Партия 2017 г. Рабовл-й строй. Производ-е силы

Александр Корень
Партия 2017 г. Рабовладельческий строй  Производительные силы.
 
Работа с энциклопедией марксизма продолжается и в этом материале  переходит на вопрос о производительных силах и производственных отношениях рабовладельческого строя.
Продолжаю конспектировать и высказывать мысли и суждения по ходу. Они в скобках.
Здесь рассматриваю лишь вопрос о производительных силах в интерпретации марксизма, соответственно даю им оценку и делаю проектное заключение.

= = =
3.;Производительные силы и производственные отношения рабовладельческого общества
3.1.;Производительные силы
В рабовладельческом обществе основными отраслями производства являлись земледелие, скотоводство и ремесло. Возникшие ещё в недрах первобытного общества, при рабовладельческом строе они сделали определённый шаг вперёд в своём развитии. Решающую роль в этом поступательном движении играло совершенствование орудий труда, появление некоторых их новых видов. Однако развитие и совершенствование орудий труда происходило медленно.
( Может, последователи и сторонники марксизма будут возмущены проектными суждениями, однако, это совсем  не проектная злонамеренность, а суровая потребность рассмотрения  существа подобных отношений. Незаметно исчезло из описания жизненной практики людей собирательство, охота и даже рыбная ловля, хотя как не трудно увидеть, что они успешно дожили до настоящего дня современного человека. Рыбная ловля превратилась в  крупную отрасль производства, на основе продуктов земледелия и скотоводства  должна была формироваться отрасль переработки и хранения соответствующих продуктов. Где же транспортные системы: речной и морской флот со строительством лодок и судов, гужевой транспорт с изготовлением телег и карет. Всё строительство.  Тому человеку уже никак не прожить без крыши над головой, в целом жилища. Надо было строить и строили. Иначе бы и не выжили. Не могли не появится технологическая и проектная специализация, какая- никакая механика.   Не принципиально, но значимо и важно. С ними, совсем не медленно для своего времени, и шел прогресс.  Несколько по-другому, но примерно о том же, говорится в энциклопедии, когда рассматривается разделение труда, специализация. )

Определённую роль в развитии производительных сил рабовладельческого общества сыграли дальнейший рост общественного разделения труда, специализация, происходившая внутри ремесленного и сельскохозяйственного производства.

Несмотря на значительный рост и определённый технический прогресс ремесленного производства, главной отраслью общественного производства в рабовладельческом обществе оставалось сельское хозяйство.

( Первичные условия существования человека предопределяют наличие продуктов питания, одежды, скота и  как тягловой силы, он и движущая сила транспорта, и основа быстрого передвижения войск. Запомним утверждение – сельское хозяйство.)

Многие отрасли знания — математика, механика, астрономия, архитектура и строительное искусство, философия и др. — достигли в рабовладельческих государствах сравнительно высокого развития. Многие из памятников искусства, произведений художественной литературы, скульптуры и архитектуры, дошедшие до нас из древнего рабовладельческого мира, навсегда вошли в сокровищницу человеческой культуры как величайшие, порой непревзойдённые творения человеческого гения. Материальной основой этой древней цивилизации был подневольный труд многих и многих поколений рабов.

( Властное накопление, полученное от  производства,  в котором  военнопленные и некоторые категории граждан выступали как рабы, давало определённый источник средств. Но они всё-таки не были  главной основой накопления. Таковым выступал не  совсем рабский труд, а длительное ограбление других народов, которое и явилось источником властного накопления.  Первичное появление рабов в большой степени определялось  военной силой, успешными боевыми действиями  и захватом пленных. Они как наиболее приспособленные к физическому труду  и могли использоваться  в качестве рабов. Далее, армия противника расформировывалась,  её воины становились рабами с содержанием на территории победителя. Этот рабский труд, конечно, не мог стать  основным источником накопления для государства  победителя. Курсом марксизма подчеркивается, что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство. Собственно, это выходит из природы развития деятельности. Такой вид деятельности имеет территориально-распределённую форму с социальным расселением населения. Смотрим  далее и видим,  как из  военных операций и по их результатам возникают  поражённые социально-экономические территориальные образования вместе с их населением. Получается,  что война, кроме захвата    военнопленных, создавала   принципиально- новое образование - покорённую социально-экономическую среду в составе непосредственно территории, населения и всей её социально-экономической деятельности. Она и эксплуатировалась.  При этом  из её деятельности извлекался не прибавочный продукт, а большая часть национального богатства и добавленной стоимости, произведённой  на захваченной территории.

Вот вам и основной способ производства - ограбление покорённых территорий и населения. Появлялась два противоположных мира: один -ограбленный, второй - использующий материальный продукт ограбления. Так мир и  получил двоичное представление в виде победителей и побеждённых. Современный мир внёс в этот процесс коррективу - победителем стал организатор войн, не принимающий непосредственного участия в боевых действиях или снижающий своё участие до минимума, но это уже отделённая от рассматриваемого здесь времени  история.

Итак, новым и глобальным источником накопления стала   выступать вся поражённая и захваченная военным присутствием победителя территориальная социальная среда.  Читателю не сложно понять, что использование  термина "рабовладельческий строй"  не совсем корректно для данного времени и обстоятельств исторического взаимодействия властей и народов.

По существу рассматриваемый  период   представляет процесс вторичного институционального становления власти на основе формирования армий, военных действий и юридического упорядочивания властного порядка, развития одних государств - победителей, и упадка других - побеждённых.  Можно сказать, что время, обозначаемое как "рабовладельческий строй", было периодом становления государства в исходных формах. Иначе, данный период мы можем рассматривать как период первичного агрессивного государства. Внутри него могла быть существовать некоторая социальная упорядоченность, а доходы от иностранной интервенции распределялись в среде победителя. Они попадали в бюджет государства победителя, также попадали прямо в руки власти и военных. Последние составляли  значительную часть мужского населения. Эти доходы поступали через экономическое взаимодействие  в национальный оборот и служили источником благополучия национального населения. На другой стороне   -  в поражённой социальной среде, соответственно, могли развиваться только деградация, упадок, обнищание. Здесь надо полагать  и могли возникать эпидемии, губящие население не только порабощённых территорий, но и распространяющиеся по всему миру. На физиологическом уровне никакие административные и государственные границы не признаются – у вирусов свои законы Восстание  физиологических факторов против властно-ущербной организации жизни, как правило, - это неосознаваемая  человеком угроза. Да гибнет побеждённый народ, но сим вместе гибнет и победитель. Поражение одной части мирового населения служит и поражением всего населения. Лаг во времени между этими поражениями исторического значения не имеет.

На всех поражённых территориях побежденных сторон действовало общее принуждение в форме  взыскания налогов, поборов и простых ограблений, обеспеченных насильственным присутствием войск. Для этих целей у метрополии должна быть большая армия свободных граждан  как наёмников для поля боя, таки лиц  для властного управления захваченными территориями. Фактически армия вместе с властным составом и стала значительной частью национальных производительных сил, фактически никаким материальным производством не занимающейся. Соответственно, совсем не случайно,  на этом фоне и в этих условиях  при государствах победителях, на  территории соответствующих стран происходит определённое развитие искусств и науки. Процессы внутреннего перераспределения ресурсов создавали источник для  такого развития.  Конечно, в этих условиях формируется и определённый культ, ориентирующий людей на творчество. Условия принуждения иногда могут вызвать мобилизацию духа и творчества.  Но такое развитие было крайне фрагментальным.

Вернёмся к энциклопедии марксизма.)

Главной производительной силой при рабовладельческом способе производства являлась простая кооперация рабского труда. Только эксплуатация больших масс рабов смогла создавать такой объём прибавочного продукта, который позволял рабовладельцам удовлетворять свои потребности и прихоти, освобождал их от необходимости трудиться, обеспечивал потребности общественного развития.

(Это объяснение от марксизма. Согласится с таким представление не только трудно, просто невозможно. Никакой кооперации  рабов и в принципе быть не может, соответственно, и не было. Никакой концентрации рабов также  не было и быть не могло, что предопределяется и основными видами деятельности и производства - они не допускают концентрации людей в производстве. Распределение рабов по территории ликвидирует сам принцип рабства.  Таким образом, источником доходов власти являлся не труд рабов, а доходы с порабощённых территорий и народов. Их не надо кормить, содержать, организовывать на них какую-либо деятельность, деятельность метрополии ограничивается сбором доходов.

Интересная получается история, не только производительные силы, но и  вся экономическая деятельность одних порабощённых регионов служила источником доходов государств-победителей, иначе говоря, вся экономическая деятельность порабощённых стран  выступала способом производства стран победителей. Можно сказать, что мировое устройство представляло собой властно-порабощенный строй социально-территориальных образований вместе производственными ресурсами. Его производство и продукты находились под властным управлением государства победителя. Соответственно, и попадали  в его распоряжение. Государство было уже институтом юридического оформления  подобного присвоения. На поверхности отношений   такое производство выступало материальным продуктом, полученным на основе властного присвоения и государственно-юридического   закрепления).