Восемнадцатилетний воин

Лина Родина
             Вчера была на Пасхальной службе  в нашем маленьком старом Кафедральном соборе Михаила Архангела. Известно, что служба  начинается в полночь и длится до утра, но мы с племянницей Юлией пришли пораньше, чтобы успеть написать поминальные записки о здравии и об упокоении. Пока Юля стояла в очереди за свечками, я решила записать на листочек имена усопших родственников, но с ужасом поняла, что оставила дома очки и сделать этого самостоятельно, не смогу. Увидев моё замешательство, служительница храма, собирающая деньги за поминовение,  предложила помощь.

- Диктуйте имена, я запишу. Первым, без раздумий, я почему-то продиктовала имя моего дяди, старшего матушкиного брата, которого мне не довелось узнать. Он, вероятнее всего, убиенный воин Великой Отечественной Войны 1941-45 года. Почему вероятно? Потому что – рядовой Косенок Николай Дмитриевич,  1923 года рождения, пропал без вести  в феврале 1944, когда до моего рождения оставалось тринадцать лет.

            - "Воин? Воина запишем в этот списочек" - сказала свечница и написала имя моего погибшего родственника в отдельный список, наполовину заполненный чьими-то именами

-а почему в отдельный список?

- Православные воины, исполнившие свой священный долг перед  Отчизной, положившие душу свою на поле брани, с особой любовью почитаются Церковью. Поэтому проводится особое поминовение воинов, которые отдали свои жизни за веру, Отечество и народ. Также за всех людей, мученически погибших в годы Великой Отечественной войны.
 
            Вот и я  именем  дяди Николая Дмитриевича, с которым чувствую незримую связь,  начинаю писать мои поминальные записки.
          
             О дяде Николае знаю мало и то, только  по рассказам  мамы и бабушки. Они не любили говорить о погибших, которых много было в не только в нашей, но и в каждой семье. И о войне  они не говорили – из скромности, или  из осторожности, а может потому, что правда о была слишком ужасна, и мы к ней были абсолютно не готовы. Да и что можно рассказывать о дядюшке, кроме того, что он был добрым, нежным, весёлым и трудолюбивым юношей.  Ему было всего 18 (восемнадцать) лет, когда началась война.
            
              В первых рядах, в первых числах войны, его призвали на фронт. Совсем мальчик, молоденький невинный, не узнавший любви к женщине, он погиб за более высокую любовь к Родине,  погиб за её свободу.  С нарисованного портрета на меня смотрит красивый юноша. На фото он выглядит значительно старше, чем  успел прожить.  Он прожил всего 21 год. Сейчас мне даже страшно подумать о том, через какие испытания довелось ему пройти, и в каком раннем возрасте погиб мой  кровный родственник, мой дядя Николай Дмитриевич. Где, на каком фронте, и в каких войсках он воевал, найти не удалось, хотя после войны его мама и моя бабушка Мария Николаевна искала сына, запрашивала  военкоматы и даже Центральный архив Советской армии.

                У нас же в память от Николая остался  портрет, на котором он запечатлён вместе с моей мамой. Этот портрет всегда висел  в отчем доме в городе Называевске Омской области. После смерти родителей, он перешёл по наследству к моей старшей сестре Светлане. Сейчас старый, пожелтевший снимок хранится у её дочери, моей племянницы Юлии.  Она  трепетно относится к фотографии, бережёт её.  А вот письмо - извещение от военного комиссариата, о том, что рядовой Косенок Николай Дмитриевич,  1923 года рождения, пропал без вести  в феврале 1944 года, не сохранилось. Не знаем мы так же, писал ли письма сам Николай, кому-нибудь, например, своей матери, моей бабушке Маше с фронта. Писем не видели, не читали, не говорили о них в семье.
            
                Упокой, Господи, душу раба твоего Николая! И прости меня дядюшка, за то, что не знаю, где могила твоя. Прости за то,  что не принесла ни разу на холмик к тебе цветы, не зажгла на нём свечу, не поплакала о загубленной душе твоей.  Но знай, ты не  забыт  нами и память о тебе сохранится, пока будем живы мы, твои родные.