Вольница. Часть 2. Харько

Александр Жданов -Добромыслов
- Так ты поведай мне, Харько,
Что, вправду думал утопиться?
Там у платины глубоко,
Скажи мне, нечего таиться…

Они сидели на последнем
Привале вечером в кустах,
В степи туман упал, забвенье,
Был незаметен свет костра…

Но Левенчук сидел, молчал,
Костёр вокруг траву обуглил,
И ничего не отвечал,
Смотря на тлеющие угли…

Его глаза, как серый день,
Смотрели сумрачно, тоскливо,
Как будто их накрыла тень
Беды, и боль невыносима…

Тогда, как Васькины глаза,
Искрились искорками смеха,
В них весь он Васька-егоза,
И бесшабашная потеха…

- Как вылез я из камыша,
Глядь, человек над водоспуском
Стоит… Смекаю, - помешать,
Или хрен с ним, пусть будет пусто?..
А он всё ближе, шапку снял,
Вот-вот шагнёт, а слёзы льются,
Тогда кричу: - Куда, болван?..
Постой!.. Ты позабыл разуться!..
Тю на него, який дурной!..
Смотрю, кажись остановился…
Так расскажи мне, дорогой,
Как до такого докатился?..

Ну, что же, дядько, расскажу:
- Ходил за овцами у пани…
Однажды, – оженить хочу,
Рекла мне пани после бани…
Ну, воля ваша, говорю…
- На Варьке, дочке Петриковны…
И повенчали к жовтеню
Шесть пар зараз, тех, кто покорны…
Не знался с Варькой я до свадьбы,
Ни разу с ней не говорил,
Не знал и свадебны обряды,
И за столом совсем не пил…

Он помолчал… Прожили год мы,
В глаза не глядя, просто так…
Привет-прощай, а после роды,
Малец родился… Я, дурак,
Тогда лишь к ней оборотился,
Как будто бы пропал чей сглаз,
Я понял, что люблю, влюбился,
И я заплакал в первый раз...
С тех пор мы счАстливо зажили,
Я, как бы, в роли был отца,
Копейкой каждой дорожили
Для сына, нашего мальца…
А Варька оказалась славной,
Весёлой, чуткою женой,
И жили мы довольно справно,
Но всё закончилось бедой…

Купила пани молотилку,
С чугунным круглым барабаном,
Крутить её впрягали Сивку,
А отгребать солому – бабам…
Машину смазывали дёгтем,
Когда она остановилась,
Полезла Варька, двинув локтем,
Но тут-то пани появилась…
Погонщик Сивке дал кнута,
И тот пошёл, идя по кругу,
И задавила сволота
Мою жену, мою подругу…

Я как узнал, так и упал,
Меня водою отливали…
А в голове один туман,
Меня, как будто поменяли…
А тут погонщика нашли,
За кабаком, с башкой пробитой,
И сразу же ко мне пришли,
А я лежал совсем упитый…
Стал люд коситься, обходить,
И за спиной моей шептаться,
Но человека как убить?..
Не думал даже и пытаться…
Вот и решил, что удавлюсь,
Но, как-то так, не получилось,
Потом подумал – утоплюсь…,
Да встретиться с тобой случилось…

Костёр потух и еле грел,
Настала ночь, Луна светила
Сквозь мрак, и сон их одолел,
И степь одна, их сон хранила…