Путёвка в жизнь и бессмертие - Йыван Кырля

Борис Углицких
Не хочу показаться брюзгой, вечно ищущим какие-то «вывыхи» нашей устоявшейся общежитейской морали, но меня постоянно тревожит то обстоятельство, что в дни празднования великой Победы мы забываем о людях, которые, ценой нечеловеческих лишений и самой жизнью заплатив  за неё, как бы остались в тени нашей отечественной Истории. Я имею в виду людей, «ковавших Победу в тылу», но – за колючей проволокой.
Тот, кто внимательно прочел щемящие сердце своим натурализмом книги В. Шаламова и А. Солженицына, тот поймёт меня. Тот по-серьёзному озадачится вопросом: «А уж не специально ли и были введены в уголовный кодекс «политические»  статьи, которые позволяли из обычных людей формировать особые «трудовые армии» - бесправные, легкоуправляемые, мобильные и невероятно дешевые?».
Вспомним А. Солженицына, описавшего в своей глобальной по объёму исследованного материала книги «Архипелаг Гулаг»  некоторые случаи осуждения людей по пресловутой 57-й статье.
… Вот некий товарищ Окороков, решивший сменить свою неблагозвучную фамилию на услышанную по радио фамилию героя революционных событий лейтенанта Шмидта. И уже через несколько дней после получения нового паспорта он был арестован (как агент немецкой разведки) и отправлен на «стройки народного хозяйства» сроком на 10 лет.
… Вот одна женщина пришла в «органы», чтобы узнать о судьбе своей соседки, которая была несколько дней назад арестована, несмотря на то, что у неё в пустой квартире остался годовалый ребёнок. Неравнодушная к чужому горю просительница просидела до вечера в коридоре в ожидании приёма и, в конце концов, тоже была арестована (?!).  Как потом выяснилось – у следователей срывался «план комплектации этапа».
… Вот оказался в неволе хороший плотник. Незаменимый специалист на любой стройке – но глухонемой. И тоже по 57-й статье – «как враг народа». Агитатор на уровне речи жестов? Ну нет, конечно же, всё проще. Пришел в сельский клуб перестилать полы, а кепку повесить негде. Вот и повесил её на голову бюста вождя, что стоял в углу зала… И тоже – «стандартные» 10 лет! А как же?.. Время было такое – военное.


1. Исправительно-трудовые лагеря


Мы сейчас диву даёмся: как это и каким образом руководству страны удалось тогда, в первые годы войны  в сжатые сроки не только перебросить на Восток крупные предприятия оборонной промышленности, но и тут же организовать на них выпуск  продукции?
И почему-то стыдливо забываем сказать доброе слово о тех, без кого всё это было бы невозможно.

… В начале 1942 года, то есть в тот момент, когда  Верховный Главнокомандующий «Всея Руси» Иосиф Сталин начал потихоньку приходить в себя, Наркомат Внутренних Дел СССР  принял решение о создании в областях, куда эвакуировались крупные предприятия оборонных отраслей, Управлений исправительно-трудовых лагерей. Было создано такое Управление и на базе Отдела исправительно-трудовых колоний в Свердловской области.

Исправительно-трудовые лагеря… С каким вызывающе нескрываемым цинизмом назвали свое изобретение люди с «чистыми руками, горячим сердцем, холодной головой»? И первыми людьми, коих они тут же принялись «исправлять» были, конечно же, политзаключенные.
В состав Управления ИТЛК  по Свердловской области первоначально входили следующие подразделения:
- Промколония №1 (г. Свердловск),
- Промколония №2 (г. Нижняя Тура),
- Лагерное отделение №1 в г. Свердловске с шестью лагпунктами,
- Лагерное отделение №2 в г. Тавде,
- Лагерное отделение №3 в г. Ирбите,
- Лагерное отделение №4 в п. Лобва,
- Северо-Уральское лагерное отделение.

Кроме них, в состав УИТЛК входили Тагиллаг, Богословлаг, более 16 исправительно-трудовых колоний массовых работ, Детприемник №1 (г. Свердловск-Сортировочный), Верхотурская и Камышловская колонии для несовершеннолетних, Дом младенца при промколонии №1 (г. Свердловск).  Позднее в Управление вошли Баженовский ИТЛ, Ивдельлаг, Тавдалаг,Ураллаг (Уралзолото), Восточно-Уральское отделение, Следственные изоляторы №1.2,3,4.

В г. Нижнем Тагиле осужденные работали на строительстве Нижнетагильского металлургического комбината, в г. Североуральске – на бокситовых рудниках, в г. Асбесте – на строительстве обогатительных фабрик, в г. Свердловске – на строительстве завода РТИ и других объектах. В нашем городе – Краснотурьинске – заключенные строили объекты Богословского алюминиевого завода.

Но это ещё не всё… Не знаю, как дело обстояло на других военно-значимых объектах, но на строительстве БАЗа в середине 1942 года осужденные по 57-ой статье была практически полностью заменены на немцев (мужчин), репрессированных по национальному признаку (?! ) из различных регионов страны  (республики немцев Поволжья, Украины и Кавказа – где они компактно проживали). Политические заключенные остались лишь на вспомогательных работах.  Потом здесь появились жители из среднеазиатских республик, набранные по «оргнабору» (тоже, как оказалось, пригодные лишь для вспомогательных работ). Потом сюда зачем-то были присланы пленные немцы, которые строили жильё и соцобъекты)…
 
Можно себе представить: каким пёстрым был состав населения нашего городка в первые послевоенные годы, если учесть, что многие освободившиеся заключенные по разным причинам остались здесь жить.


2. Вот он, Мустафа!

... Как сложилась судьба всех, кто трудился в те годы за колючей проволокой в нашем городе – это отдельная тема разговора (к которой, я думаю, когда-нибудь вернусь). А сейчас я хочу рассказать о человеке, которого в начале 30-х годов прошлого века знала практически вся наша страна и жизнь которого оборвалась трагически в одной из колоний Краснотурьинска.

«Нынешнее поколение молодых людей вряд ли видело кинофильм «Путёвка в жизнь» (ленте – уже более 80 лет) и едва ли может себе представить, какой оглушительный успех выпал на долю первого звукового игрового фильма – о трудовой коммуне бывших беспризорников, – пишет в своей статье об Йыване Кырле журналист Марина Кузнецова. - В московском кинотеатре «Колосс» «Путевка в жизнь» шла более года  – 1200 сеансов. В конце 1932-го фильм демонстрировался в 27 странах мира. Отзывы зарубежной прессы – восторженные. Немецкие газеты писали: картина «имеет жесткую кожу и нежную душу. Она в высшей степени художественна...». «Среди артистов, участвующих в фильме, выделяется один молодой мариец Й. Кырля, играющий Мустафу... Нельзя забыть Николая Баталова, который в роли воспитателя бывших беспризорных... проявляет удивительные ум и доброту»».

Да, молодой марийский паренёк с комичной круглой рожицей сразу после выхода фильма становится  знаменитым на весь мир!

Любопытно как он попал на съёмки фильма.

На рабочем просмотре первого эпизода – облава на беспризорников в подвале разрушенного дома  – из бочки вдруг высовывается смешной паренек: восточное лицо, озорные глаза, немыслимая дамская шляпа. А еще – деревянная ложка, подвязанная тряпицей к щеке. Когда, хитро улыбнувшись, он произнес «ку-ку» и снова нырнул в убежище, зал разразился хохотом и бурными аплодисментами. «Да вот он, Мустафа! Лучше не найти!» - раздались возгласы. И режиссер фильма Николай Экк, намечавший другого актера на роль вожака беспризорников Мустафы Ферта, тут же утверждает студента Государственного техникума кинематографии (впоследствии ВГИКа) марийца Йывана Кырлю.

Вот что сообщается о нём в Википедии:

«Йыван Кырла (настоящее имя – Кирилл Иванович Иванов) родился в марте 1909 года в деревне Купсола (ныне Сернурский район Марий Эл) в бедной крестьянской семье.
Его отец, Иван Семенович, был убит кулаками за активное участие в работе комбеда, мать Матрёна Якимовна осталась с тремя детьми. Жил в деревне, пастушил, батрачил, просил милостыню.
Окончил школу первой ступени в Марисоле, поехал в Сернур для продолжения учёбы во второй ступени. Осенью 1926 года по путёвке Сернурского канткома комсомола Марийской автономной области был  направлен на учёбу в марийское отделение рабфака при Казанском университете.
У Кырли (Кирилла) рано проявился интерес к поэзии, музыке, театру, кино. Почти ни один творческий студенческий вечер не обходился без его участия. Изучал творчество С. Есенина, В. Маяковского, А. Безыменского, А. Жарова, М. Светлова, читал наизусть их произведения. Преподаватели, заметив его незаурядные артистические способности, осенью 1929 года дали ему направление на актёрское отделение Государственного техникума кинематографии.
… После окончания кинотехникума актёр работал на студии «Востокфильм». В начале 1937 года Кырля переехал в Йошкар-Олу и стал артистом Марийского государственного драматического театра.
… Йыван Кырла известен не только как киноактёр, но и как поэт. Его стихи печатались в газете «Марий ял» («Марийская деревня»), издававшейся в Москве на рубеже 30-х годов. При жизни поэта вышли три книги  стихов на марийском языке. В январе 1937 года был принят кандидатом в члены Союза писателей СССР».

3. Националистический душок провокации

Но почему «репрессивные жернова» перемололи и его – известного киноартиста и поэта, прославлявшего на марийском языке «родную партию и любимого вождя»? Какому «продвинутому» чекисту пришло в голову, что интеллигентный мариец будет полезнее обществу на «стройках народного хозяйства»?
Но факт остаётся фактом: в апреле пресловутого 37-го года Йыван Кырля бесследно исчезает из поля зрения всех его друзей и коллег по творчеству. «Арестовали директора театра, который меня пригласил на работу, как врага народа, а через некоторое время арестовали и меня, как соучастника контрреволюционной группы. На следствии я ни в чем признаться не мог, потому что я ни в чем не виноват. Просидев в тюрьме пять месяцев, меня отправили в лагерь, где и объявили мне, что я осуждён тройкой НКВД сроком на 10 лет», – написал Кырля в прошении на имя Берии.
… А официальная пресса тех лет пустила в житейский обиход такую глупую и несправедливую сплетню о молодом марийце. Мол, зазнавшийся от случайно свалившейся на него славы, Кырля пришел поужинать в гостиничный ресторан, где у него завязалась перепалка со студентом – неким Николаем Гороховым. Стоп! Не напоминает ли нам этот эпизод ну, хотя бы, например,  «уголовную историю», связанную с Сергеем Захаровым? Да и потом – к чему это упоминание имени второго участника ссоры? Ну поссорились и поссорилась – с кем не бывает… Да вот ведь в чём, как говорится, собака порылась: этот некто Горохов в грубой форме сделал замечание Кырле, чтобы тот перестал разговаривать на марийском языке. Марийцу – в его родной республике… Ну, вот, мол, Кырля и показал тщательно маскируемую свою «националистическую сущность».
Так до сих пор и повторяется из одной публикации в другую эта глупость.
… Как сложилась судьба Йывана Кырли в местах лишения свободы – о том исследователям его биографии так ничего и неизвестно. Известно лишь, что в 1943 году он, находясь на строительстве Богословского алюминиевого завода в нашем городе, умер. Причём место его погребения – неизвестно даже мне, местному краеведу.