Передызье

Шаньга
В доме на передызьи устроены два моста – верхний и нижний. На нижнем, в ближнем углу, сложены тяпки и вилы, в дальнём – двуручные пилы да охотничьи лыжи. Справа от дверей в хлев висят деревянные грабли на нагелях, слева – косы-литовки да косы-горбуши. Подле дверей стоит с глиной ушат, да малая клеть кирпичей – для ремонта печей. За штабелем, в потёмке, сделан нижнёй чулан для рыбацких снастей, верёвок и якорей. Слева, у дверей в подклет – сложен запас самоварных углей в железном ведре, с известью бадья, кована пешня, два тяжёлых колуна, ржавая борона, заступы и копачи, топоры и тёсла, с уключинами вёсла, вёдра, фляги, стары поёла от шняки, лучкова пила и ишше всяка заваль по полкам – гожая и не очень.

На вёрхнём мосту – пол вышоркан подчисту, застелен половиками да латниками, по стенам невыношены одёжи развешены, под обоконьями сундуки с лопотьём рассованы, а вдоль стены две железны кровати стоят. Перва кровать со взбитой периной, заправлена одеялом рединным, на одеяле подушки белы горкой уложены, под кружевно покрывало спрятаны, сверху, под потолок, подвешен из марли полог.

А на второй, разрытой, кровати сидит Патья лохмата, в валяных опорках да исподней рубахе, и голосом сонным себе под нос бубнит: «Уж сколь я спать ни устала: одеяло всю ноць на пол сползало, пять раз подушку взбивала, ноги-руки-те все отлежала, токмо девять снов увидала! Умуцялась вся! Пойду тепериця лягу в избу на пець – нать ишше десятой сон досмотреть!»