Последняя история кота Ассиста

Алексей Захаринский
Вот и поставлена точка в твоей кошачьей биографии, мой дорогой Друг. Сегодня я нашёл тебя страшно разодранного собаками в лесу. Ты шёл домой, и не успел дойти совсем немного. Тебе было всего пять лет, и ты мог бы жить ещё долго. Но только не здесь, где ваши жизни ничего не стоят и никак не охраняются.

Когда кот живёт у фотографа, его историю очень просто восстановить. Ты родился в мае 2014 г. Кто был твоим отцом, конечно, неизвестно. А твою маму я помню. Это была обычная полосатая кошка. Но она родила таких необычных, красивых и пушистых котят. Самым пушистым и ярко-рыжим был ты. Я назвал тебя Ассистом, узнав это слово от знакомой девушки-иконописца. Так на иконах называют золотые штрихи, символизирующие Небесный свет.

С самого начала твоя жизнь не была простой. Как-то ты, совсем маленьким, пришёл с прокушенной лапой. Со временем глубоко образовался гнойник, и пришлось звать ветеринара, чтобы его вскрыть. Да, я помню, ты сидел у меня на руках, и тебе было очень больно. А однажды тебя угораздило провалиться в выгребную яму, и мне пришлось полоскать тебя в тазике. Потом ты пришёл весь в крови, видимо, чудом вырвавшись из собачьих зубов. И тогда я понял, что у моего кота очень непростая судьба. И к твоему имени прибавил «Историк». Так называла моя бабушка тех людей, которые постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации. С тех пор ты стал Ассистом-историком.

А в прошлом году к нам приезжали журналисты и писали о вас статью. И на фотографии ты сидишь у меня на руках вместе со своей приятельницей - кошкой Анфисой-одноглазкой. Ты её очень любил – вы часто лежали, обнявшись, и вылизывали друг друга.

И вот в очередной раз тебя угораздило заболеть. Ну почему именно ты!? Ведь остальные кошки, с которыми ты жил, были здоровы! Ты стал чихать, и из глаз и носа потёк гной. Дело было серьёзным, и я решил не откладывая, отнести тебя к доктору. А оказалось, я собственными руками нёс тебя к гибели. Ну почему только я взял матерчатую переноску, а не клетку!? Да, конечно, я перетаскал в ней много котов и кошек, и ни одному не удавалось выбраться оттуда. Но ты же Историк! Тебе было там неудобно, и ты очень волновался, потому что тебя никогда до того не носили в переноске. Ты прорвал молнию и убежал. И, конечно, не дал мне себя поймать. Увидев дыру под забором кладбища, ты рванул туда. И это был последний момент, когда я видел тебя живым. Там ты спрятался где-то среди могилок и, конечно, решил не отзываться на мой зов, чтобы я опять не посадил тебя в эту страшную переноску. И сколько я не ходил туда, сколько не искал, на моё «кисканье» приходили, наверное, все голодные кошки из окрестных домиков, но только не ты.

Неужели ты не знал, как ты для меня дорог!? Конечно, ты это знал. Но решил сначала отлежаться, отойти от потрясения, а потом уже явиться утром к завтраку с гордо поднятым хвостом, как будто ты просто ходил к соседям. А я предчувствовал плохое, не мог заснуть ночью, с ужасом прислушиваясь к лаю бродячих собак, которые в это время становятся полноправными хозяевами нашего посёлка. Сложно представить себе, какую изворотливость и прыткость проявляют кошки, чтобы не попасться им в зубы. Впрочем, если зимой выпадает глубокий снег, кошка обречена. Спасительное дерево может быть всего в паре метров, но добраться до него в два прыжка кошка уже не может.

От переживаний я не сразу вспомнил, что если пропала кошка, надо вместе помолиться нескольким людям. Это спасало моих «потеряшек» не один раз. Я позвонил друзьям, которые молятся. Но, видимо, воля Небес о тебе была иной.

И вот, отлежавшись, ты утром направился домой. И выбрал правильный путь. Вместо опасного моста, где нет спасительных деревьев, и чуть ли не постоянно «дежурят» собаки, ты решил пойти через лес. Но деревья не спасли тебя. Видимо, они были слишком высоки и лишены сучков, чтобы забраться на них. И когда нужно было только миновать овраг, чтобы попасть в наш посёлок, тебя настигли собаки. Явно, что собака была не одна. От одной бы ты сумел ещё удрать, но их было несколько. И ты принял бой. Голодный и больной ты стоял насмерть, готовясь отдать свою жизнь очень дорого. Я боюсь даже думать, что это могли быть хозяйские псы, спущенные с поводка. Наверное, всё-таки это была стая бродячих собак. Но ведь и они когда-то были чьими-то. Выгоняя, выбрасывая собаку, ставшую ненужной, люди обрекают не только её на голодную дикую жизнь, но и обрекают на смерть вот таких котов – потерявшихся, или просто отправившихся погулять. А ведь у котов есть хозяева, к которым они так привязаны, которые так их ждут, которые переживают за них, как за самых близких людей.

Да, Ассист, ты не был большим и сильным котом. Но ты обладал бесстрашным и боевым характером. Обладай таким собаки, не было бы зверя страшнее. Но собаки – трусливы, нападают только скопом. А коты не агрессивны. Если дерутся между собой, то никогда не ранят друг друга тяжело. Но если на них нападают, и некуда бежать, они умеют стоять насмерть.

Судя по тому, что с тобой сделали собаки, ты задал им хорошую трёпку. Когда они разорвали твоё тельце, они с остервенением ещё долго грызли его и валяли по земле. Обычно они просто наносят кошке смертельный укус или ломают  спину, и бросают. Мне сначала даже показалось, что это не ты, так всё было изуродовано и вываляно в земле. Ты ещё не успел окоченеть, и ещё капала кровь. Страшно представить, что ты перенёс в последние свои минуты. Я забрал тебя и предал земле. И вернувшись, написал этот рассказ.

Ничего не делается без воли Небес, и твоя смерть имела какой-то смысл. Как когда-то имела смысл смерть моего кота Акафиста, который был до тебя. Тогда он вернулся из многодневной отлучки уже очень больным, и ветеринар не смог ничего сделать. Акафист умер у меня на руках, и я хотел похоронить его на следующий день. Но не сумел. Потому что еле живой попал в больницу. Грабители с такой силой били меня по голове, что были размозжены обе кисти рук, которыми я закрывался. Врачи недоумевали, как я выжил. А для меня было всё ясно. Смерть приходила за мной, но взяла вместо меня Акафиста.

От каких бед спасла меня твоя смерть, Ассист, никто не знает. Ты безропотно отдал свою жизнь за своего растяпу-хозяина. Я никогда не забуду тебя, мой дорогой Друг. Я верю, что самые лучшие и достойные из вас потом приходят на Землю людьми. И пока я жив, я буду молиться за вас, так же, как поминаю своих умерших друзей и родных. У людей, живущих рассудком, эти слова вызовут улыбку. Конечно же, ведь вы умны и эрудированны, вы во всём придерживаетесь научного взгляда на мир. Ваши суждения всегда правы и безапелляционны. Вам хорошо известно, что никакой души нет, как нет и будущей жизни. Не буду с вами спорить. Художник познаёт мир через чувства. Это не ваш путь, он закрыт для вас.  Наука изучает лишь материальный мир. Мы говорим на разных языках.

И сколько нужно ещё открытий, чтобы вы поняли, что давно уже поняли мы: Животные вполне могут общаться с нами, и для этого даже не нужно им учить язык человека, хотя и это возможно. Язык эмоций и чувств понятен без перевода. Но мы не можем таким образом понять, скажем, рыбу или муравья. Так понять можно только то существо, которое близко к нам. Мы так гордимся своей цивилизацией, что ценим лишь тех, кто создаёт материальную культуру. Но ведь можно жить и без этого. Материальная культура дельфинам, например, не нужна. Но почитайте результаты новейших исследований о том, как они занимаются... искусством. Как дельфин выдувает в воде воздушный пузырь в виде бублика, закручивает его, любуется его вращением, откусывает часть, которая, по его мнению, мешает совершенству, и продолжает восхищаться своим произведением дальше.

Ассист был удивительным котом. Он пытался разговаривать. Конечно, коту не дано произносить звуки человеческой речи. Но он пытался разговаривать со мной, как умел. Другие кошки просят есть или просятся на улицу, просто подходя к миске или к двери. А Ассист всё это сопровождал особого рода мурлыканьем, на разные лады, в зависимости от ситуации. Он мог отозваться мурлыканьем просто на мой взгляд.

А ещё коты – это знаменитые исследователи и первопроходцы. Как ни корми кота, всё равно он будет уходить исследовать новые земли. Как же это контрастирует с поведением некоторого типа людей, которых, кроме денег, как ни бейся, нельзя ничем заинтересовать.

А насколько бывают благодарны животные! Особенно те, которых спасли от судьбы бродячих! Не сомневайтесь, они всё помнят и понимают. К сожалению, чувство благодарности зачастую не характерно для наших современников. Наоборот, как посмотришь, таким людям все что-то должны. Поэтому часто и выбираешь в друзья животных, а не людей.

Поэтому я хочу донести до своих читателей мысль о том, что животные имеют тоже очень высокое достоинство. Что нельзя оставлять их без попечения. Ни кошек, ни собак. А ещё кошкам нужна свобода. Содержать кошек в клетке, как советовала мне одна недалёкая женщина, это значит идти против их природы, мешать им выполнить своё предназначение. Да, Ассист был бы жив, сиди он в клетке. Но что это была бы за жизнь!? Ради чего? Не так ли содержим мы преступников, и считаем это тяжёлым наказанием?

Особо замечу, что меньше всего я хочу, чтобы мой рассказ воспринимался как призыв к уничтожению бродячих собак. Боже упаси. Но и бесхозными быть они не должны. Я сторонник цивилизованного отлова и содержания их в приютах. И считаю, что государство должно поощрять развитие частных приютов, давать им какие-то льготы, а не готовиться драть с нас налоги. Ведь мы же делаем работу, которое должно делать государство.

А ещё я буду просить Небеса в критические моменты жизни даровать мне хотя бы часть такого мужества и такой воли, которыми обладал ты, верный мой Друг, кот Ассист. Не могу смириться с мыслью, что тебя больше никогда не будет. Впрочем, нет. Я надеюсь, что вы все встретите меня, когда и мне придёт пора возвращаться из своей земной командировки.

А знаешь, твоя любимица Анфиса всё ждёт тебя – второй день только и лежит на столе, откуда видна калитка, и высматривает, когда же мелькнёт на улице знакомый рыжий хвостик.



P.S. Ночью одолевали тяжёлые мысли. Да, всё делается по воле Небес. Да, надо смириться и отдать свои силы оставшимся кошкам и другим делам. Но почему и за что Высшие силы отняли у меня пятого котика!? Ведь зимой собаки уже загрызли четверых. Проснувшись утром, я долго лежал. Вдруг за окном кто-то чихнул. Мало ли, кто может чихать, ведь кошек у меня много. Чудес не бывает. Я прочитал «Шма» и выглянул в окно. На дворе, на столике, где я кормлю животных,  стоял мой Ассист. Увидев меня, он гордо вытянул трубой свой великолепный рыжий хвост. Значит, я вчера похоронил другого, очень похожего кота. Но я всё-таки верю, что вернули мне Ассиста Небеса.

События по версии Комсомолки https://www.kp.ru/daily/26971/4027456/