Не дай мне Бог сойти с ума...

Ольга Иванова 41
Не дай мне Бог сойти с ума. Нет: лучше посох и сума...  А.С.Пушкин.               
  "Анюта, потерпи, моя дорогая, не долго осталось. Три часа ехать нам и дома будем,  потерпи моя хорошая. Дорога сейчас отличная, не то что раньше, быстро домчимся. А помнишь как мы ещё в в конце пятидесятых по этой дороге ездили в институт, на сессию? Вот где беда то была. Жара, пыль, духота - чумазые какие приезжали, Боже мой. И все равно счастливые были, молодость есть молодость.... Сорок лет назад увезла я тебя в одну сторону, а сейчас обратно едем. Теперь уже навсегда".            
 В салоне пассажирской Газели,едущей по федеральной трассе, стоял обитый бархатом  гроб. В нем лежала сухонькая старушка с копной седых,на удивление густых, волос. Рядом с гробом находилась статная, пожилая дама в черном платке. Язык не повернется назвать даму старухой, хотя возраст уже был солидный. Высокая, стройная с идеально прямой спиной и такими же пышными, как у покойной, волосами. Женщина сидела оперевшись руками на открытый гроб и едва слышным шепотом говорила с усопшей, при этом смотря в окно машины. Слез уже не было, они давно закончились, но как ,иногда, много нужно сказать человеку, того что не успел сказать за всю жизнь.    
 "Женщина, вы себя как чувствуете? Вам плохо?"-водитель с сочувствием  посмотрел в зеркало заднего вида.- Что у вас родственников помоложе не нашлось в такую даль ехать? Детей бы попросили, все легче".   "         
  Нет у нас никого, одни мы с сестрой были... Вы не беспокойтесь, со мной все хорошо-усмехнулась -если можно так сказать в этой ситуации".      
   Водитель отвернулся к окну и снова переключил внимание на дорогу.    "Ань, ты знаешь о чем я сейчас подумала? А ведь папа наш по этой самой дороге в сорок первом на фронт уезжал, и дядя Петя то же. Да и все остальные... Господи, сколько судеб здесь прошло-промелькнуло. Кто-то вернулся, кто-то нет. Тебя вот сейчас домой везу... Сорок лет, целая жизнь прошла. За это время можно детей родить и воспитать, даже внуков дождаться. А мы с тобой все чужих воспитывали, сеяли разумное, доброе, вечное. Зато я сейчас ветеран труда, заслуженный педагог и все прочее.Я ведь как на пенсию вышла, ещё восемь лет работала, хоть и одна, но на пенсию особо не проживёшь. К тебе каждый месяц ездить надо, дорога, еда. Ты не думай, я тебя не попрекаю, просто рассказываю как есть,сейчас ты меня уже понимаешь. Отмучалась твоя душенька бедная, не болит ничего. Ведь в последние годы разум к тебе почти не возвращался. Ты знаешь,Аня, грех так говорить, но...хорошо хоть мама это все не застала. Так и не смогла она отойти от потери папы, надломила война все их поколение. Все ждала, ждала... Хоть какой, хоть без рук и ног, лишь бы вернулся. А Санька, внук дяди Пети, нашел таки через интернет информацию про папу. Помнишь, я тебе рассказывала? Не помнишь, наверно. Ты совсем тогда плохая была, успокоительное тебе кололи постоянно. В плен попал наш папка, ещё осенью сорок первого в Цайтхайне его и расстреляли. Мы его даже и не помнили, я то совсем малая тогда была. А мама все думала, что живой, ждала... Хорошо, хоть дядя Петя, брат папин из плена вырвался, живой вернулся. Что бы мы без него делали? Помогал нам всегда, чем мог...      
  Ты знаешь, Анюта, а ведь я до сих пор с твоими учениками общаюсь, много их у нас в городе. Галя Корнеева, помнишь такую? Она до сих пор у нас в школе работает, физику преподает. Вовка Сапегин, в соседнем подъезде живёт. Солидный такой стал, уже сам дважды дед, в администрации работает. Помнят тебя, многие помнят. Алена Никонова, Дима Якушев, Пашка Сидоров- всех и не перечесть, здороваются всегда о здоровье твоём и моем спрашивают. Не дал нам Бог детей, так хоть ученики хорошие все были...            
 Сейчас уже, наверно, можно сказать? Гриша твой умер пять лет назад. Я с ним не общалась, но ведь город маленький, все все знают, ничего не утаишь. Видела его один раз на рынке с этой его новой мадам...,сын у них. Глаза отвёл и мимо прошел, как будто не знает. Пил он сильно последнее время, вот печень и не выдержала,рак у него был. О мертвых плохо не говорят, а я все равно не могу его простить... Не могу, не могу!!! Он же тебе всю жизнь испортил, Аня! Ведь это после его ухода ты...заболела. Зачем он тебя детьми попрекал? Знал же как для тебя это больно! Жил не тужил, сына родили. А ты сорок лет! Там! За решетками! В смирительной рубашке! На таблетках! Господи, да за что тебе это? Как проклял кто нашу семью!... Прости ты меня, пожалуйста, если что сказала не так. Разволновались я. Просто, как про мужа твоего бывшего вспомню, давление поднимается. Успокоится потом долго не могу. Вот таблеточку сейчас выпью и полегчает...Бог ему судья, а жизнь Гришу уже наказала. Тяжело он умирал... Вот и осталась я совсем одна, Анечка,совсем одна. Кот только меня и радует да сад-огород, репетиторством ещё иногда занимаюсь, готовлю ребят к поступлению в институты. Не получилось из меня жены и матери, не встретила я свою половинку. А может мы с ней разминулись в этой жизни, прошли по одной улице, встретились глазами и разошлись. Может умерла моя половинка и ждёт меня где-то там, на верху. Глупости это все, конечно. Хотя так странно, что с каждым годом все меньше и меньше людей вспоминает о тебе, все меньше писем и телефонных звонков. Люди уходят...            
  Вот и в город уже заезжаем. Ты ,наверно, сейчас его и не узнаешь? Как все изменилось! Помнишь на этом месте стоял барак? Там Людка жила, подружка наша, рыжая такая. Так вот, она а девяностые в Германию уехала жить, к дочке. А ведь ее отец с войны не вернулся, а она в Германию на ПМЖ. Дико это для меня и непонятно. А на месте дома сейчас торговый центр выстроили, сейчас в магазинах все есть, выбирай,что душа желает.  А вот и школа наша, узнаешь? Там все ещё висит твой портрет, ты же столько медалистов выпустила. И фото твоих учеников на доске почета, лет десять назад сделали уже, целая стена "наши медалисты за все годы". К столетию школы подготовили.   Вот здесь бабушка наша жила, дом правда давно снесли. Да и улицу переименовали,а для меня она так и осталась - улица Красной Армии.   Смотри, смотри Аня! Помнишь? Узнаешь это место? Наш дом культуры! Правда давно разрушен, одни стены с колоннами остались. Какие там вечера устраивались, танцы, песни! Мало кто помнит этот ДК, старики уходят, а молодежь даже не знает что за развалины находятся за деревьями. Сад разросся и затянул все, скрыл от любопытных глаз уголок нашей юности. Ань, ты же здесь в хоре пела? Какой же у тебя голос шикарный был, а внешность! Все ребята за тобой бегали, а ты,как сумасшедшая,в Гришу влюбилась без памяти... Как сумасшедшая... Как страшно это сейчас звучит. Но все же, какая красивая у вас любовь была! Он же тебя на руках носил, ты от счастья светилась... А потом все. Перечеркнул двадцать лет совместной жизни, растоптал тебя и о душу ноги вытер, здоровья и разума лишил. За что он так с тобой? Не заслужила ты этого. Все-все, не буду о нем больше. Вы скоро увидитесь и сами обо всем поговорите, без меня разберётесь.               
 " Вот здесь, у церкви остановите, пожалуйста. Нас уже ждут"-немногочисленные дальние родственники помогли достать гроб из машины. Стояла золотая осень, так редкая для Урала. Вокруг церкви желтели березы, а рябины клонили ярко оранжевые грозди ягод к земле, стояла удивительная тишина. Только звуки проезжающих в далеке машин доносились до этого островка спокойствия и вечного сна.      
  "Анюта, подождать немного надо. Сейчас батюшка освободится и начнем. Ты передай там от меня привет всем нашим, родителей обними, дядю Петю, дядю Митю. Смотри какая погода сегодня славная. Помнишь нам первого сентября дети всегда приносили букеты с рябиной? Потом вся квартира цветами была заставлена, мама всегда смеялась над нами, мол кому из женщин ещё столько букетов дарят... Вот и все Аня, вот и все сестричка моя... Все,что могла я для тебя сделала. Прости, если что. Ты не сердишься на меня?... Пока ты здесь, пошли мне знак, что бы я была спокойна".               
 Чирик. Чирик-чирик. Чирик.- маленький воробей хитро щурив глаз поглядывал на собравшихся у церкви. Чирик. Чиррррик- женщина в платке и птица смотрели друг на друга. Чирик! Чирик!- откуда то раздался крик птичьей стаи. Чирик! - весело крикнул воробей и набрав высоту полетел на птичий зов.