Василий Суриков. Боярыня Морозова

Геннадий Мартынов
Вот кто бы, кроме специалистов-историков, знал бы  сегодня, кто такая была боярыня Морозова, если бы не художник Суриков и эта его картина. Потому как в истории старообрядчества были и куда более яркие личности.  А картина известна всем. И теперь мы знаем, не только эту боярыню, чье имя стало едва только не нарицательным, но и видим её как бы в живую. Правда в реалии она была совсем не такой, потому как сам художник её не видел никогда. Да и как бы он мог её видеть два века спустя представленной картины. Но это неважно. Художник и не стремился нам дать точный портрет своей героине. Он судил её по её делам  и превосходно сделал исторический образ этой несчастной женщины. И этот образ должен был соответствовать тому представлению, которое вольно или невольно мы сами для себя нарисуем.

   Но художник дал нам не только художественный лик женщины с фанатичным огнём в глазах, но и все, что вокруг неё. А вот тут всё правда. И заснеженная Москва, и сани – розвальни, и одежды всех персонажей да и лица всех участников этой сцены. Всё правда до малейших деталей. Мы погружаемся в это время. А это середина 17 века.
 Кстати все лики на этой картине списаны с живых людей после тщательных поисков и отбора художником.

                *****

   Да,  вот видим на картине Морозову, вернее видим её такой, какой нам её представил художник во всем его стремлении передать всю эту историческую правду во всем её накале драматизма. И хочется её пожалеть. А она была женщиной совсем не бедной, а очень даже богатой. И не только это. Она была в том самом верхнем слое, который правит страной. Вот посудите сами.

   Родилась в Москве в 1632 году. Принадлежала к родовитой боярской династии Соковниных. Её отец Прокопий Фёдорович был окольничим. И был в родственной связи с первой женой царя Марией Романовой в девичестве Милославской.  Окольничий – это особа приближённая к царю. Он второй по чину после члена боярской думы. И сама она входила в число придворных.

   Она вышла замуж в 17 лет. Нормально по тем временам. Муж – Морозов Глеб Иванович. Так девушка Соковнина стала всем известной боярыней Морозовой. И муж тоже был представителем знатного рода. У него была обширная богатая усадьба Зюзино под Москвой. Сегодня это Москва. Там стоит церковь Бориса и Глеба – памятник архитектуры. Глеб служил спальником.  Спальник – тоже высокий пост, он  дежурил в комнате государя, раздевал и одевал его, сопровождал его во время поездок. Большой человек.


    И сама Феодосия Морозова  обладала большим влиянием на царскую семью. Была приближённой к царю. Да ещё и как богата. У неё было несколько усадеб. Но поселилась в Зюзино. Это была роскошная усадьбы, устроенная, как ни странно, по западному образцу. Полы мраморные. А в саду разгуливают павлины. У неё было 8 тысяч душ крепостных. И в Зюзино ещё было более 300 слуг. А какой экипаж-карета, украшенная мозаикой и серебром.  И какой выезд. По Москве. Это же было целое зрелище. Спектакль, на который сбегалось посмотреть половина города Москвы. Представьте себе 12 лошадей с гремящими серебряными цепями впряженных в эту карету. И при этом её сопровождают сто слуг, а то и более. Целая вереница-кортеж.

Ну и казалось, что ещё надо. Живи – не хочу. Есть все, что душа не пожелает. Но у неё есть ещё вера. Глубокая и страстная. Не приняла она реформы патриарха Никона.  Да, она богата. А дом её полон страждущих, нищих, юродивых. Она не жалеет денег на милостыню. А это не всё. Её дом – это ещё прибежище приверженцев старообрядчества. И молятся они по древнерусским канонам у старообрядческих икон. И она общается с протопопом Аввакумом – с вождём всех тех, кто не принял реформы. И носит она как исподнее власяницу. Для усмирения плоти. А что это такое – власяница. Давайте узнаем.

 Это «длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Рубашка из простой ткани, часть православного монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. Надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении». Морозова носила эту рубашку всё время. А поверх - привычные боярские одеяния из шёлка, парчи украшенными всякими драгоценными камениями. А что это означает? Только то, что духовное в себе они почитала как нечто высшее над плотью.
 
Алексей Михайлович, царь всея Руси, был прекрасно в курсе всех дел. Ещё бы ему этого не знать. Она приближена к трону и  к тому же близкая и лучшая подруга его жены. Что же делать? А он как известно Тишайший. И очень терпелив. Но такое поведение подруги жены ему совсем не нравится. Ведь реформы Никона – это была такая государственная акция. А государство – это он, царь.
                *****

   Но вот наступил перелом. Умерла Мария – жена царя, давшая  ему с десяток детей, включая царевну Софью. А дальше совсем по сказке Пушкина.

Долго царь был неутешен
Но как быть? И он был грешен.
Год прошёл, как день пустой,
Царь женился на другой.

Другой была Наталья Нарышкина. И началась драма. Образовалось два клана. С одной стороны – царевна Софья со всем выводком братьев и сестёр от первого брака её отца. С другой -  все те, кто  сосредотачивались вокруг новой царицы. А что делать – всем приходилось выбирать. И между кланами началась бульдожья борьба. Нормально. Старообрядцы тяготели к Софье. И Морозова тоже. Она даже не пришла на свадьбу Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. Повод был. Дескать, ноги заболели. А это было очень серьезно, это была обида. Это в сердце запало.

И что же из этого следовало? А то, что прежнюю покровительницу и защитницу в лице прежней царицы Марии она потеряла, а царь, который и без того имел зуб на неё, почувствовал,  что руки для выхода злобы оказались развязанными. Зло искало выхода.  Хоть и было у него прозвище Тишайший.
 
  В скобках скажем, что напрасно старообрядцы поставили на Софью. Стрелецкие полки почти сплошь были из старообрядцев. И однажды они оказали Софье Алексеевне услугу неоценимую во время бунта первого. Благодаря им её не отправили  в монастырь. Осталась она  при  власти в Кремле регентшей при двух малолетних братьев, Ивана и Петра.Два царя.
 
   После удачно совершившегося бунта  стрельцы пришли к Софье в Грановитую палату Кремля во главе со своим вождём Пустосвятом. Это был такой жилистый, крепкий старик - фанатик покруче Аввакума. Посмотрите другую картину на ту же тему художника Перова. «Спор о вере». Посмотрите и вы почувствуете наглядно весь накал противостояния между раскольниками и властью. Там всё сказано и всё понятно. Понятно не только мыслью, но и чувством. Захватывает. А она большая, эта картина. Она даже и не меньше «Боярыни Морозовой» А по накалу страстей и  трагизма , по – моему, даже и превосходит. Не знаю почему, но картина Перова менее известна. Но вы всё равно  посмотрите. Я даже отдельную статью ей посвятил, которая так и называется. «Перов. «Спор о вере».

    Плохо кончился этот спор для смутьяна-раскольника и его сподвижников. Отрубили голову Пустосвяту на Красной площади на Лобном месте уже на следующий день после спора.  Потому как Софья – это была уже власть. А власть властно и должна поступать. Иначе что же это за власть такая.

                *****
               
  Тут у нас может возникнуть вопрос, а что же это были за реформы, почему церковь наша православная так раскололась? И почему последствия их были столь трагичны?  Всё это можно найти в Википедии. По-моему, речь в них шла о какой-то ерунде, не совсем всеми нами сегодня понятной. Ведь основы веры не были затронуты. Библия всеми была признана. Все догматы и молитвы -  все те же. Ну какая разница, сколько раз произносить Аллилуйя, два или три раза. И как ходить в ходах крестных – по солнцу или против. Как писать имя Бога-сына  iсус или iисус. Творить крестное знамение двумя или тремя перстами?. Делать поклоны с колен или в пояс?  И  это почти всё!

   Да вот ещё и ошибки. В течении веков священные тексты писались и переписывались не всегда сильно грамотными монахами. И, понятно, что в эти тексты вкралось не мало ошибок. И их надо было поправить. А книгопечатание уже было изобретено. Да только править в соответствии с какими текстами? Византийскими или греческими? Византийские были более древние. А переписывать стали с греческих образцов. Царь Тишайший был грекофилом.

       «Оставить как есть, - возопили старообрядцы. Не трогать. Новоделы нам не нужны» И после этого всё пошло –поехало. В глазах современного человека, даже и верующего, но не слишком отягощенного знаниями религиозной обрядности, - всё это галиматья какая-то или даже шаманство.
    
А для верующих того времени реформы Никона – это богомерзкое святотатство. И для Морозовой тоже. Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили строптивую бабу и убедили принять новую веру. Но все было тщетно: Морозова стояла на своем.

                *****
    И вот  терпению Алексея Михайловича пришёл конец. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была она и сестра боярыни княгиня Урусова. Пришли с допросом. Чтобы поставить точку в их отношениях с царем. А они чай пили. А потом улеглись не раздеваясь в постель, час был поздний, и отвечали на вопросы лёжа, показывая тем самым всё своё презрение к посланникам царя. Зря они так. Потому как  после допроса сестёр заковали в кандалы, оставив пока под домашним арестом. А через  два дня Морозову перевезли в Чудов монастырь. Вот этот эпизод и представлен художником на его картине.

Вот как описывался этот эпизод: «Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью на вые (шее) сложила длань в двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».

     Нам  надо вспомнить, что Чудов монастырь находился в московском Кремле. Самым знаменитым монахом этого монастыря был до боли известный Гришка Отрепьев. И в нем же был уморен голодом поляками  патриарх Гермоген, чьё бронзовое изваяние мы увидим сегодня в Александровском саду. Вот и Морозову тоже в кандалах посадили в тот же монастырь.
   
   А потом сестёр перевели в  Ямской двор. Вот там за них взялись по-серьёзному. На дыбу обеих. А что такое дыба? Не все знают. Это два столба с верхней перекладиной. Жертве заводили руки назад, связывали и подвешивали таким образом к перекладине. К ногам иногда подвешивали груз. Руки  выворачивались назад и выходили из суставов, пытаемый висел на вывернутых руках. Но этого мало. Били кнутом, водили по телу горящим веником, ломали рёбра раскалёнными клещами.

    Нет,  бедным сёстрам рёбра не ломали. Но и одного висения было более чем достаточно. Перенесите-ка эти муки на себя. Но не сдались сёстры, не отреклись, не отказались они от своих убеждений и веры. И что делать? Не поверите, но сжечь собирались их. И Тишайший был не против.  То есть к ним, к женщинам,  применили бы более жуткую казнь, чем к разбойнику Стеньке Разину, которому просто отрубили голову.
 
    И уже готовили, можно сказать, кострище для этого жуткого зрелища, но встряла царевна Ирина Михайловна, сестра царя. Сестёр Евдокию и Феодосию сослали по приказу царя, проявившего великодушие, в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточили  в земляную тюрьму. И в этой дыре боярыню сознательно уморили голодом.  Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года. А вот слуги её в количестве 14 человек, такие же старообрядцы-раскольники, за несколько месяцев до  кончины боярыни, были все-таки сожжены в деревянном срубе.

                *****
               
    А потом начались гонения и репрессии, выражаясь современным языком. А ко мне по этому поводу приходят такие странные мысли. Церковь наша в лице главных её понтификов, да и не только, жалуется со всею слезою на глазах на то, как она, церковь, вся как есть была подвергнута жутким преследованиям и гонениям в послереволюционные годы.

     Я как-то был в Суздале и увидел там очень большую красочную икону. Очень большую,  современную икону не так давно написанную. И вся она со своим главным сюжетам и всеми клеймами,  расположенными вокруг, рассказывала своими живописными видениями о  страданиях и муках неслыханных со стороны красных дьяволов в буденовках и звездой во лбу.

     Вообще-то все злые силы и сам дьявол живописуют на иконе всегда в черный цвет. А здесь – цвет красный. Хотя это против канона. Потому как все великомученики и святые канонизированные должны были быть облечены в одежды красные. Красный цвет – это цвет мучеников, страдальцев. Это цвет крови, пролитой во имя веры христовы. А тут на иконе красногвардейцы. Нелепица и абсурд.

    Ну да ладно, это не такая уж большая деталь. Главное в другом. Современная церковь тщательно затушёвывает совсем не деталь, а то как она сама  преследовала своих недругов. И даже не басурман и иноверцев, а как раз единоверцев – христиан, православных, возжелавших всего-то осенять себя крестным знамением не тремя, а двумя перстами. А два перста означали всего лишь двойную природу Богочеловека.

   И что ж с ними делали? Ведь это изображение на картине Сурикова – всего лишь мелкий эпизод. Только факты. В феврале 1656 года, в Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто совершает крестное знамение двумя перстами. В апреле того же года патриарх Никон созвал собор русских епископов, на котором все крестящиеся двумя перстами были отлучены и прокляты.

   Началась, можно сказать, религиозная война. Первым восстал Соловецкий монастырь. Мы-то знаем этот монастырь только место как первого лагеря Гулага. А у него есть и другая история. История про то, как церковь преследовала и казнила своих даже и не противников, а инакомыслящих, то есть тех же диссидентов. Давила так жестоко и бесчеловечно, что куда там большевикам. 

  В 1657 году в монастырь прислали новые служебные книги, а монахи и насельники монастыря отказались от них, и продолжали проводить богослужение по старым книгам.  Да ещё и стали писать челобитные в защиту старых богослужебных чинов. А это уже было серьёзно.

   А дальше в 1667 году  состоялся Большой Московский Собор. Он предал анафеме даже и не вероотступников, а старообрядцев. И послали в монастырь нового настоятеля Иосифа, дабы он там порядок навел. А упрямцы монахи не только его не приняли, а прогнали взашей, как еретика. И избрали своего архимандрита Никанора. А это уж совсем серьезно. Сиё действие уже подпадало под определение бунт.

    И как следствие ответный и предсказуемый шаг со стороны правящей власти. Было послано войско для усмирения непослушных монахов. Монастырь был осажден. Сначала осада велась как-то слабо, вяло и нерешительно. Всё надеялись, что одумаются строптивые монахи.  Но со временем ситуация все более ожесточалась. В ход пошли пушки.

   Осада шла долго и упорно.  В течении нескольких лет. Наконец монастырь был взят. А потом … А потом начались казни. Лютые и жуткие.  На следующий же день. Сидельцам - монахам рубили головы, их сжигали, их вешали на деревьях, а ещё и топили в прорубях. А ещё и вешали железными крюками под ребро. И так вот они умирали. А за что? А только за то, что они хотели, как и прежде,  креститься двумя перстами и ходить крестным ходом по солнцу.

    А потом Соловецкий монастырь стал ещё и тюрьмой. Задолго до большевиков.  Крепость на острове в очень студёном море. Не сбежишь.

                *****

     И так повсюду. Так по всей стране.Вот ещё один факт. 1672 год — при штурме Палеостровского монастыря погибло  до 3000 старообрядцев. Согласно старообрядческой точке зрения (изложенной в начале XVIII века), старообрядцы заперлись в церкви, а затем сгорели, из-за пожара при обстреле церкви новообрядцами.

   А вот и ещё факт. В 1734 г. старообрядцы на Ветке приняли через миропомазание епископа Епифания, который в течение года поставил 14 священников; затем поселение старообрядцев было окружено царскими войсками; все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены; было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы за церковные службы, увещевали принять «православие», содержали скованными в цепях, посылали на непосильные работы. Всех же жителей Ветки было захвачено сорок тысяч человек — мужчин, женщин и детей. Их сослали в Забайкальский край, в Восточную Сибирь, за семь тысяч километров от Ветки. Епифаний был заключен в Киеве в Печерскую крепость, где вскоре и скончался.

   В 1672 году в Нижегородской области произошёл случай самосожжений, в результате которого сгорело «тысячи с две» старообрядцев. По другим источникам, массовые самосожжения на Волге начались в 1675 году, когда в районе Нижнего Новгорода, особенно по реке Кудме добровольно сгорело до 2 тысяч старообрядцев. А есть и ещё, и ещё подобные факты. Их можно множить и множить. 
                *****

     Повторю, в наших глазах вроде бы дело и яйца выеденного не стоило. Может быть и да, но только если бы оно не касалось  самого святого, что есть в нас. То есть души. То есть веры. В ней каждая деталь, даже и самая мелкая важна. Потому как, если изъять или переменить волевым решением самое мелкое, то и существование всего здание веры  ставится под вопрос.

Боярыня Морозова так бесстрашно идет на лютую муку и этим будит в нас сочувствие к подвигу. Это было созвучно времени. Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу
Без веры нет человека. Без веры жизнь человеческая обессмысливается. Во имя веры человек может претерпеть любые муки и даже пожертвовать собой. Если он человек. И при этом не важно, во что верит человек.  В какого Бога он верит. Плохо другое. Это когда начинают убивать, потому как ты веришь в другого Бога, или даже веришь в того же Бога, но как-то не так, как нужно.  Я думаю так, что через воззрение на эту картину, мы должны прийти именно к этой мысли.