Аркаша Гофман

Николай Вознесенский
Как-то  зашёл  я  в  «Красный  уголок»  одного   из  подразделений  нашего  предприятия.  Было  это  в  1989  году,  осенью.  Там  проходило   открытое   заседание   партийного  бюро  цеховой партийной  организации.  Как  раз  в  этот  момент  рассматривали  общие  вопросы.   Слушали  вопрос   об  утверждении    характеристики  мотористу – матросу  Аркадию   Гофману  для   работы  на  судах  загранплавания.  Всё прошло  нормально.  Характеристику  коллектив  дал  ему  положительную, хорошую.
 
Уже  в  начале нового  года  я  встретил  его  на причале.
— Здравствуй   Аркадий.  Ну  как  твои  дела?  Открыли  тебе  визу?

— Нет,  вернули  документы.  Что-то  там  не  так,  говорят.  Это  всё  потому,  что  я  еврей.

— Что, тебе  так  и  сказали  эту  причину отказа?

—  Да  нет.  Бюрократы  нашли  там  какую-то  заковыку.

— Так  ты  исправь  и  подай  документы  заново.

В  течение  года  я его  три  раза  спрашивал,   открыли  ли  ему  визу.
Ответ  каждый раз  был  один  и  тот  же.
— Это  потому,  что я  еврей,  вот  и  находят  всякие  причины.

Он  эту   обидную  «причину»   постоянно  называл     тем,  с  кем  работал.   В  коллективе   ему  сочувствовали.

В  1991  году  я  его  опять  встретил  на  территории  управления  предприятия.
— Привет,  Аркадий.  Ты  разве  не  пошёл  на  суда загранплавания?
Ведь  сейчас  уже  никаких  характеристик  не  надо.  Получил  загранпаспорт  и  вперёд.

Его  ответ  меня  ошеломил.

— А  я  и не  собирался   за  границу.  И  не  собираюсь  ходить  в  загранплавание. 

— Ну  тогда  всё  ясно.  До  свиданья.

Даже  вот  такими  мелкими  подлыми  способами   противники  Советской  власти  настраивали  против  неё  людей.