошадью Филатова; они выиграли чемпионат СССР (всего Филатов на Абсенте выиграл 5 чемпионатов СССР в Большом призе подряд — с 1959 по 1963 год) и заняли 2-е место на предолимпийских отборочных соревнованиях в Санкт-Галлене.

В 1960 году Филатов на Абсенте выиграл Большой приз на Олимпийских играх в Риме, а на следующих Играх 1964 года завоевал 2 медали — в личных и командных соревнованиях. На третьих своих Играх 1968 года Абсент выступал под седлом Ивана Калиты, который стал призёром в командных соревнованиях.

Абсент дал потомство, на котором выступала еще одна олимпийская чемпионка по выездке Елена Петушкова. То был ахалтекинец Абакан — сын знаменитого Абсента. На Абакане Петушкова вернулась в состав сборной, в 1978 году выиграла бронзовую медаль чемпионата мира в командном первенстве, в 1979 году — «серебро» чемпионата Европы. Елена Петушкова и Абакан под руководством Виктора Угрюмова готовились к московской Олимпиаде, но выступить на Играх перед своими болельщиками не удалось — в 1980 году во время поездки на международные соревнования в ФРГ Абакан погиб.