В защиту радио и телевидения

Анатолий Белаш
               Передо мной книга Михаила Казиника «Тайны гениев». М.Казиник – музыкант, искусствовед, просветитель, пропагандист классической музыки. Книгу читать интересно. В ней  целая россыпь любопытных сведений, нетривиальных суждений, интересных мыслей о творчестве композиторов, влиянии музыки на человека, вообще, о жизни.  Не все мне нравится, с чем-то хочется поспорить.

               Глава 5.- Гимнастика души. Автор пишет о трёх врагах, лишающих людей возможности открыть мир искусства. Это разделение на приобщенных и неприобщенных, неразвитость Души и, как ни странно, радио и телевидение. При этом Казиник уточняет, что дело не в том, что у них ПЛОХИЕ ПЕРЕДАЧИ, а в том, что самим своим существованием лишили классическую музыку ее основной функции – быть главой общения, а не заполнением звукового вакуума.

                М.Казинник  обвиняет радио в том, что оно призвано служить фоном при бытовых занятиях человека. Но вот в предыдущей четвертой главе он моделирует ситуацию, при которой, человек занятый мытьем посуды, может воспринять сонату Бетховена. Это происходит, если он при этом размышляет о высоком, например, о судьбе Ромео и Джульетты, а не о том, как лучше вымыть посуду.

                Значит, дело не в радио или телевидении, а в самом человеке, в том, как он пользуется этими достижениями науки и прогресса. Казиник считает, что смоделированная им ситуация маловероятна: «…шансы классической музыки «поймать» слушателя в момент выхода из бытового уровня в уровень планетарности, вечности почти равен нулю».

                Думаю, что это не так.   В пятидесятые годы на наших экранах шёл французский фильм, в котором рассказывалось о пианисте, споткнувшемся на исполнении 1го концерта для фортепиано с оркестром Чайковского Это так на пианиста подействовало, что он прекратил концертную деятельность, а когда начал её вновь, долго не решался исполнять концерт Чайковского.

                И вот он снова его исполняет, вот он приближается к тому месту, на котором когда-то оскандалился. Напряжение растет. Вот он играет опасную часть концерта и блестяще с ней справляется. После просмотра этого фильма мой друг по школе и институту, равнодушный к классической музыке, стал допытываться у меня, что за музыка звучала в фильме. Радио, кино, телевидение вполне могут спровоцировать интерес и пробудить интерес к классической музыке и вообще к искусству.

                Я  убежден, что своей любовью к классической музыке я обязан радио. Об этом же я не раз слышал от разных участников передачи «Музыкальные истории» на  «Радио России – Санкт-Петербург».  Я полюбил классику в детстве, в годы войны, когда по радио звучала, в основном, русская музыка. Естественно, моими любимыми композиторами стали Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и Глинка.  Моцарт, Бетховен, Бах стали необходимы позже, в зрелом возрасте.

                Теперь чаще всего нахожу интересные  для себя передачи на канале «Культура». Там бывают очень хорошие концерты и передачи о музыке. Стараюсь не пропустить «Большую Оперу». Запомнилась мне передача о Вивальди.  Сначала рассказали о композиторе и его «Временах года». Сцены исполнения концерта чередовались с показом соответствующих картин художников. Перед каждой частью читали стихи об этом времени года, написанные, предположительно, самим Вивальди, показывали сцены природы, звучали голоса птиц, дождя, гром и пр. Наслаждение и для ушей, и для глаз, и для души.  Такая передача вполне может соперничать по воздействию на душу с живым концертом.

                На концертах классической музыки бывают только любители искусства? Мало там тех, кто ходит посмотреть на знаменитость, себя показать? Ради престижа.  Не будем же из-за этого называть концерты врагом!

                Думаю, что и телевидение, и радио вполне способны приобщить человека к Красоте и Гармонии. К сожалению, современное российское телевидение этой функции не выполняет.

                У людей разные вкусы и предпочтения.  Я на центральных российских каналах смотрю лишь несколько передач. На первом канале «Непутёвые заметки», на «Россия –1» -  «О самом главном», если ведущим А.Мясников.  Ну, и Новости.

                Недавно государство осчастливило нас цифровым телевидением и двадцатью бесплатными каналами. В техническом отношении все прекрасно, но содержание программ новых каналов не обрадовало. Еще больше грязи, крови, мистики, дешевых эффектов и вранья.

                Сначала показалась неплохой передача «Орел и решка» на «Пятнице», но когда ведущая дама в очередной раз бросилась с радостным воплем на роскошную кровать в пятизвездочном отеле, выключил телевизор.
 
              Музыкальный канал МузТВ не только не приобщает к  высшим духовным ценностям,  не только служит заполнением звукового вакуума, но вызывает у меня сильнейшее раздражение. На радио есть канал «Орфей», но его в нашем городке не ретранслируют.

               Политические ток-шоу давно не смотрю. Поэтому лучше приведу фрагмент беседы, опубликованной в «Московском комсомольце» (МК в Питере 19 – 17 апреля). Разговаривают доктор исторических наук  В.Соловей и А.Каманин –
«Концентрация негатива растет, Эмоциональный фон на пропагандистских шоу повысился до уровня истерики… Это сознательная установка ТВ, потому что единственный способ удержать внимание телезрителей, но оборотной стороной такой пропаганды является в полном смысле   расчеловечивание общества».

              Радио и телевидение как любое достижение науки и техники могут служить человечеству или вредить ему в зависимости от того, в чьих руках они находятся.