Шали мои

Наталья Гузева
Я шали люблю
носить на плечах....
Они так красивы
в сквозных кружевах!
В них сердцу тепло,
и душе в них светло,
их русские женщины
носят давно....
          З.Морская

       С самого детства помню, что всегда в нашем доме пуховые шали были. Бабушка мастерицей была – сама шали вязала. Сама козий пух перебирала, на чесалке его расчёсывала, потом мыла. Веретеном или на прялке пряла пух в тонюсенькую ниточку. И меня научила. Руки мои до сих пор помнят как веретено крутить следует.

- Если бы царь с царицею дочку научили рукодельничать, то та умела бы обращаться с веретеном и не уколола бы пальчик, не стала бы их дочка спящей царевной. Но тогда и сказки бы не было.- Приговаривала бабушка. И терпеливо, раз за разом, показывала мне как надо вывязывать спицами петельки.

       Всякую зиму мама на меня, маленькую, поверх пальтишка накидывала шаль, а концы её, просунув под мои руки, завязывала крепким узлом на спине. Таким крепким, что голову не повернуть. Стою как кукла неподвижная, только глаза незавязанные глядят.

       Школьницей я уже сама накидывала шаль на голову, подвигала её на лоб поближе, а уж потом крепким узлом стягивала концы шали на спине. А уже поверх шали надевала пальто. Морозы у нас зимой стояли нешуточные, и за сорок градусов доходили, а ребёнок должен в школу идти, нельзя ему мёрзнуть.

       Вот я уже студентка. Бабушка связала маленькую шалёнку. Ею как платочком покрывала я голову, концы же завязывала широким узлом под подбородком. Мода тогда была такая. Сносилась шалёнка за годы учёбы. До дыр сносилась.

       К окончанию института бабушка сделала мне царский подарок: связала шаль-серебрянку. Ни у кого не было такой роскошной, богатой шали. Узор на кайме был авторским, бабушка сама выдумала. Женщины заглядывались на серебрянку, и не только те которые понимают прелесть настоящего ручного изделия. Долго я её носила, но ничто не вечно под луной – сносилась шаль до дыр!

       Вышла я замуж, пошли дети. Подарила бабушка мне новую шаль. Тёплые пуховые завитушки пушились над головой. Но куда я её? Мода на шали ушла, зачем она мне, светской женщине? Бабушка же, любуясь шалью и перебирая её в руках, поясняет:
- Зима. Холодно. А ты, Наташенька, приляжешь на диван, шалью накроешься, тепло будет под нею лежать. Пригреешься и от тепла и усталость и боль отступят. Шаль эта спину твою сбережёт, да и суставы полечит. Здоровье своё беречь надо.
- Бабушка, милая, когда мне лежать-то. Всё на бегу. Сынок родился, не до лежания мне.
- И сынка укроешь шалёнкой, она лучше одеяла ему будет. Пуховая шаль его согреет, болеть не будет.
        Посмеялась я тогда, ан нет… права оказалась бабушка. Я и сама в шаль куталась, и сына укрывала, потом и дочку тоже. Износилась и эта шаль, до самых дыр износилась.

       Давно уже нет бабушки, дети выросли, я постарела – мёрзнуть начала в тёплой комнате-то. Шаль нужна, просто необходима! Эх, рано не стало бабушки моей, не научила она меня пуховые шали вязать.

       Отправилась я на рынок покупать шаль. Поторговалась, конечно. Хотя и неловко было торговаться, понимаю ведь, что хорошая шаль дорогих денег стоит. Мастерица свою душу в неё вложила. Но скинули цену для меня, купила я шаль. Принесла обновку домой, накинула на плечи, встала перед зеркалом – любуюсь! Словно девчонка красуюсь. Тёплая Красота на плечах лежит, узорчатая. Сама с собой разговариваю.
- Теперь уж мне никакой холод не страшен. Отогреет шаль меня. Перед сном обмотаю шалью спину, а утром буду и «кум королю, и сват министру».

       Приехали в гости брат Юрий Михайлович с женой Лидией Александровной. Пообедали, а после я свою покупку из шкафа вынимаю, хвалюсь. Лида хотя шали не носит, но и у неё на диване бабушкой связанная шалёнка для тепла лежит. Лида мою шаль на себя примеряет, на плечи и так накидывает и этак.
- Тряпичницы! - говорит Юрий, а сам на жену с восхищением смотрит.

       Наконец, Лида с шалью поворачивается ко мне и говорит.
- Наташа, такую замечательную шаль, когда в гостях или ещё где пальто скинешь, то и показать не стыдно. Прекрасная шаль. Ты только её на себя накидывай по-другому. Меня одна татарочка научила как следует шаль под пальто надевать.

       Берёт Лидия Александровна шаль за соседние концы, палантином накидывает их мне на плечи, воротник шалькой формует. Сама же шаль по всей моей спине на всю свою длину свесилась, спину до самых колен закрыла. А Лида подбирает у шальки нижние концы и завязывает их малюсеньким узелочком над самыми моими коленями. Отошла на шаг назад, поглядела и говорит:
- Видишь, как шаль тебя обняла. Всё закрыто. И шея, и спина, и плечи с руками, и впереди укутано шалью. Теперь на шаль надевай пуховик.

       Надела я поверх шали пуховик – хорошо, удобно, тепло, ничего не жмёт, не давит, комков нет, плечам легко. Вот так, как татарочка научила и стала я шаль надевать.

       Век живи – век учись. Жалко, что бабушки нет, она бы оценила.