Так говорил Заратустра - 4

Филун Джарин
                О старых и новых скрижалях

1.

Сижу и жду. Я отбросил старые убеждения, а новые ещё полностью не осознал.
 Когда это произойдёт?

Когда наступит время моего нисхождения к людям, час  подведения итогов моей
 жизни? Не знаю пока этого, поэтому и расскажу о себе.

2.

 Когда пришёл я со своими знаниями к людям, то увидел их заблуждения
относительно добра и зла. Утомительным для них был разговор о добродетели. Никто,
 кроме Созидающего не знает, что добро, а что – зло, ведь он их создал.

Я велел людям отказаться от все прежние учения о добродетели, всех святых, поэтов
 и пророков.

3.

Там же подобрал я на пути слово «Сверхчеловек» и утверждение, что человек есть
 нечто, что должно преодолеть,(как стать сверхчеловеком):

— что он есть мост, а не цель; что прославляет он полдень и вечер свой, как путь
 к новым утренним зорям:

— слово Заратустры о Великом Полудне, что вознес я некогда над людьми, подобно
 второй вечерней заре.

Поистине я дал им увидеть новые звезды и новые ночи; (новые понимания) и над
 тучами пестрым шатром днем и ночью раскидывал я смех свой.

Я учил их всем своим помыслам и стремлениям: собрать воедино и сплавить все, что
 есть в человеке отрывочного, загадочного и пугающе случайного,

— как поэт, отгадчик и избавитель от случайного я учил их быть созидателями
будущего(самим создавать своё будущее) и спасать, созидая, то, что было (и
 исправлять прошлое).

Спасти в человеке прошлое его и так преобразовать всякое «Было», чтобы воля
 сказала: «Но я так хотела! Я так буду хотеть!» (Чтобы, несмотря на все ошибки и
 трудности, человек говорил: - Так и должно было быть).

— вот что назвал я избавлением, вот что учил я называть избавлением.

Ныне я жду своего избавления, чтобы идти к ним в последний раз.

В последний раз иду я к людям: среди них хочу я свершить закат свой (умереть) и,
 умирая, дать им свой самый богатый дар!

Этому я научился у солнца, когда заходит оно, богатейшее из светил: золото сыплет
 оно в море из неистощимых сокровищниц своих,(Я хочу отдать людям свои знания).

— тогда и беднейший рыбак гребет золотым веслом! Ибо видел я это однажды, и слезы
 от зрелища этого не утолили душу мою.

Подобно солнцу, идет Заратустра к закату: и вот, он сидит, ожидая, а вокруг него
 старые разбитые скрижали, а также новые, наполовину исписанные.  (Ожидает смерти
 Заратустра, а сам ещё не до конца осознал новые заветы, но уже переступил через
 старые).

4

Взгляните, вот новая скрижаль (заповедь): но где, же братья мои, чтобы со мною
 вместе отнести ее в долину, в сердца человеческие? ( Нет друзей у Заратустры,
 чтобы помочь ему достучаться до сердец человеческих).

Так повелевает великая любовь моя к дальнему: не щади ближнего своего! (Любовь к
 людям не должна знать пощады).Человек есть нечто, что должно преодолеть.
(Преодолейте свои пороки и заблуждения).

Есть много путей и способов преодоления: твое дело — добраться до них! Но только
 паяц думает: «Через человека можно перепрыгнуть».( Не получится у человека
вырасти духовно, обманом).


Преодолей себя самого даже в ближнем своем: и право, которое можешь взять силой,
 не позволяй дать себе!

То, что делаешь ты, никто и никогда не сделает тебе. Знайте, воздаяния не
существует.

Кто не может повелевать, должен повиноваться. Есть многие, умеющие повелевать
себе, однако многого еще недостает им, чтобы повиноваться себе самому!

5

Таково свойство душ благородных: они ничего не хотят даром, тем более — жизнь.
то из черни (простолюдинов) — тот хочет жить даром; мы же, другие, кому жизнь —
дана, мы постоянно размышляем: что лучшее дать нам взамен!

И поистине, благородна та речь, что гласит: «То, что нам обещает жизнь, мы хотим
сохранить для жизни!»

Не должно желать наслаждения, когда не дано наслаждаться.И еще — не должно желать
 наслаждаться!

Наслаждение и невинность — самые стыдливые вещи: они не хотят, чтобы их искали.
 Их надо иметь — искать же следует скорее вину и страдание!(Искать страдание,
т.к. только оно источник роста и силы личностных качеств человека).

6

О братья мои, первенца всегда приносят в жертву. И вот, ныне мы — первенцы. (Мы –
 первопроходцы, поэтому приносим себя в жертву из-за неправильных человеческих
 представлений).

Все мы проливаем кровь на скрытых алтарях (незаметно для окружающих), сгораем в
 жертвенном пламени в честь старых идеалов.


Наше лучшее еще молодо: и вот — истекают слюной беззубые рты. Наше мясо нежно,
 наша шкура — еще только кожа ягненка: как же не возбуждать нам алчность у
жрецов, прислужников старых идолов! (Нас мало и начало нового пути едва
проложено. Поэтому неизбежны нападки приверженцев старых заветов).

В нас самих еще жив он, этот жрец, поджаривающий себе на пир все наше самое
нежное и лучшее. О братья мои, как же не быть первенцам жертвой!

Но всякий, кто сроден нам, жаждет этого и я люблю тех, кто не желает беречь себя.
 (Мы хотим этого, и я люблю тех, кто не бережёт себя в борьбе).Погибающих, идущих
 путем заката люблю я всей любовью своей: ибо переходят они на ту сторону(вперёд).

7

Немногие могут быть правдивыми! А кто может — еще не хочет! И совсем не способны
 на это «добрые».

О эти добрые! Добрые никогда не говорят правды; для духа быть добрым — болезнь.

Они уступают,покоряются, их сердце вторит, их существо повинуется: но кто
слушается, тот не слышит самого себя!(забывает о себе).
 
Все, что у добрых зовется злом, должно воссоединиться, дабы родилась единая
истина: о братья мои, достаточно ли злы вы для этой истины?

Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение,
надрезывание жизни — как редко все это соединяется воедино! Но из такого семени
 произрастает истина!

Всегда рядом со злой совестью росло всякое знание! Разбейте же, познающие, старые
 скрижали!

8

Когда на воде укреплены сваи, когда через поток перекинуты мостки и перила,
 поистине, никто не поверит тому, кто скажет: «Все течет».
 
Но даже круглый дурак возразит ему: «Как? — скажет он, — как это — все течет?
 Ведь и мост, и перила — над потоком!

Над потоком — все неподвижно и крепко, все ценности всех вещей, мосты, понятия,
 все „добро“ и все „зло“: все это — прочно!»

Когда же приходит зима, укротительница рек, то и умнейшие проникаются недоверием;

и поистине, не только глупцы тогда вопрошают: «Не пребывает ли все — в покое?».

«В основе своей все неподвижно», — вот подлинно зимнее учение, подходящее для
бесплодного времени, хорошее утешение для лежебок и подверженных зимней спячке.

«В основе своей все неподвижно», — но против этого проповедует ветер в оттепель!

Ветер оттепели — это бык, но не тот, что пашет, нет, — это бешеный бык,
 разрушитель, взламывающий лед гневными рогами! Лед же сокрушает мосты и перила!

И вот, братья мои, не все ли течет теперь, подобно потоку? Не все ли мосты и
 перила попадали в воду и сгинули?  Кто еще держится там за «добро» и «зло»?

«Горе нам! Счастье нам! Подул теплый ветер!» — так проповедуйте, братья мои, на
всех площадях!

9

Есть одно старое заблуждение: имя ему — Добро и Зло. Вокруг прорицателей и
звездочетов (астрологов) вращалось до сих пор колесо заблуждения этого.

Некогда верили прорицателям (пророкам) и звездочетам, и поэтому веровали: «Все —
 судьба: ты должен, ибо так надо!».

Потом перестали доверять прорицателям и звездочетам, и поэтому верили: «Все —
 свобода: ты можешь, ибо ты хочешь!».

О братья мои, до сих пор только смутно гадал человек о звездах и о грядущем, не
зная их: и потому о добре и зле до сих пор лишь гадают, но не знают их!

11.

Мне жаль всего минувшего, ибо вижу я, что оно предано, — предано духу, милости и
безумию каждого нового поколения, которое приходит и все, что было,
перетолковывает так, чтобы стало оно мостом ему!

Может явиться великий тиран, коварный враг, который подвергнет насилию и
принуждению все прошлое по произволу своему (переделает историю), пока не станет
оно для него мостом, и знамением, и криком петуха, и глашатаем. (Во имя величия
своего).

Но вот другая опасность и предмет страдания моего: память черни(простолюдинов) не

 идет дальше деда, а с дедом и время прекращается.


Так предается забвению все прошлое: ибо может статься, что толпа некогда будет
господствовать, и время потонет в мелкой воде.(во лжи).


Поэтому, братья мои, нужна новая аристократия, враждебная толпе и всякой тирании,

 аристократия, которая снова напишет слово «благородный» на новых скрижалях.
 
(Когда благородство снова станет одним из человеческих достоинств).


Много нужно благородных и многосторонним должно быть благородство их, чтобы могли

 они составить аристократию! Или, как сказал я однажды: «В том и божественность,

 что есть боги, но нет никакого Бога!».(Человек в своём сердце создаёт, как Бога,

 так и дьявола).

12


О братья мои, я показываю вам новую аристократию и посвящаю вас в нее: вы должны

 стать зачинателями и воспитателями, сеятелями будущего,


— поистине, не о той аристократии говорю я, принадлежность к которой можно

 купить, как покупают ее торгаши за золото свое: ибо все, что имеет цену, не

 имеет большой ценности.


Пусть будет отныне честью вашей не то, откуда происходите вы, но то, куда идете.

 Воля ваша и стопы ваши, стремящиеся дальше вас самих, — да будут отныне вашей
 
новой честью!


Поистине, не то, что служили вы принцу, — какое мне дело до принцев! — или
 
служили опорой шаткому, чтобы крепче стояло оно!


Не то, что при дворе род ваш ценою притворства вышел в придворные, и вы научились

быть разноцветными, словно фламинго, и часами выстаивать в мелких прудах:

— ибо умение выстаивать — добродетель придворных; все они думают, что к
блаженству после смерти принадлежит также позволение сесть!

И не то, что дух, который вы называете святым, вел предков ваших в землю
 обетованную, которая, как я считаю, недостойна обета: ибо там, где выросло
 худшее из деревьев, нечего обетовать!

— и поистине, куда бы ни вел «святой дух» рыцарей своих, во всех походах их
 бежали перед ними козлы и гуси, безумцы креста и прочие помешанные!

О братья мои, не назад, а вперед должен смотреть аристократизм ваш! Да будете вы
 изгнаны из земель отцов и прадедов ваших!(Тяжелые испытания и гонения ждут вас).

Землю детей ваших должны вы любить: любовь эта да будет новым аристократизмом
 вашим; любите ее, землю еще не открытую, лежащую в дальних морях! Пусть ищут ее
 корабли ваши!(Делайте это ради своих детей, во имя любви к ней и вашим детям).

В детях ваших возмещаете вы то, что были детьми отцов своих: так должны искупить
 вы все прошлое! Эту новую скрижаль воздвиг я над вами!

28.04.2019
                продолжение следует