Невесёлое письмо редактору

Латиф Бабаев
        Уважаемый N.N., Вы просили меня поделиться моим видением проблем современной драматургии и сегодняшними проблемами постановки современных пьес. Сообщу коротко своё видение на этот счет, которое, вполне возможно, не бесспорно.
 
     Я беседовал с двумя молодыми режиссерами на предмет современной драматургии и проблем постановки пьесы в театре. Предлагал и две своих пьесы. Но график их постановок составлен на ближайшие три года, так что предлагать им нет смысла. Что касается проблем постановки пьес в России. Сразу скажу, что с Украиной это, конечно, в чём-то схоже, но, вероятно, есть и различия, о чем я не знаю.
Итак...
     1) Как правило, поступающие по эл. почте пьесы практически не читают и авторам не отвечают вообще. Особенно не читают произведения неизвестных. Всё на откуп завлитам, из числах молодых, которые о театре имеют смутное представление (Есть, конечно, и приятные исключения. Я, например, знаю очень способную, молодую и ответственную в своей работе руководительницу литературной частью). Их задача заниматься рекламой театра и спектаклей, а не как прежде оценкой на предмет постановок новых произведений.
      2) Режиссёры очень опасаются неизвестных авторов по нескольким причинам:
а) неизвестно происхождение их пьес;
б) авторам надо платить за каждый состоявшийся спектакль до 10% от выручки. Зачем? Ведь давно умершим драматургам и их наследникам не надо платить ни копейки. Так что наши пьесы если и будут поставлены, то лишь лет через 80-100;.
в) неизвестно как поведет себя "незнакомец" в случае постановки (или его родственники). Они ведь могут и в суд подать при возникновении какого-либо конфликта (покойники не могут);
г) образованные, правильно воспитанные авторы по-прежнему уверены (по своей наивности), что театру нужны пьесы о Добром и Вечном, борьбе Добра и зла, при непременной победе первого. Ничего подобного. Всё состоит ровно наоборот. Пьеса ни в коем случае не должна нести зрителям хорошее в прошлом понимании, воспитывать в хорошем смысле зрителя на примере своих героев.
д) в пьесе (желательно) не должно быть положительных героев. Хорошо, если среди них будут карьеристы, атеисты, проститутки и педерасты (немного преувеличено, но всё же...)
е) если автор достаточно известен и популярен, его пьесу могут принять к постановке, когда она соответствует (хотя бы частично) пункту д). И если он в хороших отношениях с главным режиссером  и на его имя пойдут зрители.
ж) охотнее принимают инсценировки по произведениям классиков (за них платить надо меньше). Желательно по романам или повестям, по которым постановок прежде не было.
    Есть ещё некоторые условия успешного продвижения пьес, но эти особенности связанны непосредственно с конкретным театром.
    Вот такая невесёлая картина нарисовалась. Но так сложилась современная театральная жизнь.
          Успехов в творчестве Вашем, дорогой N.N. . С неизменным уважением Л.Б.
.