Тициан. Любовь Земная и Небесная

Светлана Шакула
   В этой картине, созданной Тицианом Вечеллио в 1514 году, отражены как античные мифы, так и перипетии жизни современников художника, жителей Италии, но для меня важны три ГЛАВНЫХ значения этой картины.
   
     Первое значение.

   Символическая встреча у источника Любви – об этом свидетельствует амурчик, взбалтывающий воду. Любовь Земная в образе одетой женщины – это любовь, ограниченная людскими законами, что чаще всего не приносит радости влюблённым, но зато удовлетворяет их амбиции.   
   Любовь Небесная в образе античной богини – это настоящая любовь, которая приходит нежданно, невзирая на людские законы, но зато дарит глубокие эмоции и чаще вспоминается. Именно поэтому Небесная любовь смотрит на Земную с сочувствием, и её сосуд легче и открыт Небу.

     Второе значение.

   Одетая женщина – это символ земной жизни и деятельности людей. На Небесах такой деятельности нету, поэтому для человека она интересна, но выражение лица Земной любви очень озабоченное – она обдумывает, КАК свершить задуманное. Небесная же Любовь подсказывает, указывая святым сосудом на НЕБЕСА – то есть на общечеловеческие ценности. 
   И ангелочек, который находится ближе к Земной любви, символизирует здесь маленькие земные радости. Для одних людей такие радости – это дети, первозданная природа (вода, розы), искусство (барельеф), а для других – это слава и богатство (мраморный саркофаг и посуда).

     Третье значение.

   Пейзажный фон картины символизирует две жизни – земную и небесную, то есть райскую.
   Пейзаж слева (замок на горе, куда скачет всадник) – это символ земной цивилизации, которую людям надо построить, причём построить мирно (кролики). 
   А когда это будет достигнуто, душа человека, пройдя через Чистилище (тёмное дерево) обретёт долгожданный покой в Небесном царстве – это пейзаж справа, с озером и храмом…