Устройство-110

Андрей Звягин
     Стол нашего начальника с секретом. Точнее, как бы с секретом. Есть такие секреты, о которых все знают, но притворяются, что не верят в них. Проще так жить.

     Машина хитрая в нем установлена. В правой части. Слева, как и полагается, выдвижные ящики, а справа – механическое устройство, под сейф от народа замаскированное. Называется оно – «устройство - 110». Стандартное, типовое, у многих начальников стоит. Само по себе работает, запустить только надо.

     Вставишь ключ, откроешь дверцу, а за ней ржавая кнопка и несколько тумблеров.
Простое, на самом деле, это устройство. Очень простое. Печатная машинка сложнее. Да оно, если задуматься, тоже печатная машинка! Десяток-другой штампов внутри, ставит их на бумагу, и рассылает почтой.

     Приходят бумаги в отдел, и написано там, какой начальник хороший, и как плохо без него. Враги, мол, не дремлют, хотят добиться, чтоб наш отдел расформировали, и только мудрость руководителя позволяет противостоять вражьим козням. Имя начальника в документах вписано другим шрифтом. Конечно! Текст-то не нов, а руководство худо-бедно меняется.

     Ахинея, разумеется, полная. Одна и та же столько лет! Но машина без стеснения строчит горы бумаг о пользе любви к руководству, об опасности думать самому, и забивает головы, как мусорные корзины.

     Приятные слова часто пишет. Прочитаешь, и вроде ты уже не маленький клерк, а часть чего-то большого, грозного и непонятного. Внушающего страх соседям! И себе, кстати, тоже. Причем в первую очередь. Но нам и это по душе!

     Легко догадаться, что машина работает. Но не замечать ее тоже легко, на то она и рассчитана. Работает – и пусть! Какой же отдел без этой  штуковины! Политика – она такая, всякий знает. Во вражеском, наверное, тоже своя работает. Мы должны отвечать на происки!

     Польза от устройства есть. Например, у нас в кабинете, где все чиновники, потолок протекает, вода течет. Сидим под зонтиками, денег на ремонт нет. Привыкли, но все-таки. Даже телефоны начали требовать ремонта! Поднимешь трубку, а он, прежде чем соединить с нужным номером, костерит тебя минуту, когда ж, говорит, потолок починится, трусы несчастные. Но отвлекает машина от неприятностей, от того же протекающего потолка, от телефонов, обзывающих словами обидными. Тех, кто поумнее, отвлекает меньше. А большую часть населения – великолепно! Не замечают они, что вода им за шиворот льется, читают с улыбкой хорошие новости. Но никто умным не виноват. Никто не заставлял их быть умными. 

     Совсем немного денег требовалось на ремонт, да уходили они на кабинет начальника. Мебель он менял часто. Надоест одна – другую купит. Кто ему запретит!

     Однако прошлый руководитель, надо сказать, включал машину редко. Не о людях заботился, просто не обращал ни на что внимания. Выпивал, молоденьких сотрудниц к себе водил. Оттого и сняли? Подчиненные мало на что влияют, но иногда может кто-то жалобу незаметно написать, еще что-нибудь придумать. Взбунтоваться осторожно. Так, чтобы никто не видел. По-нашему взбунтоваться, жалобно и умоляюще. Порой и палка стреляет.

     Когда пришел новый начальник, Игорь Сергеевич, главный вопрос у нас возник  – включит ли он устройство. Потому как, если включит, потолок будет течь по-прежнему, и все поверят, что без этого не обойтись.

     Отправили меня, как самого старого, знакомиться с ним, разузнать, что к чему. Поглядел я на него, махонького и лысого, но молодого и амбициозного, и все понял. Сидит он горделиво в кресле кожаном, а то не кресло – трон! Утонуть можно в мягких подушках, не видно на них человека. Тонет все человеческое, такое ненужное на высоком посту, как в болоте. Вцепился новый начальник в подлокотники будто клещ, ни за что не отпустит, все силы приложит, чтоб подольше между них оставаться. 

     Но остальная мебель ему не понравилась! Спрыгнул на пол, подошел к шкафу, потрогал и скривился, не те, похоже, тактильные ощущения. Не соответствуют статусу! Срочно менять, срочно!

     Испортилось у Игоря Сергеевича настроение, махнул он рукой, ступай мол, я в печали. 

     Взгрустнулось и мне. Ясно, откуда деньги на мебель брать будет. Из наших карманов, откуда же еще. Какой ремонт! На еду бы оставил! А что нужно сделать, чтоб мы не роптали? Правильно, устройство включить. На кнопку нажать. Одно движение пальчиком. Что ему помешает? Да ничего. Нет у начальника других ценностей, кроме любви к власти и к роскоши.

     Вернулся в отдел, развел руками. Поняли все, что нас ждет, тоже вздохнули, и отправились под зонтики работать. А уже через минуту посыпались из почты ворохи бумаг с такими знакомыми словами.