Красный байковый халат

Наталья Петкевичене
Я , отлично написав сочинение в Пед, забрала оттуда документы потому, что мне сказали, что, хоть я и набрала проходной балл, но учительницей мне, с моей гипертонией 1-ой степени, не быть.

Проревев дома, я дождалась от кузена, доцента, который заведовал кафедрой в нашем Политехе, ободряющей оценки своих действий в виде: "Идиотка! Им твое место нужно было, а на здоровье- насрать.

Ничего не стану делать, вот дура-то, набрать проходной балл- и свалить!"
Белугой я ревела день.
На второй пришла мама, "из магазина", и спросила, как у меня с химией.

Я честно сказала, что "никак".
На что маман ответила, что, собственно, документы мои уже в медицинском училище, у них- недобор, медик в семье- нелишний , и завтра у меня экзамен по химии.
Хомченко мне в помощь.

Я учила всю ночь. Честно- честно.
Утром я пришла сдавать экзамен.
Препод, маленькая, сухенькая дама, глядя мне в глаза, спросила:" Химию знаешь?"

Я, шмыгнув носом, отрицательно покачала головой.
" H2O,"- это что?!"- грозно спросили меня.
Я заметалась, чуя подвох, но выдавила:" В-в-во-вода"

"Ну, а говоришь, ничего не знаешь! Да тебя впору на олимпиаду посылать, с такими фундаментальными знаниями. Подходишь.
Будешь сестрой, остальные оценки из института акцептируются автоматом"

Я вылетела слегка ошалевшая, и на следующий день , 1-го сентября, сидела уже в качестве студентки, твердо зная:это- временно.
На втором курсе я пошла работать.
Сестрой. По поддельным документам.
В хирургию.

Зарплату получала я у старшей сестры, работая вместо какой-то не то Белкиной, не то Хомяковой( грызунья какая-то фамилия, не помню я, 32 года прошло), зарабатывая той пенсию, заодно санитаря( все сестры получали 0,25 санитарских, ввиду отсутствия персонала.)

Первый свой рабочий день я запомнила навсегда.
Я должна была выйти на 7 часов, но заболела сестра, и меня "воткнули" в график на сутки.

Сутки мне не полагались в виду возраста(17 лет), в силу полнейшей неопытности и того, что день был не простым, а дежурным: больница дежурила по городу, собирая всех во все 4 профильных отделения.
Меня прикрепили к сестре Галине Станиславовне, матери подруги моей подруги( о, как!)

Та быстро взяла меня в оборот:" Значит, так. Щас будут поступать больные.
Их будем класть ко мне. Твоя задача- принимать, брать кровь, анализы, лаборатория на тебе, в общем, что скажу. Учись, студент"

Мне выдали халат 56 размера, почти в пол, и мужские шлепанцы 43 размера.
И здоровенный колпак.

Роста я от силы 165 см, весила 50 кг, нога была37 размера, большие очки, поэтому в этой справе я напоминала напуганную белую полярную сову, которую кто-то по недоразумению, не иначе, поставил на гигантские лыжи.

Да здравствует работа!
Я старательно и шустро носилась по отделению старой застройки( Сталинка), наматывая километры.
Куда пошлют, и кто пошлет.
Оформляя, провожая, выписывая, обезболивая, разводя антибиотики, промывая шприцы, укладывая биксы и т.д.

Иногда мне казалось, что работаю я одна, но вокруг меня носились процедурная, перевязочная, старшая .

И лишь Галя спокойно сидела, "уча новобранца".
Вечером, часов в 11, забабахав все антибиотики , перевязки, вечерние капельницы, я увидела, как Галина, вытащив матрас и постельное белье, идёт ложиться.

Ошалев и открыв рот, я смотрела, как перед моим носом задвигается занавеска в сестринский закуток, и она говорит мне:" Так. Теперь твоя очередь пахать. Моя половина вся забита. Обычно мы принимаем пациентов по- очереди, но ты молодая, поэтому днём клали ко мне. Знай мою доброту. Сейчас- твоя очередь поработать"

Я почувствовала, как у меня сердце , пропустив удар, нехорошо ухнуло и забилось в районе матки...

Поток пациентов шел...
Вскоре были забиты все палаты и на моей стороне, и мне сказали, чтоб я разворачивала раскладушки...
Где ж их взять?

Я всю жизнь была очень стеснительной, и по юности боялась порой " Простите, который час" спросить,потели ладошки, а тут- раскладушки.

Выдохнув и собравшись с силами, я выбрала дяденьку с добрым лицом, который шел по коридору мимо...
"Не подскажете, мне сказали поставить раскладушки, а где их взять?"
" Где всегда...О! Так ты же - ребенок, ты не знаешь...
Пойдем, я покажу. В своем отделении заведующий должен знать, где находятся раскладушки"- это был зав.отделением.

Шеф был бывшим военврачом, оттарабанившим в ВМФ и имел звание полковника
Он, действительно, отлично ориентировался, что и где лежит в его отделении, и бодро достал мне раскладушки.

У меня упало сердце.
12 штук...
С этим я кое-как справилась.
На мое счастье, мне объяснили, что после операций не все идут в отделение, а некоторые- в реанимацию
И вот поступила бабуля, которую я лично, отклизмив, побрив, сделав все пробы и взяв все анализы, свезла в операционную, откуда она должна была идти в интенсив.

Часа через два я увидела, что ее везут обратно. Ко мне.
Запаниковав, я начала уточнять, что случилось.
"Умирать привезли. Тромбоз. Гангрена кишечника. Обезболивай и жди! Капельницу меняй"

Я без сил опустилась на стул.
Как это, "умирать?" Почему?
Как я буду "ждать"?!
Ждать пришлось не долго.
Бабушка всё- таки умерла.

Точно помня, что мне рассказывали, что ее "нужно оформить", я тихонько пробралась к Галине Станиславовне, и, разбудив, спросила, что мне делать?
" Ты кто?"- спросили у меня.
"Я- Наташа, новенькая"- пролепетала я-" сестра Наташа"
" Ах, сестрааа!"- протянула Станиславовна-"Так иди, и работай, сестра. И оставь меня в покое, это- твоя работа, и тебе я не обязана зарабатывать твою зарплату"

Я поплелась на свое место.
Забившись в угол, я разрыдалась от обиды и ужаса.

Мне было 17 лет, я никогда не видела, чтоб умирали люди, я хотела стать учительницей русского и литературы, я люблю стихи, я пишу сочинения всем и на любые темы, у меня лучшие эссе, и мне походя привезли человека,сказав, "жди, когда умрет", медицина- не всесильна, у меня болит голова, дрожат ноги и руки, нахрен я вообще поперлась в эту медицину, на хрена мне повышенная стипендия, зачем я училась, я же не могу работать, я боюсь колоть людей, иглы тупые, их точить вон, целую кучу, ещё мыть и кипятить три стерилизатора, пациенты поступают, я ни на что не годная соплюха, жизнь моя закончилась, не начавшись...

Рыдала , как мне показалось, вечность.
Очухалась, когда почувствовала, что меня тронули за плечо.
Надо мной склонилось создание в красном байковом халате, их выдавали на ночь сестрам, я пока такой не заслужила.

"Эй, ты кто, новенькая?"- у чуда была манерно отставлена ручка с зажатой сигареткой. Чисто таперша в исполнении Раневской, только та гоняла сигарету из одного угла рта в другой.

"Я- Наташа, сестра"- всхлипнула я
"А воешь чего? Бабушка сдохла, да?"- участливо спросило чудо.

Я закивала лихорадочно.
" А я думаю, дай пойду, гляну, что тут творится. Она же ко мне должна была поступить . Я- Ирка, с реанимации.
Я- проститутка, тут сестрой на ставку подрабатываю, тебя ещё просветят... Галька где? Дрыхнет, как всегда?
Подставила тебя, значит...
Ничего, щас все оформим в лучшем виде.
Бланки- тут. Клеёнка на бирки- тут.
На бирках пишешь ФИО, и все остальное по протоколу.
Докторов щас поднимем, пусть грузят"

Ирина бодро двинулась к ординаторской, я хвостиком поплелась следом.
Завалив, как к себе домой, растолкала хирургов: "Иваныч, Сергеич, Саша, подъем! Бабка преставилась, грузить на раму нужно, давайте, давайте, быстро!
Девочка маленькая , мы вдвоем не сможем"

"Иирааа! Ну, 5 минут!"
" 5 минут не спасут. Поднимаемся, и помогаем безвозмездно"
Хирурги (!!!) потянулись на выход.
" Ну,чо, раз- два, взяли"- бабулино тело перегрузилось ,как невесомое, на раму.
"Спасибочки наше вам от души"- Ирка была сама любезность.

Место освободилось , можно было намывать для следующего пациента.
Но, видимо, небеса сжалились надо мной.

По коридору устало топал шеф.
Увидев меня, остановился:" Тебе лет-то сколько будет?"- эстонский акцент стал слышнее
"17 мне"- я отчего- то шептала.
" Ты вот что... Ты- маленькая пока. Рановато. Но ты, все равно, послушай меня. Ты не должна умирать с каждым пациентом. Их у тебя будет много.
А ты ещё должна жить. Я видел, как ты плакала. Это пройдет.
Если нет- ты умрёшь.
Ты должна стать сестрой, ты должна стать очень хорошей сестрой, тебя как звать?"
"Наташа"
"Запомни, что я тебе сказал, сестра Наташа"

Утром была первая в моей жизни пятиминутка.
После меня проводили к завхозу.
Там я получила первый в своей жизни красный байковый "нулевый" халат.
И меня представили, как "новую сестру".

Надо мной взяла шефство процедурная сестра Валя, помню я ее всю мою жизнь.
Умению быстро работать я училась у нее.

Она звала меня "наш ребенок"
И вообще, после родной хирургии, куда бы меня не забрасывала жизнь, мне казалось, что все это- тьфу, семечки, по сравнению с нашей "конефермой"
Мама долго убеждала меня сменить сферу интересов и пойти, "как все нормальные люди", работать в поликлинику.

" Со шприцыком, в беленьком халатике"-тут я упёрлась, как слон. Я буду работать в хирургии, или не буду вообще.

Ирина...
Она до сих пор в памяти,она была и осталась очень добрым человеком.
Конечно, потом, кривясь, меня "просветили", чем именно она зарабатывает на жизнь. Мне было все равно

И мне уже было все равно от слова "совсем", потому что сравнение Иры с иными "порядочными женщинами" было не в пользу последних.

Она вышла замуж, родила ребенка и ушла из медицины.
Я ее встретила несколько лет назад.
Уже не такая красивая, располневшая, она все равно в памяти моей осталась "чудом в красном халате", доброй и человечной и порядочной.

"Смещение шкалы ценностей", наверное.
Но это уже не важно.
Тогда мне было 17.
Сейчас- без малого 50.
Вся жизнь, практически.
А как вчера.