Представление старосты о. Всеволод о. Павел

Федоров Мистик
Представление старосты

О. Всеволод Шпиллер тяжело болел и не мог часто совершать службу. Второй священник о. Владимир Тимаков, жаждущий настоятельства в Николо-Кузнецком храме, подал на имя патриарха Пимена доклад записку о старческих болезнях о. Всеволода, с предложением отправить его на покой. Прочитав письмо, патриарх ответил
- Я тоже стар. И меня тоже надо отправлять на покой?
О. Всеволод продолжал быть настоятелем до самой кончины 8 января 1984 года на Собор Пресвятой Богородицы, прослужив в Николо-Кузнецком храме 33 года.
Когда в храме сменился староста, и вместо кагебешника графа Шушпанова ( так он именовался на визитных карточках) прислали циркового атлета Пыхова ( тоже кагебешника?), его представление прихожанам и клиру, вместо настоятеля храма провёл второй священник, что было серьёзным нарушением традиций и субординации. О. Владимир вел себя как хозяин храма.
На воскресной литургии о. Всеволод, в присутствии нового старосты, обратившись к прихожанам, сказал
- Вчера, во время праздничной службы, второй  священник о. Владимир представил вам нового старосту храма. А сегодня я хочу вас представить ему! Вот прошу любить и жаловать!
Староста был немного растерян.А о. Владимир был жестоко уязвлен в своём самолюбии.
В феврале 1983 года на праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" литургию служил патриарх Пимен. В своём слове настоятелю он высоко оценил труды о. Всеволода, а вечером пришёл указ от патриарха ( от Совета по делам религий возглавляемым Куроедовым), о переводе из храма двух ближайших сподвижников , духовных чад,  о. Александра Куликова и дьякона о. Николая Кречетова. Что было страшным ударом для о. Всеволода. У прихожан храма было устойчивое мнение, что это произошло стараниями о. Владимира Тимакова.
Об этой ситуации писал к нему в своих письмах его духовник- затворник, преподобный Павел Троицкий.Из своего затвора в городе Кувшиново, 300 километров от Москвы.
Фрагменты его писем

12 марта 1983 г.

'' Дорогой о.Всеволод! Знаю все Ваши горести, тяжести Вашего храма. Очень жаль и о.Александра , и о.Николая. По человеческих храм разорен, а по Божию нет. Господь послал испытание.

Простите меня, а Вы положили в ящик фото Л.С. [ Людмилы Сергеевны,  жены], по ночам плачете о ней, смотрите на эти карточки. Зачем?.. За неё надо молиться, а не любоваться ею. Вы плачете о ней, а я плачу о Вас. Вам нужно бывать в храме, Вас ещё пока не выгоняют, а Вы бросили свою паству.  Ваши овцы остались без пастыря. Вам нужно бывать в храме, а то Ваш Тимаков  неумело берет власть. Пока ему ещё никто не давал ее. Все пока разваливается при помощи Тимакова. Хотя бы через воскресенье бывайте в церкви, это обязательно, не служить, а просто быть в алтаре. Я Вас прошу об этом... Не подавайте Патриарху об отставке. Нет воли Божией. ...''

30 апреля 1983 г.

'' ... Я не знаю, что Вам сказать. Чувствую, что Вы стремитесь уйти на покой. Вас обидели, отняли двух сразу ... А если нет воли Божией на уход Ваш, что будем делать?..."

''Чувствую как Ваш храм пустеет, люди бегут к о.Александру, к о. Николаю. .Как жаль Тимакова, бедный бегал за митрополитом Антонием, но увы... . Все же душа у него не покойна. Горит бедный! ...
***

Из статьи/ "Беседа архм.Иоанна Крестьянкина о посмертных явления прт.Всеволода Шпиллера"

Через месяц после смерти о.Всеволода Шпиллера, 7 февраля 1984 года, в празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме, где находится эта икона, литургию служил патриарх Пимен. По окончании литургии, когда духовенство вышло на середину храма для приветственного слова патриарху, иподьяконы патриарха вышли на солею и патриарх остался один в алтаре перед престолом, ему было явление о.Всеволода.
Уже во время служения литургии, во время призывания Святого Духа на дары, о.Всеволод, как духовный настоятель храма, присутствовал в алтаре, однако стал видим патриарху, когда все вышли из алтаря. Явление о.Всеволода было с правой стороны от престола. Старец из света, как из облака, ласково обратился к патриарху: «Ваше Святейшество!» Патриарх вздрогнул. Увидев о.Всеволода, «всхлопотался» духом и с сокрушением сердца, со всею искренностью просил прощения у о.Всеволода и молитв. О чем была краткая беседа, что сказал о.Всеволод, знать не дано.
Когда патриарх вышел на амвон, с приветственным словом к нему обратился о.Владимир Тимаков, он сравнивал патриарха с апостолами Петром и Павлом и с Ангелом. После приветственного слова, которое патриарх выслушал, не глядя на о.Владимира, он обратился к прихожанам храма, благодаря их за  теплый прием на храмовом празднике, говорил как трудно послушание патриаршества, и просил молитв о себе, упомянул, что особенно Бог слышит ночные молитвы.
После литургии патриарх, не задерживаясь в храме, сразу уехал.
В эти дни решался вопрос, кто после смерти о.Всеволода будет настоятелем храма. Во время явления о.Всеволод был как бы в белоснежных одеждах, но только облеченный светом. Удивительный мир и ясность души. Созерцать о.Всеволода можно было, минуя алтарную преграду. Это явление вне измерений видимого мира. Кажется, священники были тоже в белых облачениях. Возникало ощущение единства небесной и земной Церкви.
Через несколько времени настоятелем Николо-Кузнецкого храма был назначен священник о.Владимир Рожков, бывший настоятель храма Трифона мученика, что было полной неожиданностью как для прихожан , так и для священника, претендующего на настоятельство.

***

Утоли моя печали

В письме к о.Иоанну я привел эпизод явления о.Всеволода,  даже явления о.Всеволоду Пресвятой Богородицы. Чего созерцать конечно было невозможно, но можно было видеть о.Всеволода пребывающем в таком трепете и восхищении, какие человек пережить на земле не может. Это было в 1985 году 6 февраля во время акафиста перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали» накануне праздничной всенощной, часов в пять вечера. Весь молящийся народ во время акафиста находился в Введенском пределе перед иконой Божией Матери, и поэтому в главном Никольском пределе находилось три четыре человека из служителей. Я тоже оказался в главном пределе. Во время акафиста со стороны жертвенника в алтаре как бы перестала существовать стена, открылась бездна, в храм вошла Пречистая в сопровождении с какими-то святыми. Видеть этого было нельзя, но почувствовать явление Пресвятой Богородицы было можно через о.Всеволода, он как духовный настоятель храма, стоя справа от престола, в трепете и радости встречал Богоматерь. Потом люди долгое время отмечали, что в Кузнецах стало как-то необыкновенно легко и благодатно. Очевидно, на Кузнецах было благословение Божией Матери.  В письме к о.Иоанну я говорил, что описывать это явление невозможно, трудно, я хорошо понимаю, что это может быть прелестью, обманом, но я описываю то, что переживал. Однако о.Иоанн ответил на это: «Вот было явление Божией Матери разбойнику, который каждый раз, уходя на злое дело, воссылал Божией Матери Архангельское приветствие «Богородице Дево радуйся».  И мы празднуем икону Божией Матери «Нечаянная радость» Было явление Божией Матери нерадивому пономарю – икона Божией Матери «Скоропослушница»
(В это время я работал в церкви Георгия Победоносца алтарником, чтецом, певцом, был нерадивым пономарем.)
Все это тоже было отражено на рисунке. Разрезанное пространство, явление Пречистой, и трепетный о.Всеволод.
Вообще о.Иоанн ужаснулся тому, что в письме я написал ему, что вот уже четыре года делаю рисунки этих явлений, и все они находятся у духовника, но духовник ничего не говорит по этому поводу. «Четыре года делать рисунки!» – ахнул он. Сказал, что больше их делать не надо, но не сказал, что  рисунки надо сжечь. Объяснил, что духовник их принимал молча, чтобы не нарушить моего состояния, не травмировать меня.

***

Утоли моя печали

Вскоре после своего обращения я стал посещать Николо-Кузнецкий храм, где находится чудотворная икона Божией Матери “УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ”. Это был 80-й год. В то время настоятелем храма был протоиерей Всеволод Шпиллер, чьи замечательные проповеди привлекали в храм большое количество интеллигенции.
Как все новоначальные, я штурмовал небо. Это было время юности и романтических чувств. А восхищение моих приятельниц только усиливало мою аскетическую ревность. Одна из них попросила меня помолиться за свою бабушку, находящуюся при смерти. Я согласился, поскольку у меня была причина часто посещать Николо-Кузнецкий храм. То была романтическая страсть, которая побуждала меня посещать каждый акафист, читаемый иконе “УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ”. (Некая особа постоянно присутствовала на этих акафистах.) Я стал молиться. Это было долгое стояние на коленях перед иконой. Я переживал разные состояния. Иногда в разгоряченности казалось, что Богоматерь с иконы взирает на меня. Иногда нападало уныние, и молитва не шла. Но бабушке становилось лучше. Так продолжалось полтора месяца. Как-то я пришел в храм в очень мрачном и подавленном состоянии. Шел акафист. Как всегда совершалось освящение воды. Народ стал разбирать воду. Чтобы не было суеты и давки перед иконой, баки с водой перенесли на середину храма и воду раздавали уже там. Народ толпился вокруг баков. Другие продолжали петь перед иконой.
После освящения воды напротив иконы оставался стоять пустой стол, покрытый клеенкой, по которой растекались лужицы святой воды. Обмакнув руку в воде, я отер лицо, и еще раз зачерпнув воды с клеенки, расстегнув ворот рубашки, отер водою сердце. И вскоре об этом забыл. Однако минут через пятнадцать сердце стало напоминать о себе. Я стал чувствовать в себе его жизнь. Тонкая прохлада проникла в сердце (это было неудивительно). Я стал видеть сердце изнутри неким духовным зрением. Оно было темно. Как бы темная кисея наполняла его, нечто вроде похоронного крепа, сплошная “черная вуаль” заполняла все сердце. И в этом мраке горел свет. Тихий, белый и не рассеивающий мрак (мрак грехов).Я вспомнил слова Евангелия: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”.
Я еще находился в храме, еще кругом был народ.  Уныние исчезло. Свет стал источаться из сердца, охватывать всю душу. Легкость была необыкновенная. Свет проникал во все капилляры, до кончиков ногтей. Все кругом преобразилось, ожило. “Невероятно, невероятно!” говорил я, идя по улице и прижимая руку к сердцу: “Господи помилуй!”. Все это продолжалось часа два. Постепенно этот свет как бы растворился во мне и стал невидим.
Потом я рассказал об этом своему духовнику. Он ласково смотрел на меня и сказал: “Только не ищите таких состояний”.
Сколько я потом ни тер сердце святой водой, ничего не выходило.
А бабушку врачи вытащили с того света. Она прожила еще года полтора.

                Март 1998  года.