Апостол Андрей Первозванный

Олег Жиганков
Надо сделать некоторую историческую справочку, весьма существенную для нашего повествования. Скифы были одними из первых племен язычников, кто принял христианство. Они обрели свою веру не столько с проповедью епископа Вульфилы (Волчонка), которого современником был наш вымышленный герой, великий Белый царь Хельге, и его невымышленный сын Хейна. Все началось раньше, гораздо раньше – думаю, с того самого Первого, самого памятного Рождества, вскоре после которого братья-скифы поклялись служить новорожденному Царю и Его Царству. Вы в курсе, если вы читали мои предыдущие публикации о скифах.

Но вера, как сказано, она от слышания, а слышание – от Слова Божия. А у Слова Божия есть проповедники, апостолы, которых их Господин Иисус Христос послал по всему миру. И скифов Господь не забыл. И никогда не забывал – даже когда они сами забыли, кто они такие.

Так вот, приход христианства на Русь, или в Великую Скифию, обычно – и, думаю, по праву связывают с апостолом Андреем Первозванным. Апо;стол Андрей, больше известный как апостол Андре;й Первозва;нный был одним из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Андрей был первым, согласно Евангелию от Иоанна, призванным на служение Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. Апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса. Согласно этому повествованию апостол Андрей был вначале учеником Иоанна Крестителя. Согласно Преданию, апостол Андрей был первым, кто проповедовал Евангелие в землях славян.

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, как Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Византии, Фракии, Эллады и Скифии. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).

Также и Евсевий Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии. Ориген, согласно Евсевию, утверждал, что для определения направления своей миссионерской деятельности 12 апостолов бросили жребий. Так Петру выпало проповедничество в Риме, Матфею — в Палестине, Марку — в Египте, Иоанну — в Малой Азии, Фоме — в Парфии, а Андрею — во Фракии и Скифии.

Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года».

Предание гласит, что апостол Андрей решил пройти в Рим через земли Варяжские. Прийдя из Синопа в Херсонес Таврический или Корсунь, отсюда с учениками своими он отправился по Днепру на север. Случайно, «по приключаю Божию», останавливается он на ночлег на отмели под нагорным берегом Днепра на месте будущего Киева, «Заутра встав», он указывает ученикам своим на близ лежащие горы, предсказывает об имеющем быть здесь граде великом и церквах многих, поднимается на горы, благословляет их и ставит крест, а затем продолжает путь свой до Новгорода, где… дивится банному самоистязанию, о чем и рассказывает по приходе в Рим.
Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 67-го года[6]. Недалеко от места распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. На предполагаемом месте распятия святого Андрея находится источник, находящийся рядом со старым храмом апостола Андрея.

Предание об Андрее Первозванном невозможно ни доказать, ни опровергнуть – как, впрочем, почти все в истории. Кто-то в нем совершенно уверен. Кто-то может посмеяться ему. Но нет дыма без огня. И вот с чем нельзя не согласиться, рассматривая этот, да и многие другие средневековые древние документы. Предание это имеет четкую идейную направленность - она направлена против греческой Церкви и идейно укрепляет самостоятельную и самобытную русскую Церковь. 

 "Московские книжники всегда любили подчеркнуть, что русская Церковь знатностью происхождения не уступает греческой, что христианство появилось на Руси ещё в первом веке благодаря проповедническим усилиям посетившего русские земли апостола Андрея...". 

Очень примечательным в документах об апостоле Андрее Первозванном является упоминание Херсонеса в связи с ним и его учениками. Хорсонес был славянским городом. И именно оттуда апостол Андрей отправился в путешествие по землям русским. Также и с князем Владимиром именно Херсонес, который Владимир снова взял тогда под свою защиту, был ключом к официальному принятию христианства.
Предание об Андрее Первозванном при всей своей недоказуемости тем не менее являлось одним из столпов самосознания русского народа. И хотя механизм приемственности от апостола Андрея как-то никогда не прорабатывался в русских церковных кругах, славянскому христианству присуще было понимание своей органической связи с Апостолом Андреем. Орден Святого апостола Андрея Первозванного — считался одной из высших наград России.

А еще скажу, что практически все народы Европы, потомки десяти других скифских племен, ассоциируют принятие христианства их страной через одного из апостолов. Трудно доказать, насколько это исторически верно или не верно. Но богословских противоречий тут нет: ученики просто сделали то, что велел им их Господин. Да и ветхозаветние пророчества о возвращении к Богу потерянных колен, превращающихся теперь в христианские народы-царства, должны были быть исполнены в то время. Вот они, я думаю, и исполнились.