Христианство на Руси ранние годы, мученики и мисси

Олег Жиганков
В 988-ом году Русь пошла гораздо дальше, чем Константин Великий, объявивший в 313-ом году христианство «терпимой» религией. С каких пор христианство было «терпимой» на Руси – сказать навозможно. Скорее всего, с момента своего проникновения на Русь с апостолом Андреем, о чем мы говорили в предыдущей публикации. И оно не рассеялось тогда без следа, не ушло – вместе с апостолом Андреем.

С точки зрения епископского приемства, которая в первую очередь и занимает официальную церковь, в том числе и Русскую Православную, трудно и невозможно говорить о приемстве русского христианства от апостола Андрея – потому что не сохранилась в архивах та золотая цепочка имен пастырей, которая потянулась тогда от апостола Андрея и дотянулась до церковных епископов сегодняшних дней. Поэтому и мало интересует Русскую Православную церковь древняя русская история.

Ведя счет своему епископству от греков, от Византии десятого-одиннадцатого веков, церковь мало задумывается о том, что было здесь, на Руси раньше. Ей не надо об этом задумываться – потому что в тот период, как считается, не было еще на Руси апостольской приемственности. И если уж Церковь не интересуется древней историей христианства на Руси, то кому еще это надо? Заказа нету. Скорее – наоборот. Наложено было негласное табу на эту тему, а с приходом атеизма это табу сделалось еще жестче.  Потому мы не находим ни интереса к истории русского христианства, ни по настоящему глубокого, профессионального подхода к изучении ранних веков истории христианства на Руси.

Уверен, если бы Церковь в свое время была заинтересована в таком исследовании, материалов было бы предостаточно. Но интереса не было. Более того, старые рукописи – по признанию всех историков – подвергались жесткому пересмотру и переделке греческими цензорами. Много внутренних документов было уничтожено. И у нас осталось в основном только то, что было зафиксировано о христианстве на Руси сторонними обозревателями – источниками, до которых не могди добраться греки, ревниво претендующие на роль наставника Руси в вере. Но так ли это? Неужели умерло христианство апостола Андрея? Неужели вера готов, которые по крайней мере на протяжении четырех веков оставались еще одним народом со славянами, не оставила никакого следа? Оставила, да столько следов, что их потом приходилось старательно заметать греческим цензорам.

«Холода Скифии пылают жаром веры». Так писал о славянских племенах живший в пятом веке церковный историк Иероним. Нельзя забывать о том, что христианство – это живая религия, это религия отважных миссионеров и мучеников, несущих свет евангелия в самые мрчные места. Либо потому, что их туда посылают, либо потому, что они сами туда идут. И таких людей на Русь, на Великую Скифию приходило много – вот только имен мы мало помним. Но кого-то все-таки помним, за счет международной памяти в основном, к примеру – ученика апостола Петра, Климента Римского.

Климент стал спутником Апостола Петра, разделяя с ним его труды и страдания. Апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил Климента пресвитером одной из церквей города Рима. Климент был епископом примерно с 92 по 101 год от Р.Х. Климент, возможно, был знаком и с другими апостолами, например, многие считают, что апостол Павел упоминает его: "Также, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни" (Фил.4:3).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг Климента обратили многих ко Христу. Язычники же, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на него императору Траяну (98 - 117), обвинив в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на каторжные работы в инкерманские каменоломни недалеко от славянского города Херсонеса.

Многие из учеников святителя последовали за ним. Прибыв на место ссылки, Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях. Возможно, эти христиане были крещены при посещении этих земель ранее апостолом Андреем. Климент лично организовал более 75 домашних церквей в округе каменоломней. Там же, в каменоломнях, был вырублен дом, в котором собиралась домашняя церковь, и где Климент служил пастором.

Евангелизационная деятельность Климента вызвала сильный гнев императора Траяна, когда он узнал о ней, и он приказал утопить Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году или несколькими годами позже в районе Херсонеса (совр. Севастополь).

Климент широко почитался в Древней Руси. Он и до сих пор почитаем в Православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.

Ученики Климента и многие обращенные им из язычников, по смерти наставника, продолжили нести весть Евангелия и пошли на север в Таврийские степи, на северо-запад - на Подолье и Прикарпаття, а так же на северо-восток в Приазовье. И сколько было таких Климентов – Господь лишь ведает. Но они, конечно, были. И через это семя евангелистов и мучеников, через скифский Херсонес, Евангелие проникало в Скифию, на просторы Руси. Но чтобы ребенку полностью сформироваться и родиться, потребуется еще немало времени, как мы отмечали.

Позвольте здесь обратиться за советом к богослову. За много веков до прихода в мир Иисуса Христа Бог в утробе Египта соткал Израиль – и на это у Него ушло четыре с половиной столетия. Четыре с половиной столетия потомки Иакова вызревали в Египте в новый народ, народ Богоносец. Новозаветние же типологические периоды истории (соответствующие периодам истории ветхозавятнего Израиля) – превосходнее и в два раза протяженнее. Об этом вы можете прочитать в моей книге «Откровение Мучеников», в разделе о семи церквах. Неудивительно поэтому, что христианская Русь «ткалась» в утробе Скифии вдвое дольше, чем Израиль ветхозаветний. Да и выходить скифам никуда не надо было – разве что из своего язычества. Слава Богу, христиан у скифов не притесняли. Варяжские князья были гарантом этому.

Кто-то спростит: а важно ли все это? Ведь по-настоящему важен лишь день рождения, или год – не так ли? Может, и так. Но для меня не менее важно, как для историка и христианина, наблюдать – от какого семени происходит христианская традиция на Руси, и как она ткалась, как формировалась в течении столетий. Разве это не важно? Именно тогда сформировались уже какие-то главные черты славянского христианства. Давайте попробуем начать отслеживать это таинство формирования христианского народа.

Вот, мы уже поговорили об апостоле Андрее, и о Клименте Римском, и его учениках, которые были первыми христианскими миссионерами в Древней Руси. Поговорим и о других каналах проникновения христианства на Русь. О проникновении христианства к скифским, готским, прославянским племенам можно говорить уже с конца I начала II века. Римские императоры, начиная с Трояна (98 - 117 гг.) выселяли многих приверженцев новой религии на окраины империи, в том числе на территорию современной Молдавии и Причерноморья. Здесь и произошло первое знакомство славянских племен с христианством. Некоторые исследователи предполагали наличие у уличей и тиверцев во времена Диоклетиана (284 - 305 гг.) организованной сети домашних церквей.

Предки славян - Угличи , Тиверцы и племя киевских полян – стали первыми из прославянских народов, кто соприкоснулся с христианскими народами Римской империи.  Угличи и тиверцы жили на Днестре и от Днестра до нижнего Дуная. Как пишет историк Е.Е. Голубинский, угличи и тиверцы были покорены последним дакийским царем Децебалом.  О христианстве в Дакии говорят Тертуллиан и  Иероним, и если у первого можно разуметь римских колонистов, поселенных Траяном в Дакии, то у второго уже необходимо разуметь коренных жителей страны, между которых славяне составляли преобладающее большинство.

Вот как описывает А. В. Карташев, этот процесс в своей книге «Очерки по истории Русской церкви»: «Но вот в конце второго начале третьего века на просторах Великой Скифии, на Дунае осели христиане готы. Они покорили живущие здесь разрозненные племена тиверцев, угличей и других наших предков.  Здесь была образована епархия в г. Томи, епископом был гот Вульфила.  Конечно же все это откладывало свой отпечаток на местных жителей, наших предков. Хотя мы не имеем точных утверждений что они приняли христианство но общение с южанами было неизбежно. Если верить летописцу, то киевские Поляне Резко отличались от других русских Славян своими нравами. Тогда как другие русские Славяне живут «звиринским образом, по скотски» , Поляне имеют обычай относиться кротко и в стыде, к своим снохам, сестрам, матерям , к родителям своим, свекрам и деверям. У них существуют настоящие браки, чего не было у других русских Славян.  По этому видно что христианство прочно водворилось среди Полян.

Кроме того – но подробнее мы уже говорили об этом в предыдущих очерках – большинство историков резко и искусственно разделяют между славянами и готами. Такие резкие движения недопустимы в отношении к народам, историческая и этническая матрица которых совпадает. Скифские, варяжские, скандинавские племена, жившие от севера и до Черного моря, никто никогда не звал княжить среди славян. Они и были, и есть – славяне. Но об этом мы говорили, и поговорим еще.

Во времена римских гонений, да и во времена папских гонений, и мусульманских (с конца седьмого века) христиане вполне могли найти и находили в славянских народах благоприятную почву пристанища и для распространения своей веры. Это подтверждается и некоторыми археологическими находками III—IV вв. в Крыму, к примеру. Важно помнить, однако, что в первые века своего существования христианство не имело значительного числа культовых принадлежностей, так что судить о распространенности христианства в том или ином регионе исходя из отсутствия прямых археологических данных было бы поспешно.

И все же, у нас имеется достаточно данных, чтобы хотя бы в общих чертах проследить формирование этого ребенка – в утробе Скифских народов. Будем помнить, от какого семени христианство пришло к славянам: царское, апостольское, мученическое.

Не уходите далеко, друзья. Самое интересное – впереди.