Зарисовки учёба на инязе

Валерий Малыхин
    В ноябре 1982 года удалось поступить на подготовительное отделение (рабфак) педагогического университета факультета иностранных языков. Моё преимущество было в том, что я отслужил в армии, полтора года работал в ансамбле танца Сибири. А минус был в том, что когда-то в школе изучал немецкий, а на рабфаке этого языка не было. Пришлось с нуля изучать английский.  При поступлении с меня взяли честное слово, что буду посещать регулярно все занятия.

    Наша группа состояла из 8 человек: 4 парня, считая меня, и 4 девушки. Все кроме меня в школе изучали английский. Парни Андрюха Нарчук, Вадим Тюльпанов, Лёха Курчанов очень любили пиво, меня приглашали присоединиться к ним. Я отказывался, когда это проходило во время занятий. Пивная точка находилась на колхозном рынке недалеко от главного корпуса вуза.

     Конечно, на первых порах английский давался мне тяжело, но иногда помогало знание языка Эсперанто. В декабре 1982 года нас посылали работать на общежитие, расположенное неподалёку.

     Полгода пролетело быстро. В июне проходили экзамены: по английскому языку (устно), по литературе и русскому языку (сочинение),  по истории (устно). Самым тяжёлым испытанием для меня был, конечно, английский. Я всё понимал на этом языке, но не всегда мог адекватно ответить. Экзаменовали 2 преподавателя английского: Шумилова Светлана Алексеевна  (у которой изучал язык) и Пэшко Валерий Евгеньевич, старший преподаватель кафедры английской филологии. Понимал, что мои знания поверхностны. Слышу разговор обо мне в моём присутствии на английском между преподавателями. Валерий Евгеньевич: «Давайте поставим ему тройку и отправим его на любой факультет кроме нашего!» Светлана Алексеевна: «Нет, он специально шёл на иняз. Его знания на английском – очень слабы, ибо в школе изучал немецкий. Давайте дадим ему шанс учиться на нашем факультете, он – очень упорный, добьётся успехов, но не сразу!» Так мне поставили тройку и всё-таки зачислили на иняз.

     У меня был выбор: какой язык будет основным. Мог выбрать немецкий язык: ещё не всё выветрилось со школьной программы. Мне очень нравился французский, но я выбрал основным языком английский, а вторым – немецкий, который изучался здесь с третьего курса. Не жалею до сих пор, что именно такой сделал выбор. Английский язык – очень востребован, всегда можно заработать на кусок хлеба.

     Могу сказать, что рабфак заложил лишь начальные знания английского на факультете иностранных языков. Забегая вперёд, хочу сказать, что из рабфаковской группы мне удалось одному дойти до финала. Остальных либо выгнали за пьянство, либо предложили уйти на другой факультет.

     Не жалею, что мне удалось пройти через все трудности обучения. В группе я был самым старшим. Пединститут закончил в возрасте 28 лет.

     Моя жена закончила мединститут в 1987 году, я же был оставлен в городе в распоряжении  гороно. В августе 1988 года меня направили в детский дом на Вавилова. Оказалось, что часов английского там было недостаточно, директор детского дома посоветовал мне съездить в новый тогда краевой Дворец пионеров и школьников, что я и сделал. Там мне предложили постоянную работу. Стал работать  педагогом дополнительного образования, преподавал детям язык Эсперанто и немного английский.

     Мне повезло, что я попал в краевой Дворец пионеров, где было большое поле деятельности. Создал детский Эсперанто-клуб. В школе бы мне не дали отступать от программы английского языка, и вряд ли бы дали возможность преподавать там детям язык Эсперанто.

     В июне 1991 года организовал первую детскую делегацию в Китай  с помощью Эсперанто. Мы посетили Пекин и Сиань, древнюю столицу Поднебесной. Костяк делегации составляли члены моего клуба.  В августе 1991 года делегация китайских детей приезжала к нам, во Дворец пионеров. Был я одним из инициаторов создания Детского международного центра, что послужило делу дружбы между детьми разных стран. Тогда в городе я был единственным профессиональным учителем языка Эсперанто.     Не забыл и тот детский дом, куда меня направили после окончания педагогического института. Там вёл кружок Эсперанто полгода. И родную школу №40 не забыл. Вёл там кружок Эсперанто два года. Целых три человека (две девочки и мальчик) ездили со мной в Китай из этой школы. Думаю, что мне повезло в жизни. Занимался любимым делом, которое доставляло мне большое удовольствие.