Души грузинские мотивы

Ирина Михалькова
    
        Я  была в Грузии трижды … Но при этом не была ни разу.  Я тот человек, который приезжал в Тбилиси по работе, и сначала  перемещался из самолета в такси, трансфер или Porsche, а далее в отели или рестораны.  При этом у меня нет практически ни малейшего представления о ресторанных ценах, потому что, мне кажется, я ни в одном не платила сама, знаю только,  что  каждый из них был самый лучший. Так бывает, поверьте.  Я  помню вкус овощного салата с соусом из грецких орехов,  хачапури на шампуре и то, что еда после застолья всегда оставалась. Так принято.  Еще я помню пончики на террасе ресторана Funicular и свои скупые слезы, когда я смотрела с горы Мтацминда на вечерний город и загадывала желание, которое, безусловно, в дальнейшем сбылось.  Помню летающих в танце грузинских мужчин, плывущих по полу женщин и мальчишек-барабанщиков с гордыми, как у орлов, носами и взглядами. Про грузинскую гордость могу сказать только то, что она мудрая: для российских граждан въезд в Грузию безвизовый, а для грузин в Россию – сложный и дорогой.  Помню, как заглядывалась на грузинов и грузинок - стильных и смешливых.  И помню, что когда самолет касался тбилисской земли, и я слышала аплодисменты пассажиров, меня это не раздражало, так как это была не овация пилоту за успешно  прошедший  полет, а радость от того, что мы прибыли в Грузию.
         В прошлом году мне довелось заскочить в Боржоми: в нашем автобусе были корзины с черешней и такой элегантный и интеллигентный гид, что перед ним было очень стыдно за свое похмелье.   Стыд мы прятали за темными очками, но гид все понимал и делал остановки, чтобы вылечить нас с помощью чачи и  тонких сливовых пластинок.  Его доброту мы принимали с благодарностью под разговор о том, что правильные грузинские  бабушки тоже не гнушаются рюмки чачи с утра перед тем, как заниматься большим хозяйством.  Мы жили в прекрасном отеле Crowne Plaza Borjomi с просторными номерами, восхитительным SPA и завтраками,  правда, с утра у меня хватало сил только на бутылочку самой известной грузинской минеральной воды.  Хочу однажды в этот отель вернуться, чтобы позавтракать по-настоящему, а также пожелать долгого здоровья начальнику канатной дороги – местной знаменитости, который любит рассказывать про свои заслуги перед СССР в строительстве канатных дорог … и женщинах.  Последние, кажется, еще не ностальгическое прошлое для него в его поджарые  60+, а счастливое кавказское настоящее.
          Из Боржоми нужно обязательно добраться до Вардзии – городе-крепости, вырезанном в отвесной туфовой скале над Курой.  Говорят, что прекрасные монастырские фрески  сохранились благодаря тому, что когда в монастыре во время набегов сжигали монахов, слой копоти покрыл стены, защитив рисунки 12-13 веков. В Вардзии невозможно не восхититься тому, как многое могли люди, которые не проводили половину жизни в интернете, вместо лайкинга, свайпинга и скроллинга у них времени хватало на действительно великие дела.
         А в этом году отдохнуть после работы мы поехали в Schuchmann Wines Chateau & SPA. Добраться в винное шато из Тбилиси можно за меньше, чем 2 часа через Алазанскую долину и Гомборский хребет по дороге меж кахетинских деревень и развалов с адыгейским сыром и чурчхеллой.  Таблички Wine Route (винный маршрут) обещают райское наслаждение путнику, оказавшемуся здесь.  В апреле 2019 в горной части Грузии выпал снег, потому у нас создалось ощущение, что за расстояние чуть более 100 км мы проехали 4 времени года.  На одном отрезке дороги уже зацветала алыча и сливы, где-то ярко и совершенно по-летнему светило солнце, потом начинался осенний дождь, а на высоте 1625 метров под снегом сгибались голые ветки деревьев.
         Schuchmann Wines Chateau & SPA – типичное для Кахетии сочетание виноградников и винодельни, а также бассейна под отрытым небом с видом на Кавказский горный хребет. При заезде в отель нам сказали, что для гостей включена обзорная экскурсия в святая святых – винные погреба – с рассказом о том, как здесь производят вино классическим европейским и традиционным грузинским способом (Квеври).  Правда, добавили, что на винный тур можно попасть до 7 вечера, а мы приехали в девятом. Однако, чтобы мы не расстраивались, нам его все равно организуют,  тем более, что  набралась уже группа и 12 человек – гостей из Испании, Колумбии и Америки. После неутомительной экскурсии нас провели в ресторан на дегустацию игристых, белых и красных вин.  Бесплатных дегустационных порций наливали почти полные бокалы,  и хотя на столах  предусмотрительно стояли ведра, чтобы сплевывать вино после дегустации каждого отдельного сорта, никто из гостей ими не пользовался.  Разумеется, вино можно было сразу купить в отеле при магазине, причем стоимость бутылки Саперави начиналась от 8 лари (200 рублей). Как заснули – не помню. 
        На завтраке был сыр, свежие и запеченные овощи, фрукты, выпечка. Свежевыжатый апельсиновый сок стоит 7 лари, бокал игристого – 13.  Горячие блюда были немного холодные, но вид на словно держащиеся за руки виноградные лозы – бесценен. 
          А после завтрака мы направились в Wine Spa – слишком уж хорошо звучало сочетание. Одна из процедур – винная ванна – у меня осталась в списке желаний на будущее, также,  как и массаж лица с виноградной слезой, так как в этот раз, размякнув в хамаме, я пошла на сеанс рефлексологии  ( 40 минут массажа виноградным маслом и теплыми камнями.)   Прилив благодарности за возвращение моего тела из полумертвого в очень живое вылился в покупку скраба из виноградных косточек, который я обязательно испробую сегодня, чтобы хоть на несколько минут опять вернуться в Кахетию.
          На вылете из Тбилиси чемодан весил на 4 кг больше нормы бесплатного провоза багажа, но никто мне на регистрации ни слова не сказал: думаю, сотрудники авиакомпаний уже привыкли к объяснениям о  том, что надо всем друзьям на Родине привезти вино.  Мой чемодан утяжелял еще местный сыр и помидоры, которые я не сдержалась и купила по дороге у улыбчивой старушки за совершенно немосковские деньги.  Последнее, что я помню перед тем, как зайти на борт, это надпись в аэропорту – «Tbilisi loves you» и свое стойкое чувство, что я ее увижу еще много-много раз.