Пасха на Мурмане

Галина Вадковская
 
Пасха на Мурмане
 
Романову- на- Мурмане

Воскрес Христос - земля воскресла,
И облака над ней плывут...
Встречает Пасху хмурый город,
Забывший, как его зовут.

Он весь в прорехах, в язвах старых,
Из глаз его сочится гной;
Забыл бы о несчастьях в храмах -
Да нет церквей. За упокой,

Вздохнув, в единственном соборе
Поставлю Господу свечу.
Восход и чайки. Ветер. Море.
И против ветра я кричу:

"Забыл ты все! Что ты - Романов.
Забыл ты крестного отца...
И потому все тело в ранах
И нет страданиям конца..."

Но ты стоишь ещё, мой город,
Десницей Бога насажден,
И веет холод океанов,
Соль и волна в гербе твоём...
Ярко и радостно играет солнце. Радуются и говорят друг другу "Христос Воскресе!" все православные России. Воистину воскрес Христос, и победил смерть, и всем даровал воскресенье. Звучат после Литургии в каждом русском храме бессмертные слова святителя Иоанна Златоуста:

«Где ти, смерте, жало?
Где ти, аде, победа?» (1Кор. 15:55).
Воскрес Христос, — и ты низложился;
Воскрес Христос, — и пали бесы;
Воскрес Христос, — и радуются ангелы;
Воскрес Христос, — и водворяется жизнь;
Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе.
Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть» (1Кор. 15:20).
Ему слава и держава во веки веков.
Аминь".
Святитель Филарет Московский в "Пространном катехизисе" пишет: "Сказано, что Иисус Христос распят за нас в том смысле, что крестной смертью Своей Он избавил нас от греха, проклятия и смерти... Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. «Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть» (1Кор.15,;20)".
На огромных просторах Святой Руси от Владивостока до Калининграда и от Мурманска до Анапы - пасхальные ночные службы, серебряный звон колоколов, крестные ходы. А многие русские люди отмечают Светлое Воскресение Христово, приобщаясь вечной радости, не взирая на временные трудности и скорби. Так вот и жители Северного Нагорного, одного из районов Мурманска. Часть из них поедет на службу на Архиерейское подворье на Кооперативной (кстати там деревянный храм в плохом состоянии и собирают на ремонт протекающей крыши), часть - в соседний город Колу в старинный каменный Благовещенский храм. В Северном Нагорном живут русские православные люди, но православных храмов здесь нет ни одного. В 2008 году на деньги Ватикана был построен каменный католический храм на 1000 мест. В 2018 заканчивается строительство каменного лютеранского храма в этом же районе, его финансируют финны.
Дай Бог православным жителям Северного Нагорного построить храм и молиться в нем на Пасху и по воскресеньям.
Мы просим Воскресшего Христа и о сохранении чистоты Православия, чтобы не искажалась вера отцов, Предание, жития святых. Для Мурмана это очень актуально. Просветил Кольский край Христовой верой преподобный Трифон Печенгский, благочестивый от юности подвижник, сын священника из Торжка. На сайте Издательства Патриархии мы читаем о нем в краткой версии церковного жития вот что: "Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, в миру Митрофан, родился в Новгородской губернии в семье священника. Благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить свою жизнь апостольским подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых узнал из рассказов рыбопромышленников (http://calendar.rop.ru/?svt=dec15-trifon).

Однажды во время молитвы в лесу он услышал голос: «Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Покинув родительский дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где обитали лопари. Там он стал вести с ними торговлю. Сначала святой ознакомился с языческими верованиями аборигенов и изучил их язык, затем стал проповедовать им о вере Христовой" (http://calendar.rop.ru/?svt=dec15-trifon).
 Такую же версию излагает и новомученик Никодим (Кононов) в своей книге "Архангельский патерик".
Однако  в 2003, 2009 и в 2017 годах в петербургском издательстве "Ладан" митрополит Мурманский Митрофан (Баданин), тогда ещё (до 2013 года) иеромонах, издал свою версию жития святого Трифона, где на основании одной только гипотезы норвежского историка 19 века Яна Фрийса называет святого Трифона разбойником, пролившим много крови.  Также он почему- то считает святого Трифона евреем. Есть искажения и в книгах митрополита Митрофана о святых Варлааме Керетском, Феодорите
Кольском, новомучениках Моисее (Кожине) и Феодоре Абросимове. Бог даст, Церковь отсеет все эти измышления как плевелы.
Не секрет, что Мурман пережил за начало 2019 года большие потрясения. У нас нет уже митрополита Мурманского и Мончегорского Симона, он на покое, то есть на пенсии. Нам назначили нового губернатора - Андрея Владимировича Чибиса.Конечно,  губернатор пока что только входит в курс дела. А дела есть такие, что требуют быстрого решения.
Изменилось ли что- то? С 2008 по 2019 год в городе Мурманске не было построено ни одного православного храма. Первый и единственный многие годы деревянный Никольский  храм был создан в 1947 году на улице Котовского (Зелёной), а в 1988 году на его месте был возведен каменный Никольский собор - один на весь город. С 1995 по 2008 в Мурманске было построено 3 небольших каменных храма и 3 деревянных. Теперь они все по воскресеньям переполнены, так как население города - русское и православное. В Москве строят храмы! Это целая программа. Почему бы в Мурманске не создать программу "Десять храмов"?
Растворился в воздухе и вопрос о постройке Преображенского собора в Мурманске, хотя деньги на него Фонд собора под руководством предпринимателя Андрея Григорьева собирает с 2011 года. Есть кружки для сбора, мурманчане кладут туда деньги. Недели две назад объявили, что место постройки храма будет перенесено. Но куда его перенесут? Где будут строить? Вопрос замалчивается. Преображенский собор было бы лучше возвести на месте основания города в центр возле ДК Кирова, где есть памятный крест. Там 4 октября 1916 года был совершен молебен на закладку Никольского храма. По указу мученика царя Николая Второго был основан город, который Государь назвал "Романов- на- Мурмане". Должен быть не только Преображенский собор, но и храм в честь святого царя Николая. Или хотя бы памятная доска в честь Императора, основавшего город. И правильно было бы вернуть городу его историческое имя. Но даже и аэропорт под Мурманском так и не получил имени Государя Николая Второго! Хотя царь и создал первую русскую авиацию. Кстати, Мурманская железная дорога была построена Императором, она должна носить имя Николаевской. Но мало кто чтит память русских подвижников. Все это духовное и историческое беспамятство тяжёлым грузом лежит на нас.
Дети и молодежь Мурманска оторваны от своей православной традиции. Ни в одной школе города нет предмета "Основы православной культуры". Священники проводят занятия только в прогимназии 61. Нет преподавания православной культуры и домового храма в МАГУ, который готовит педагогов, в Нахимовском училище. В Мурманске нет православной гимназии, нет и семинарии. И никто не хочет этим заниматься.
Все этот накладывается на экономический кризис. В середине и конце 20 века Мурманск был рыбной столицей. Несколько огромных флотов, оснащенных большими, малыми, средними траулерами, огромными плавбазами добывали треску, палтус, камбалу, пикшу, мойву в Баренцевом море и в других морях. Теперь рыболовные суда списаны и разрушены, остатки флотов бедствуют. Мурманское моряки вынуждены везти рыбу в порты Норвегии, так как в мурманском порту с них берут огромную пошлину! Норвегия не берет таких пошлин со своих рыбаков, и норвежцы процветают. А рыбу нам привозят теперь из Владивостока! Где Мурманск, а где Владивосток!  На уцелевших рыбных заводах Мурманска  -  огромное количество иностранных рабочих таджиков и узбеков, что ущемляет права русских. Русских увольняют, так как труд мигрантов дешевле. России нужна политика протекционизма, чтобы развивалось своё сельское хозяйство, своя промышленность, своя рыбная отрасль.

Русская Арктика вместе со всей огромной Россией празднует Светлое Воскресение Христово. Да дарует Господь духовное возрождение нашей Земле.
Галина Сиротинская