Белая и чёрная зависть

Ольга Гунина-Владимирская
 
  Одни любят горячий черный кофе, другие - холодное белое молоко, третьи смешивают оба напитка и наслаждаются новым вкусом. Как же они не схожи, кофе и молоко. Зависть, «черная» и «белая», возможно, тоже различается - не только цветом, но и температурой, и вкусом…

  Зависть время от времени испытывают все люди. Тот, кто говорит, что это не так, явно лукавит. «Берут завидки на чужие пожитки». «Зависть прежде нас родилась».  Эти поговорки красноречиво свидетельствуют о том, что зависть владела миром всегда.

                Родом из детства   
 
  Когда пятилетняя Галинка пришла в детский сад, она тут же подружилась с Олей. Девочки вместе играли, обменивались игрушками, помогали друг другу застегивать «трудные пуговицы» на пальто. Обе были красивые, с длинными черными волосами, смуглой кожей. Они различались лишь разрезом глаз. У одной глаза были огромные, с пушистыми ресницами, отчего взгляд казался распахнутым миру, у другой - раскосые, узкие, с недоверчивым прищуром.

 После утренника по поводу проводов в школу Оля плакала, спрятавшись ото всех в спортивной комнате. Галинка повсюду искала ее, чтобы вместе рассмотреть подарки. «Оля, что ты плачешь? Не хочешь в школу идти?» - гладя по голове подружку, спрашивала девочка. «Хочу. Просто мне обидно, что у тебя глазки такие большие, а у меня маленькие. Почему так?» - вдруг спросила Оля. «Когда ты вырастешь, у тебя тоже будут такие же большие глазки», - наивно успокоила ее Галинка.
 
  Сравнение нам привычно: нас с раннего возраста сравнивают с другими детьми. И ребенок потом поступает точно так, как поступали с ним.

«Мама с детства сравнивала меня с сестрой, которая на десять лет меня старше. Когда я пошла в школу, мне сказали, чтобы я училась, как Катя - только на «отлично». А я была такая слабенькая, постоянно болела ангинами, из-за этого часто пропускала школу. И вроде уж совсем я получилась никчемная, потому что окончила школу с «тройками». Мы обе уже взрослые, но не дружим. Мне кажется, что я завидую моей здоровой и успешной сестре», - горько признается 23-летняя Людмила.

 Механизм сравнения, запущенный в детстве, совершенствуется в школе. Именно в этот период нас учат сравнивать, поскольку свойства объектов природы постигаются в сравнении. И кстати, основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание, является именно сравнение.

 И все-таки, почему у одних получается радостно жить, не мучаясь от зависти к ближнему, а другие плохо спят по ночам из-за успехов соседа? Механизм зависти имеет свои особенности и запускается при некоторых начальных условиях. Во-первых, тот, кому я завидую, мне равен по возрасту, положению и другим параметрам. Глупо сравнивать себя с кем-то недостижимым, как президент страны. Во-вторых, мне позарез нужен такой же крутой автомобиль, красавица жена, дом и известность, как у одноклассника. И всего этого я хочу прямо сейчас и без всяких усилий – без затрат со своей стороны! Чем я хуже его? Наступил момент острой зависти, когда ваша самооценка катастрофически падает. Вы сравнили себя с другим человеком и видите: у него есть все, что могло бы вас сделать бесконечно счастливым.

 Дальнейшая наша жизнь может быть реализована по двум сценариям. Первый. Определяем, что из того, чем обладает наш одноклассник, для нас важно. Разрабатываем стратегию и тактику достижения желаемого. Это похоже на разработку настоящего военного плана. Да, это действительно план активных и последовательных действий. И здесь многое будет зависеть от нашего характера и умения добиваться поставленных целей.
 
 Сценарий второй. Мы не станем переустраивать самостоятельно свою жизнь, а будем продолжать мучиться и завидовать. И тогда черная зависть нас разрушит. Некоторые люди проводят сравнение в обратную сторону: мол, есть и похуже меня. В этом случае возникает злорадство - защита против зависти. Ведь всегда можно найти тех, у которых все складывается хуже, чем у меня. Хотя и у меня хуже, чем у того, о ком я думаю сейчас.
 
  Зависть различается не столько по цвету – белая и черная, сколько по тому, конструктивна она или разрушительна.
          
                Ярмарка тщеславия
 
  Нетрудно понять, что из одного акта сравнения извлекаются различные чувства - зависть, гордость, тщеславие, злорадство. Это происходит в зависимости от ситуации и установки человека. Наше окружение, правда, не запрещает нам гордиться или быть тщеславным, поскольку гордость считается вполне приемлемым чувством.

  Существуют профессии, в которых одновременно проявляются гордость и тщеславие, зависть и злорадство. Это - актерство. Театралы наверняка слышали байки о всяческих закулисных сплетнях и интригах. Удостоверится, что эти чувства были присущи людям во все времена, можно, перечитав «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина.

  Пример из жизни. Молодые актеры участвуют в нашей беседе. «Из театра в театр кочуют рассказы о зависти и ненависти, о прибитых к полу туфлях, о битом стекле в пудре у соперницы, - рассказывает первый, – хотя я за 10 лет работы с этим не встречался. У мужчин поводов для зависти значительно меньше, так как у нас работы много. Возьмем любую классическую пьесу: мужских персонажей в несколько раз больше, чем женских. В «Ревизоре» - всего две главные женские роли и 13 мужских, в «Короле Лире» - 3 женские роли и 11 мужских. А ведь в каждом театре актрис гораздо больше, чем актеров. Вот и вынуждены они ждать хороших ролей годами. Мне жаль наших коллег, когда они рыдают в гримёрке после назначения в новый спектакль, если не видят себя в распределении ролей».

 «Женщины вообще на все реагируют острее и зависти у них больше, -вступает в разговор актриса. - Как коллега отнеслась к твоему успеху, можно судить по тону ее поздравления после премьеры. Некоторые просто не могут выдавить из себя искренние добрые слова, поэтому поздравление произносится мимоходом, с натянутой улыбкой. Думаю, что это и есть проявление черной зависти. Белая - это когда, посмотрев спектакль, ты думаешь - и мне бы так работать!»

 К разговору присоединяется старый актер: «Не надо завидовать, лучше порадуемся за человека».
         
                Гонка без финиша
 
  Российская история знает массу примеров, когда политики и власть предержащие использовали человеческую зависть для достижения своих целей. Массовые репрессии и ГУЛАГ вряд ли могли быть возможны без раздутого режимом процесса слежки друг за другом, без доносов, построенных не только на желании двигаться к светлому будущему, но и на низменных чувствах зависти и злодейства. Написанное письмо в органы НКВД о «делишках» соседа давало бонусы написавшему в виде квартиры и имущества его соседа.

  «Процесс раскулачивания» в 30-х годах замешан не только на идее «построения мира без эксплуататоров», но и на банальной разрушительной силе зависти к более успешному. Именно зависть являлась энергизирующей и направляющей силой этого насилия.

 Современные бизнесмены, фермеры, предприниматели в полной мере прочувствовали на себе зависть близкого.

- Мои односельчане очень завидуют, что у меня крепкое хозяйство: и техника, и угодья, и урожай. А ведь мы всей семьей трудимся с утра до ночи, - делится своими размышлениями фермер. – Никого не интересует, легко ли мне сейчас кредит банку возвращать. И пугает меня не столько черная зависть, сколько безалаберность и безответственность, когда весной люди, поджигая сухую траву, так и норовят сжечь мои постройки.

  Что же говорить о рекламе. При ее производстве эксплуатируются наши чувства, в первую очередь, зависть: у всех ЭТО уже есть, и только ты один, как простой лох, обходишься без ЭТОГО.

  Неукротимое стремление человека сравнивать себя с другими разжигает дух соперничества, который порождает стремление превосходства над другими, поддерживаемое нашей культурой. Общество, как правило, награждает первенство, в какой бы сфере оно ни возникало. Простой пример - книга рекордов Гиннесса.
    
                Выбор за вами

  Некоторые даже не допускают мысли, что могут завидовать. Однако после встречи с тем или иным человеком у них почему-то портится настроение, возникает недовольство своей жизнью, раздражение и даже депрессия. Если вам становится скучно, когда человек рассказывает о своих успехах, если вам хочется отгородиться от него, вас раздражает его хвастовство и при этом становится жаль себя, то у вас налицо все признаки неосознаваемой зависти. «Они жили долго и счастливо, пока не узнали, что другие живут дольше и счастливее» - высказывание, иллюстрирующее остроту проблемы. Завистливые люди неспособны наслаждаться жизнью, жить реальностью, они стремятся к самоидеализации, ставя себя выше других.
 
 Попробуйте укротить свою завистливость. Для начала разберитесь, что или кто вызывает у вас зависть. Сознайтесь, что вы именно завидуете, а не раздражаетесь, и простите себе такие эмоции. Затем определите причины, по которым возникла зависть. Главное на этом этапе осознать, что и у вас может быть многое из того, что есть у объекта зависти. Осталось определить пути достижения всего этого вами. А теперь - трудитесь и достигайте! Кстати, на этом пути может оказаться, что хотите вы чего-то другого - своего, не похожего на то, что составляет счастье другого. И тогда ваша собственная жизнь без оглядки на других станет счастливой.

 Психолог Ольга Гунина