Главка нового романа 044 - 27. 04. 2011 Омская обл

Дробот Андрей
«Вы, идущие к смерти, ваша жизнь на земле мимолетна – это знаете вы, так зачем предаете забвению высокие истины из-за противных небесам страхов и жажд?»
Какая притягательная здесь за городом даль! Все небо до самого горизонта заполнено доброжелательными облаками, шествующими будто дирижабли. Из-за облаков, как малыш из-за угла, шаловливо выглядывает и вновь прячется солнце. Неровные ленты дальних лесов лежат так точно и так на месте, словно оброненные самим Богом, а над ними - быстрые точки стремительных далеких птиц, так отчетливо видные на фоне светлого неба. Рядом - полувысохшая протока, заросшая камышом и высокой травой, она уходит тайными путями куда-то далеко к границе неба и земли. Даль манит и затягивает, она завораживает, вселяя желание всматриваться в нее часами, не исчезающее до самой ночи и каждый день нарождающееся заново. Вот так и прошел еще один день. Наступил вечер. За окнами бушует ветер. Он шумно трется о стены, как большое стремительное животное, случайно задевающее своей шкурой садовый домик.
Конечно, здесь в саду я не только вглядываюсь в даль природную, но впервые и заглянул в даль глубины человеческой души, какой ее представляет православная христианская религия. На пятидесятом году жизни я, наконец, решил прочитать Евангелие, чтобы, в первую очередь, понять, что есть журналистика с точки зрения основ православия.
Черный томик «Нового завета», где-то бесплатно мною полученный, лежит передо мною уже весь исчерканный и исписанный на полях попутными мыслями. Каждый день я ухожу на балкончик второго этажа, сажусь на простенькое раскладное кресло и всматриваюсь, и вчитываюсь…
***
Евангелие
Журналистика и преткновения, порождаемые ею, вот, что беспокоило меня. Я был инициатор многих преткновений, а цитата из Евангелие по Матфею в главе «Отношения в царстве» 18:7 предупреждает: «Горе миру от преткновений! Ибо необходимо, чтобы пришли преткновения, однако горе тому человеку, через которого приходит преткновение». Вот и пришло мое горе. Что делать?
«Скорее благоволи к своему противнику в суде, пока ты с ним в пути (пока мы еще живем в этой жизни), чтобы не отдал тебя противник судье, а судья служителю, и ты не был брошен в тюрьму» 5:25. Этот путь мне уже заказан.
«А я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто гонит вас», - уже прочитал ответ в Евангелие по Матфею в главе «О Законе людей царства» 5:44. Сказать своим врагам «спасибо» пока не могу, но здесь в родительском саду я уже и не ругаю их сильно.
Итак, журналистика. «Пусть ваше слово будет «да, да», «нет, нет»; ибо что сверх этого, то от лукавого» 5:37. Комм. библии: «Люди царства не должны пытаться убедить других обилием слов; они должны быть людьми правдивыми и немногословными». А Библия, имеющая много иных слов?.. Есть тут некоторое противоречие между рецептом немногословия с изобилием слов в самом Евангелие, то есть у тех, кто проповедует этот рецепт. Это не критика, а замечание.
Несмотря на вред преткновений для их инициатора, журналистика без преткновений немыслима, иначе не изменить жизнь к лучшему. Зло должно быть обличено. Видимо, поэтому Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; Я пришел принести не мир, а меч. Ибо Я пришел разделить: человека – с его отцом, дочь – с матерью и невестку – со свекровью. И врагами человеку будут его домашние» 10:34-36. Домашних я понимаю, не только как семейных, но как ближайшее окружение в целом - это: друзья, товарищи, коллеги...
Комментарий библии: «Борьба, разжигаемая Сатаной-захватчиком против тех, кто призван небесным Царем, ведется даже в их собственных семьях. Небесные призванные подвергаются у себя дома нападкам со стороны родных, которые остаются в захватывающих руках лукавого». Исходя из этого, настоящей христианской журналистике должна быть присуща воинственность и жертвенность. Там, где этого нет – правит Сатана.
«Говорю же вам, что всякое праздное слово, которое скажут люди, - о нем они дадут отчет в день суда» 12:36 Комментарий библии: «праздное слово – это неработающее слово, недейственное слово, слово, которое не имеет положительной функции и является бесполезным, непригодным, бесплодным и пустым». Сейчас вся журналистика завалена подобными словами: славословием в сторону власти, восхвалением ее провалов, негодованием в сторону неугодных, представлением нужных обществу преобразований происками врагов, лживой рекламой…
Кто есть публика журналиста? «И исполняется на них пророчество Исайи, которое говорит: «слухом будете слышать и ни в коем случае не поймете, глядя будете смотреть и ни в коем случае не увидите» 13:14 Видимо, это и есть итог работы СМИ в, так называемом, цивилизованном обществе: много слушать и смотреть, но очевидного, истинного, праведного не понимать и не видеть. «Ибо ожирело сердце этого народа, и ушами они с трудом слышали, и глаза свои они закрыли, чтобы не видеть глазами, и не слышать ушами, и не понимать сердцем, и не обратиться» 13:15
«Я исцелю их», - говорит далее Иисус Христос. Но исцелить можно только того, кто придет за исцелением. Но разве благополучные люди могут думать о себе, как о больных? Конечно, нет. Они видят над своей головой нимб, потому что благополучие в нашем обществе воспринимается, как божественный дар, а не как искушение Сатаны.
Как же отличить хорошее слово и дело от плохого? «Тот, кто посеет хорошее семя, - Сын Человеческий» 13:37. Получается, что только по всходам, урожаю можно распознать хорошее слово, тогда главное в слове не его внешняя красота и приятное звучание, а то к чему оно ведет, как оно воздействует. Если слово ведет к убийству, значит, это плохое слово, если слово, оправдывает или не замечает убийство, это тоже плохое слово, однако, если слово осуждает убийство, заставляет задуматься о грехе убийства и вынуждает противодействовать убийству – это хорошее слово.
Поэтому надо уделять большее внимание словам. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст, - вот что оскверняет человека» 15:11 Слово! Эмоции – родители глупости. Многословие – главная опасность, потому что среди многих слов чаще найдется неверное. И надо меньше придумывать, надо истинно знать то, о чем говоришь: либо пережить, либо прочувствовать.
«То, что исходит из уст, из сердца выходит; и это оскверняет человека. Ибо из сердца выходят злые рассуждения, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы» 15:18,19. Но чьи рассуждения наихудшим образом влияют на общество? Несомненно: власти, которая передает свои рассуждения непосредственно и через журналистов, которая защищает свои рассуждения, через рассуждения и действия прокуроров и ментов. Далее идут вредные рассуждения врачей, писателей и многих других, кто в силу своей профессии или любопытства составляет тексты для исполнения и формирования сознания, но вовсе не идеален.
Пожелания к взаимоотношениям властей, журналистов, прокуроров, ментов, врачей, писателей и прочих… и Общества: «Смотрите, не презирайте ни одного из этих маленьких людей. Ибо говорю вам, что их ангелы на небесах постоянно созерцают лицо Моего Отца, который на небесах» 18:10. Весь мой опыт говорит о том, что журналисты крайне редко без команды обращают внимание на истории простых людей. Их внимание сосредоточено на заказах власти, на то, как лучше выполнить эти заказы. Собственно вся власть относится к маленьким людям, по большей части, пренебрежительно.
Интересы власти, журналистов…, как и интересы всего настоящего общества, привязаны не к тому, как сделать свое дело лучше, а к личному благосостоянию, к личным доходам, деньгам, однако «Богатый с трудом войдет в царство небес» 19:23. «Каждый, кто не работает в царстве небес, праздно стоит в мире» - сказано в дополнение в комментариях к главе 20. Смертные грехи человеческие: сребролюбие, зависть и тщеславие, чревоугодие, гордыня, блуд, гнев – вот те самые любые средства, которые становятся хороши для нынешнего человека для достижения своих целей, которые чаще всего по Артуру Шопенгауэру заключаются в удовлетворении забот и страстей.
Конечно, секрет человечности прост: «Люби ближнего своего, как самого себя» 22:39, но кто из должностных лиц им пользуется? Поэтому: «Согласно их делам не поступайте, ибо они говорят и не делают» 23:3. Не надо слушать власть и журналистику, надо жить своим умом.
Журналисты состоят в общей системе власти, которую Иисус Христос обличает:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы… упустили более весомое в законе – справедливость, милость и верность. Слепые поводыри, отцеживающие комара, но проглатывающие верблюда! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы чистите чашу и блюдо снаружи, а внутри они полны вымогательства и невоздержанности… Ибо вы похожи на побеленные могилы, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты» 23:23-26. Законники и сейчас такие же, как 2000 лет назад, я – один из тех самых комаров, а коррупционеры маленького нефтяного города, против которых я выступал – это единицы из множества тех самых верблюдов.
Каков же рецепт? Он содержится в комментарии к главе 25 и в абсолютном виде является невозможным для современного человека: «Любая причастность к миру, любая связь с ним, даже короткий мирской разговор, приведут к тому, что дар, который мы получили от Господа, окажется зарыт в землю». Однако, свести к минимуму свои претензии, амбиции и желания, ограничить заботы и утихомирить страсти способен каждый человек, а это есть верные шаги. Получается, что я, разрушив свою благополучную мирскую жизнь, поступил абсолютно верно.
Но можно ли надеяться на тех, для кого работал, ради кого пожертвовал своим благополучием? И тут Евангелие дает точный ответ в описании казни Иисуса Христа: «Главные священники и старейшины убедили толпы попросить Варавву, а Иисуса уничтожить. И правитель сказал им в ответ: Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? – И они сказали: Варавву. Пилат говорит им: Что же мне делать с Иисусом, называемым Христом? Они все говорят: Да будет распят! А он сказал: Какое же зло Он сделал? Но они кричали еще сильнее: Да будет распят! И Пилат, увидев, что ничего не получается, а напротив, происходит волнение, взял воды, омыл руки перед толпой и сказал: Я не виновен в крови этого человека. И весь народ сказал в ответ: Пусть Его кровь будет на нас и на наших детях» 27:20-25.
Вот она работа древних журналистов, а также работа властей через сплетни и слухи, которые использует и глава маленького нефтяного города Муравленко. Общество легко подвержено манипуляции даже в отношении величайших людей своего времени. Оно быстро забывает все чудеса и достижения даже Бога. По сути Иисуса казнили люди, самые обычные люди, отказавшиеся от него, либо не имеющие к нему никакого отношения, не знающие его, но парадоксально желающие его смерти. Так кто виноват, в конечном счете, в смерти Иисуса??!! - Оболваненный народ!!! А на болванов никакой надежды нет и для меня.
В следующем Евангелие по Марку я искал уже только то, чего не встретил у Матфея. И уже в комментариях к первой главе: «Покаяться – значит изменить свой образ мыслей, испытав сожаление в отношении прошлого и совершив поворот в отношении будущего». Такой поворот очень хорошо показан в фильме «День сурка». В течение одного и того же повторяющегося дня герой пытается, выбраться из неизменного круговорота событий. Его жизнь меняется от эйфории к абсолютному пессимизму, от комедии к трагедии, он разочаровывается в жизни, пытается убить себя, и только из-за тщетности этих попыток, поскольку вновь просыпался в один и тот же утренний час, он начинает изменять себя: учиться новым искусствам, учиться любить других людей…
Чтобы так изменить себя, как это сделал герой фильма «День сурка», необходимо не менее тридцати лет, как было написано в одном популярном журнале. Кто на это пойдет в современном сытом обществе? Кроме того, вначале надо дойти до такого прискорбного состояния, чтобы было необходимо измениться, и лишь затем... Изменения – это революция, а революционная ситуация согласно определению Владимира Ленина: «Это когда верхи не могут управлять по старому, а низы не могут жить по старому». Сейчас все могут управлять и жить по старому, поэтому люди, травящие меня и других людей, и сами не изменятся, и отношение их к происходящему не изменится никогда. Пока изменяться, чтобы жить, обязан только сам репрессированный, то есть я, но не мои благополучные недоброжелатели.
Этому обществу нужен врач. «Иисус говорит им: Не сильным нужен врач, а больным; Я пришел призвать не праведников, а грешников» 2:17. И общество больно массово, что показано в главе 5. «И Он (Иисус Христос) спросил его (нечистого духа, вышедшего из излеченного Им одержимого): Как твое имя? – И тот говорит Ему: Мое имя Легион, потому что нас много» 5:9. Толпа (легион) – возможно, всегда синоним Сатаны. Тогда и «демократические» выборы власти – это всегда происки толпы и более промысел Сатаны, нежели Бога. Господь, видимо, всегда отделен от толп.
«Из человеческого сердца, исходят злые рассуждения, блуд, кражи, убийства,
прелюбодеяния, стяжательство, порочность, обман, разврат, зависть, хула, высокомерие, неразумность. Все эти пороки исходят изнутри и оскверняют человека», - дополняет Матфея Марк. Таковы оружие и позиция легиона, который имеет в своем составе и когорты чиновников, журналистов, ментов, прокуроров, судей, и прочих «писателей». С этим злом извне бороться невозможно. Его может победить только каждый из солдат легиона сам в себе, что крайне сложно в силу вышеперечисленного населения сердца, именно поэтому надо терпеливо переносить страдания, которые легион приносит, потому что маловероятно, что суть легиона изменится.
Тогда как жить маленькому человеку? «Сын Человеческий должен многое претерпеть и быть отвергнут старейшинами, главными священниками и книжниками, и быть убит, и через три дня воскреснуть» 8:31. Но что значит – Воскреснуть? Если умер, то настоящего Воскресения в этой жизни быть не может.
Может «умер» надо понимать в переносном смысле, то есть изменения человека внутренне, душевно настолько, что он становится иным, как будто тот другой умер? Тогда размерность евангельских трех дней обретает значение лет и даже десятилетий. Но зачем умирать? «Кто хочет спасти свою душу-жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу-жизнь ради Меня и благовестия, тот спасет ее» 8:35. Получается, что толстовское непротивление злу насилием и есть основа разрешения любого конфликта. Чрезмерно защищаться от зла не требуется, и скрываться не предосудительно, сам Иисус Христос многие годы был в розыске...
Воскресение Христово – это, видимо, напоминание каждому человеку о том, что надо изгонять из себя тварь, сатану, одержимость порочностью… смиренно принимать лукавые искушающие муки этих самоумерщвлений, чтобы стать лучше через свою собственную смерть - смерть того прошлого себя, который был обременен множеством недостатков. Думаю, это и есть то Воскресение Христово, на которое способен каждый человек еще при жизни.
Рецепты рассеяны... «Соль хороша… Имейте в себе соль» 9:50. Соль, как изгоняющий зло инструмент. Соль для себя, едкость для себя, самокритичность, самоизгнание недостатков. «Ты знаешь заповеди: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не обманывай, почитай своего отца и мать»» 10:19. Но и этого мало. «…все, что имеешь, продай и отдай нищим, и будешь иметь сокровище на небе…» 10:21.
Последнее, конечно, невозможно, но рецепт, который дает Лев Толстой в завершении своей статьи «Рабство нашего времени» близок библейскому тезису и возможен к исполнению:
«Для каждого отдельного человека не может быть уже никакого сомнения в том, что и для блага общего, и для исполнения закона своей жизни он должен не участвовать в насилии, не оправдывать его и не пользоваться им». И вера в свое дело: «Истинно говорю вам: кто скажет этой горе: «Поднимись и бросься в море» - и не усомнится в своем сердце, а будет верить, что то, что он говорит, происходит, - будет ему» 11:23. Разрушителей веры надо гнать от себя…

Фотография сделана с территории садового участка, в котором я скрывался будучи в федеральном розыске в 2011 году.