Дружба как подарок Судьбы...

Валентина Баскакова
30.04. - 40-й день со дня смерти Евлалии Семёновны Степановой. Она прожила достойную жизнь, скончалась в возрасте, до которого редко кто доживает. Не стану утомлять читателя рассказом о её жизни, ибо всего лишь 4 года назад, к её 95-летию, писала о ней подробную статью: http://www.proza.ru/2017/04/18/145. Всего 4 года назад... Очень быстро, стремительно угасала Евлалия Семёновна. Упало зрение, а с наступившей вечной ночью обострилась и глухота. Как она сопротивлялась угасанию!

"Я тренирую память, - рассказывала она, - когда не могу уснуть, вспоминаю по алфавиту все города СССР. Назови мне любую букву, а я буду перечислять города". Я с удивлением и восхищением слушала названия городов страны. Она так радовалась каждому моему приходу! 14 января, в день её 99-летия, я приехала рано, часов в 8. Вошла одна из её приятельниц по приюту, чтобы поздравить соседку, а Евлалия Семёновна, выслушав её и извинившись, попросила подойти попозже:"Ко мне настоящий человек с воли пришёл!"

Самым главным утешением и богатством для неё в преклонном возрасте была беседа, общение, причём разговаривать она могла на любую тему: от новостей посёлка и деревни до новостей в стране и в мире, интересовалась текущей политической обстановкой. А как она мудра была в проблемах нравственного характера! Я благодарна судьбе за подарок - общение и дружбу с этой удивительной мудрой женщиной. В феврале по просьбе Тамары Викторовны Шумковой я записала рассказ Евлалии Семёновны о работе в Пучуге. Нынешний год объявлен годом театра, и как нельзя в тему сегодня этот рассказ, потому что бывшая учительница рассказывала об увлечённости театром, о том, как театральная деятельность помогала ей в воспитательной и учебной деятельности.

А как Евлалия Семёновна готовилась к рассказу! Она просила меня дать ей задание, чтобы к следующему моему приходу она могла подготовиться. Будучи слепой, она строила рассказ в уме и говорила по памяти, как будто с листа читала! Я записывала вслед за ней, а когда она отдыхала, оформляла и прочитывала ей записанное. Она или оставалась довольна, или поправляла меня, дополняя. Так родился и этот рассказ.

"...До 1937г семилетнее образование не было обязательным. Количество учащихся в школах увеличилось после 1937г в связи с введением обязательного семилетнего образования. В 1939г сняли бронь на воинский призыв учителей-мужчин. Пучужская школа, в которой учителей-мужчин было много, оголилась. Так же было и во многих других школах района.

Нас, закончивших Верхнетоемскую среднюю школу в 39-ом году, отправили на 10-месячные учительские курсы, по окончании которых в Пучужскую школу приехали я, учитель с правом преподавания математики и физики, Анна Архиповна Рычкова, математик, Нина Николаевна Маланьина, учитель русского языка и литературы, с которой мы были очень дружны. Нас поселили в квартиру, которую раньше занимал И.И.Панов - он стал заведовать РОНО. Директором школы была Раиса Сергеевна Сенчукова, очень справедливый и порядочный человек. Горожанке Анне Архиповне не нравилось работать в сельской школе, а мы, деревенские девчонки, попали в свою стихию. Помню, в школе уже работала Клавдия Яковлевна Шукшина, она преподавала немецкий язык. Позже она работала в Верхнетоемской школе, но уже учителем начальных классов.

Ещё помню свою землячку, Ларису Степановну Чецкую, тоже математика. Её отец, председатель колхоза на Шорме, просил Панова перевести дочь в Корнилово. Панов удовлетворил просьбу. Но кажется, году в 1943г, в Корнилове вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Даже был временный госпиталь в Корнилове организован. Лариса была очень красива своей здоровой полнотой и выделялась среди нас: в войну я не помню полных людей, мы выглядели как доски, обтянутые кожей. Но, к великой нашей общей скорби, Лариса, единственный ребёнок в семье, умерла, заболев тифом.

Работать было нелегко, так как в связи с введением обязательного семилетнего образования в школу пришло много переростков. У меня в классе учились ребята 1922гр, всего двумя годами моложе меня и моих коллег учительниц. Держать дисциплину было трудно. Чтобы вы могли себе представить картину, скажу, что было нормальным явлением для учеников в Пучужской школе встать во время урока и пересесть без разрешения учителя, просто по желанию ученика, на другую парту.

Когда в 1940г мы приехали в школу, то вскоре состоялся выездной суд над группой старшеклассников. Подростки, прочитав книгу Стивенсона "Остров сокровищ", создали ещё в 39-ом году преступную группу, которая, в их понимании, вершила справедливость над недостойными людьми. Нет, никто не был убит, но некоторых избивали, обижали, отнимали вещи и деньги. Благодаря тому, что не было жертв, следствие пришло к выводу, что осудить членов этой группировки необходимо, но только условно. Некоторым был дан год условно, а другим два.

Я была в потрясении от развитого воображения подростков и, поскольку на курсах в Архангельске занималась в театральном кружке - нами руководила настоящая актриса драматического театра (забыла имя, но мне она казалась очень похожей на Марецкую), организовала театральный кружок в школе и труппу среди взрослых. Вот почему первый год был особенно трудным - я просто не высыпалась: уроки, проверка тетрадей, дополнительные занятия с отстающими, драматический кружок. Правда, потом началась Великая Отечественная война, и легче не стало. Прибавилось тревоги, ведь на войну призывали и наших бывших учеников. Так и не знаю, вернулись ли живыми с войны Женя Шнюков, Володя Автомонов, Кожевников (вернулся, вроде бы), из семьи Деревцовых был сын...

Помню, что ставили со школьниками спектакль "Орлёнок", "Мать..."(забыла, чья мать...) Драматический кружок способствовал установлению контакта с трудными подростками, ведь все хотели играть на сцене. Ролей всем не хватало, поэтому были и костюмеры - сколько натащили всякого барахла, так обсуждали наряды героев! режиссёры-постановщики готовили обстановку спектакля: например, делали печку из листов фанеры, рисовали окна на стенах... Всем хватало работы.

Благодаря заинтересованности игрой на сцене ребята старались в учёбе, с дисциплиной скоро тоже наладилось, так как никто не хотел вредничать человеку, с которым подросткам было интересно.

Скоро пришло уважение и со стороны взрослых. Помню, как ставили спектакль "Гроза" по пьесе Островского. Играя главную роль, я распустила свои длинные волосы, которые всегда прятала в косах. Пьесу ставили в бывшей церкви, освещение - лампы. Я играла выразительно, мокрые волосы были распущены чуть не до колен... Помню, как плакала одна из зрительниц: я, говорит, думала, что ты вправду утонула! ...Ставили пьесу "Воспитанница" - тоже по Островскому, и тоже успешно.

Вообще следует сказать, что место в Пучуге было шире, чем у нас в Корнилове, и, сердечно любя свою родину, не желая её обидеть, хочу выразить такое мнение, что в Пучуге было больше развития, того, что называют цивилизацией. Например, хотя бы взять танцы. В Корнилове я не видела, чтобы молодёжь танцевала кадриль, - танцевали "восьмёру", "метелицу"... Впервые я увидела кадриль в исполнении молодёжи Пучуги, и для меня это было таким открытием!..

Ко мне как-то приезжал художник Сюхин, я была учительницей его матери. Со словами благодарности и признательности приглашал он нас с сестрой Лидией, которая работала все военные годы на пучужском свекольном перерабатывающем заводе, совершить поездку в Пучугу, обещал показать места, знакомые нам с сестрой. Мы согласились, но, когда настала пора поездки, мне нездоровилось, и я отказалась. Не поехала и Лидия. Жаль, тогда я ещё видела и слышала хорошо... "
Записано 12.02.2019г

Читая рассказ Евлалии Семёновны, те, кто знал эту прекрасную женщину, помяните её в этот день добрым словом; те, кто учился у неё, гордитесь причастностью Ваших судеб с судьбой умнейшего человека; а кто не знал, восхититесь её умом и памятью. Вот и сороковины Вам, дорогая Евлалия Семёновна, от народа, частью которого Вы были...

Очерк напечатан в районной газете "Заря" от 25.04. 2019г