Автограф (от от греческого autos – сам и grapho – пишу)
— собственноручная, обычно памятная надпись, подпись.
Широко распространён вид автографов, сделанных ad hoc*
— различные надписи на книгах, портретах и фотографиях.
Для постороннего взгляда содержание памятной надписи
представляется традиционным, банальным, трафаретным.
Тогда как для обладателя автограф имеет двоякий смысл
как исторический документ и как реликвия. Для него
за традиционным пожеланием «на память» или подписью
зачастую раскрывается существенный эпизод жизни.
Моё увлечение мотоспортом началось с покупки веломотора Д-4 на заработанные в летние каникулы деньги. Установленный на велосипед двухтактный двигатель мощностью в одну лошадиную силу разгонял собранную конструкцию до 50-55 километров в час. Для дорожного велосипеда это было даже слишком!
В те времена в городе при комитете ДОСААФ деятельно функционировал мотоклуб, создавший плеяду безбашенных мотосорванцов. Среди них будут перворазрядники, КМС-ы и мастера спорта.
Из всех видов мотоциклетных соревнований самыми популярными в нашем городе были мотокросс и мотогонки по льду.
Как обладателя мотора меня манило экстремальное зрелище мотогонок, но на личное участие в них острого желания не возникало, хотя стоило только перейти дорогу и записаться в мотоклуб, расположенный наискосок от дома.
Собственный мотоцикл появится у меня позже, но увлечением на всю жизнь станут не мотогонки, а не менее экстремальный мототуризм. На мотоцикле я объеду почти всю европейскую часть Советского Союза.
Но вернёмся к заявленной теме повествования.
Ледовый спидвей – спорт не для слабонервных. Четыре гонщика стартуют одновременно и за четыре круга по ледяной дорожке стадиона выявляют самого «борзого». Мотоциклы развивают скорость до 160 километров в час. Из-под шипованных колес летят куски льда, которые бьют по телу как удар хорошего боксёра. Но самое опасное для гонщика – падение и наезд партнёра шипами. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует вступить в драматичное соприкосновение с мотоциклом соперника (см. эпизод справа вверху). Шипы на колёсах длиной до 28 мм чрезвычайно остры (см. фото справа внизу) и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории мотогонок на льду были случаи гибели спортсменов.
В гонках по льду в прошлые времена доминировали чехословацкие машины ЯВА.**
Тормозов у таких мотоциклов попросту нет. Гонщики, сбрасывая газ, тормозят двигателем и за счёт сопротивления качению шипов на колёсах, дополнительно помогая ногами.
В качестве горючего для двухтактного двигателя в бак заливается смесь метилового спирта (метанола) с касторовым маслом. Поэтому в разгар заезда с трека до зрителей явственно долетает аромат, напоминающий жареные оладушки на растительном масле, а не едкий перегар бензинового выхлопа.
Рык мощных моторов, характерный запах выхлопных газов, завеса из ледяной пыли над треком, борьба колесо в колесо, казалось бы, в нарушение всех законов физики, когда мотогонщики преодолевают поворот, практически лежа на боку, борьба в нескольких сантиметрах от опасных шипов – все это ледовый спидвей (см. на фото справа).
Учитывая достаточно высокий уровень подготовки тюменских спортсменов, на наш лёд неоднократно выезжали мотогонщики всесоюзного и мирового класса. Своих рыцарей ледяной дорожки представляли Уфа, Каменск-Уральский, Первоуральск, Ирбит, Кемерово, Барнаул, Томск, Тольятти, Москва и Подмосковье...
С моими друзьями, завзятыми любителями мотоспорта, я практически не пропускал ни одного состязания.
В мотогонках по льду в декабре 1985 года должны были принять участие мотогонщики из Москвы, среди которых я надеялся на встречу с известными мастерами спорта и чемпионами различных первенств. Ожидалось участие многократного победителя международных соревнований заслуженного мастера спорта Сергея Тарабанько. На всякий случай, с прицелом на автографы, прихватил на стадион книжку В.М.Гаврилина «Рыцари ледяной дорожки» (см. фото обложки) с многочисленными фотографиями гонщиков 70-х – 80-х годов. Но, волею судьбы, встретиться на кромке ледяной арены получилось только со знаменитым мотогонщиком и заслуженным тренером по ледяному спидвею Сергеем Александровичем Старых.
Это поистине легендарная личность. Почетный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, многократный победитель и призер чемпионатов Москвы, РСФСР, СССР; обладатель медалей Международной мотоциклетной федерации за участие в 6-дневных гонках ФИМ (2 золотые медали, 3 серебряные, 1 бронзовая).
В течение шести лет Сергей Александрович был старшим тренером сборных команд СССР по многодневным гонкам и комплексному многоборью, а сборную страны по мотогонкам на льду он тренировал в течение 36 лет. За свою многолетнюю тренерскую карьеру С.А.Старых подготовил девять чемпионов мира по гонкам на льду, свыше десяти заслуженных мастеров спорта СССР и России. Его огромный вклад в развитие советского и российского мотоспорта отмечен орденами Знак Почета и Красного Знамени.
В техническом парке, во время паузы в соревнованиях для чистки льда, завязался разговор, во время которого я протянул Сергею Александровичу развернутую книгу с его фотографией, достал из-за пазухи предусмотрительно прогретую шариковую авторучку и попросил автограф. Сергей Александрович стал искать точку опоры для подписи, для чего я находчиво подставил собственную спину.
Эта, пусть и мимолётная, встреча с кумиром ледяного спидвея и его автограф на память остались ярким воспоминанием о тех далёких спортивных праздниках.
* * *
Человека, который стоял у истоков мотогонок на льду в СССР, заслуженного тренера СССР, приводившего наших спортсменов к высшим пьедесталам мотоспорта многие годы, Сергея Александровича Старых, не стало в июле 2010 года.
Александр Соханский,
апрель 2019 г.
* Ad hoc —латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю».
** Техническая характеристика мотоциклов ЯВА-891.5 (журнал «За рулем», 3-1982):
Двигатель: рабочий объём – 495 см.куб.; мощность – 53 л.с. при 7000 об/мин; карбюратор – «Бинг» со смесительной камерой диаметром 36 мм; запас топлива – 2,5 л.
Трансмиссия: сцепление сухое многодисковое; коробка передач – двухступенчатая; передняя и задняя передачи цепные.
Ходовая часть: - рама одинарная трубчатая; передняя вилка – телескопическая (ход 85 мм) с гидравлическими амортизаторами; задняя вилка – жёсткая; размер шин: передней – 2,75-23, задней – 3,0-21; число шипов на шинах: впереди- 95, сзади – 130; тормоза отсутствуют.
Габарит и масса: длина – 2320 мм; ширина – 750 мм; высота – 1050 мм; база 1430 мм; масса в снаряженном состоянии – 110 кг; масса двигателя – 33 кг.
Любопытно отметить, что разрабатывая конструкцию мотоцикла, чехословацкие мотостроители опирались на богатый опыт советских спортсменов. Многие исследователи занимались вопросом устойчивости мотоцикла, движущегося с большой скоростью по льду на шипах. В результате за основу была взята рама по чертежам заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Владимира Ивановича Карнеева,*** обеспечивающая автоматическую стабилизированную устойчивость мотоцикла при высоких скоростях, как на поворотах, так и на прямых участках.
*** В.И.Карнеев Мотогонки по льду. Издательство ДОСААФ, Москва, 1971 (см. фото обложки книги)