Ч. 1 Украдут Камчатку, а ты и не узнаешь

Владимир Врубель
«Украдут Камчатку, а ты и не узнаешь», - так или примерно так сказал император Николай I генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьёву. Впрочем, то же самое мог бы сказать и Муравьёв самодержцу.

Но начнём по порядку. Я отойду от общепринятой манеры написания исторических очерков, которые, как правило, начинаются с преамбулы из банальностей, хорошо всем или, по крайней мере, многим известных, а сразу перейду к существу дела.

Во время Крымской войны фельдъегери из Севастополя в Петербург скакали по разбитым российским дорогам семь суток и столько же назад с ценными указаниями для защитников города.

Ну, а о Камчатке нечего даже и говорить. О новостях на полях сражений Крымской войны император и высшие чины военного ведомства узнавали не от своих подчинённых, а из печати противника.

Телеграф тогда был по значению тем же, что для нас сейчас интернет и мобильный телефон. Вы страшно удивитесь, но Россия очень отставала в развитии телеграфной связи от других мировых держав, хотя, как прекрасно знают все патриоты, в том числе и на Прозе. ру, любое мало-мальски значимое открытие, о какой бы области науки и техники не шла речь, совершили именно наши люди.

В английских войсках, воевавших в Крыму, в 1854 году имелся военный телеграфный отряд под командованием офицера королевских инженеров. Он состоял из двадцати пяти человек, которых набрали из Королевского корпуса саперов, а также гражданских шахтёров, обученных инженерами компании «Electric Telegraph». Они обеспечивали работу первого полевого электрического телеграфа.

В конце 1854 года французы провели телеграф  к побережью Чёрного моря, все новости в Лондоне узнавали уже через два дня. В апреле 1855 года англичане проложили подводный кабель к Крымскому полуострову, и теперь новость о событиях на фронте достигала британскую столицу через несколько часов.

Севастопольский гарнизон узнал о смерти Николая I сначала от союзников, и только через неделю пришло известие из Петербурга. Точно так же русские узнали и об окончании войны тоже от своих противников.

Трудно найти человека, который никогда бы не слышал о концерне «Сименс» (Siemens AG). Когда англичане задумали провести телеграфную линию из Лондона в Индию, они обратились к выдающемуся немецкому инженеру Вернеру фон Сименсу, основателю фирмы «Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske».

В 1853 году русское правительство тоже обратилось к Сименсу для строительства телеграфной линии из столицы в Крым. Оно завершилось после окончания Крымской войны. Телеграфную линию из Лондона в Калькутту через Берлин, Варшаву, Одессу, Керчь, Тифлис и Тегеран стали строить в 1868 году.

Правительству Александра II пришлось согласиться с англичанами, что линия пройдёт по территории Российской империи, ничего не поделаешь, англичанам войну проиграли. В Петербурге открыли российское отделение компании Сименса, которое вместе со штаб-квартирой в Берлине отвечало за строительство наземной линии.

Филиал  компании в Англии занимался прокладкой подводного кабеля через Черное море и транспортировкой всех необходимых материалов в Россию, Кавказ и Персию.  Задача перед строителями стояла грандиозная.

Помимо технических проблем, пришлось переносить множество трудностей, не только связанных с климатом, рельефом местности, но и с «человеческим фактором» - воровством, недобросовестностью и даже сражаться с бандитами.

12 апреля 1870 года в торжественной обстановке была отправлена первая телеграмма из Лондона в Калькутту. Поаплодируем немцам и англичанам, но меня больше интересует история прокладки телеграфных линий по родной стране. Об этом я и собираюсь рассказать.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/04/29/1866